#7 Образование, 27 августа 2018
Инструменты , Весь мир ,  
0 

Развивающиеся перспективы: как готовят менеджеров для новых рынков

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Глобализация заставляет компании искать специалистов со знанием особенностей бизнеса развивающихся стран, а бизнес-школы — адаптировать программы к этим рынкам.

По мере усиления экономических позиций развивающихся стран универсальность воспитания управленцев на основе практик и стандартов только западных компаний все чаще ставится под сомнение. Критика системы традиционного западного менеджмента обострилась после мирового экономического кризиса 2008 года, когда встал вопрос о мере ответственности выпускников ведущих бизнес-школ и их учителей за произошедшую на рынке катастрофу.

Обвинения в привитии слушателям жадности и беспринципного стремления к извлечению прибыли любым путем звучали не только со стороны левых политиков, но и внутри самого сообщества. «Мы оказались один на один с академической системой, в которой бизнес-школы управляются так, будто они глухи, слепы и немы по отношению к абсолютно новому развивающемуся миру», — писал директор по стратегическому развитию международной школы бизнеса Hult Йохан Рус. Успешный бизнес-менеджер, по его убеждению, обязан обладать видением глобальной перспективы, международным опытом, владеть несколькими языками и быть способным эффективно действовать в сложных ситуациях и хаосе.

В ответ на эти вызовы, а также под воздействием глобализации и формирующейся многополярности мировой экономики ведущие бизнес-школы стали пересматривать программы и включать в них международные модули и истории успеха представителей развивающихся рынков. В ответ на рост популярности азиатских школ в глобальных рейтингах MBA у ведущих западных школ стали появляться многочисленные совместные программы с партнерами из Азии.

В программе западной школы сегодня обязательно рассматривают кейсы компаний с развивающихся рынков, говорит директор по Восточной Европе и Центральной Азии департамента международного развития IE Business School Виктория Сусакова. Поездки студентов в развивающиеся страны для непосредственного знакомства с местной бизнес-средой стали привычной практикой для топ-школ, как и организация в Азии собственных кампусов.

И такие программы находят признание бизнес сообщества, говорит старший менеджер по маркетингу бизнес-школы «Сколково» Кирилл Захаров: «Все три лучших программы EMBA в последнем рейтинге Financial Times частично сделаны в Китае. А совместная программа Executive MBA HKUST и американской школы Kellogg за последние десять лет восемь раз признавалась лучшей в мире».

Особый путь?

Россия восприимчива и к вековым традициям американского и европейского бизнес-образования, и к опыту азиатских рынков, считает Кирилл Захаров: «В России склонны преувеличивать нашу особенность и исключительность в ведении бизнеса. Основные модели и фундаментальные знания, которые даются в международных бизнес-школах, применимы по всему миру».

Закрепить деловой английский, развить навыки межкультурных коммуникаций, перенять лучшие практики ведения бизнеса и наладить связи и контакты с представителями глобальных компаний слушатели из России в международных бизнес-школах могут. Однако ожидать от курса практических навыков для работы на российской почве не стоит, считают авторы доклада НИУ ВШЭ «Бизнес-образование в России: состояние и перспективы» .

«На практике выпускникам зарубежных программ приходится адаптироваться к реалиям российского рынка», — отмечает генеральный директор образовательного центра «Интеллект-тур» Инесса Гаплевская. Тем не менее российские компании продолжают отдавать предпочтение соискателям со степенью MBA западных вузов. При этом, продолжает эксперт, когда речь идет об устройстве на работу в международную компанию в России, зарубежные универсальные теоретические знания вполне применимы на практике.

По данным опроса российских выпускников программ МВА и EMBA, проведенного порталом MBA.SU в начале нынешнего года, 51% респондентов при наличии финансовых возможностей предпочли бы учиться в зарубежной бизнес-школе, и лишь 27% выбрали бы российскую программу. При этом в числе главных мотивов для выбора международного образования указывалось стремление больше узнать об эффективных бизнес-практиках «из первых рук», а также оценка весомости западного диплома для карьерного роста (особенно в госструктурах).

Ценным для российского работодателя являются прежде всего деловые контакты, завязанные молодым руководителем за время обучения в бизнес-школе. А курс России на евразийскую интеграцию повышает ценность азиатского бизнес-образования. Спрос на выпускников международных школ зависит от рынка и партнеров, на которых ориентируется компания. По оценке международной консалтинговой компании QS, в ближайшие пять лет 60% выпускников китайских бизнес-школ будут рекрутироваться транснациональными корпорациями прямо из-за парты.

Агенты влияния

Продвижение своей деловой культуры в развивающиеся страны через возвращающихся на родину выпускников — одна из ключевых задач международных бизнес-школ, считает глава Global Business School Network Гай Фефферман. Многие иностранцы — выпускники западных бизнес-школ стремятся остаться в Европе и США и устроиться работать в западные компании, тогда как гораздо больше пользы они способны принести в своей стране, полагает он.

«Цель любого бизнес-образования — доступ к лучшим бизнес-практикам мира, чтобы слушатель приехал обратно и начал совершать революцию. Польза обучения в западной школе для студента из развивающихся стран будет выше, чем для американца и европейца», — согласна Виктория Сусакова. По ее словам, после обучения на Западе адаптироваться к работе в российской государственной или частной структуре может быть сложно, однако полученный опыт дает колоссальное преимущество.

Новые перспективы для обладателей зарубежных MBA-дипломов открывает и сокращение числа экспатов на российском рынке. После кризиса работодатели начали массово отказываться от слишком дорогих услуг зарубежных специалистов. По данным кадрового агентства Unity, c 2014 по 2016 год спрос на иностранцев в России сократился в шесть раз, а в «АльфаСтраховании» подсчитали, что число компаний с иностранным персоналом сократилось до 5%. Однако потребность в экспертизе и специалистах, знакомых с западными практиками, никуда не делась. Напротив, по данным Unity, спрос на россиян, имеющих опыт работы за границей, знакомых с современными технологиями и методиками трансформации бизнес-процессов, увеличился минимум на треть. Санкции, ограничившие доступ российских компаний к западным технологиям, также подогревают этот спрос. В свою очередь, и международные компании, работающие в России, заинтересованы в сотрудниках, знакомых как с западной культурой бизнеса, так и с местными реалиями.

Компетенция «В кризис люди находят больше возможностей для персонального роста»
Содержание
Закрыть