— Как экономические кризисы влияют на поведение потребителей программ бизнес-образования?
— Процесс финансирования студентами собственного бизнес-образования контрцикличен: в периоды экономических кризисов люди стараются больше вкладываться в личное обучение. Это связано с тем, что во время экономического роста альтернативные издержки образования выше — люди отдают предпочтение работе, а не учебе. Во время кризисов они находят больше возможностей и времени для персонального роста, инвестиций в себя. Отмечу, что при этом корпоративное обучение также тесно связано с экономическими циклами, но в противоположном направлении — в начале любого кризиса это одна из первых статей расходов, которая урезается или сокращается вовсе.
— Какие основные мировые тренды в бизнес-образовании сегодня вы могли бы выделить?
— Есть общая потребность в более глубоком понимании того, как передовые технологии и большие объемы данных воздействуют на создаваемые ими новые бизнес-модели. Именно этот тренд, на мой взгляд, сегодня носит глобальный характер.
— Какова ценность сегодняшних программ MBA? Как будущему студенту выбрать между такой программой и краткосрочным тренингом?
— Ценность хорошей программы MBA сегодня очень высока. Это уникальная возможность для молодых талантов всесторонне понять многие подводные камни бизнес-процессов еще в самом начале собственной карьеры. При этом на глобальном рынке образования всегда было много предложений по программам MBA, которые очень разнятся по качеству как в процессе бизнес-обучения, так и по его официальном завершении. Поэтому изначально очень важно сделать правильный выбор такой программы. Главное отличие программ MBA от краткосрочных тренингов — в широте и глубине охвата.
— Отвечают ли новые технологии и форматы обучения (к примеру, дистанционные и онлайн-программы) нынешним запросам и потребностям слушателей?
— В IE University мы являемся давними сторонниками смешанного образования, а именно: используем онлайн как ценное дополнение к очным курсам. Это оказывает мультипликативный эффект на обучение в целом. Время — это самый дефицитный ресурс, поэтому мы в IE много инвестируем в совершенствование наших методик обучения, новые технологии, работаем с аналитикой образовательных процессов. Все это делается для того, чтобы гарантировать сегодня студентам наиболее эффективное обучение за то время, которое они на него потратят. Сейчас обучающийся ищет в первую очередь высокий ROI (показатель возврата инвестиций. — РБК+) своего времени и денег, предназначенных для обучения и продвижения по карьерной лестнице.
Кроме того, наши студенты нуждаются в большей гибкости образовательных процессов. Поэтому мы уверены, что современное качественное бизнес-образование должно учитывать эти потребности учащихся. В IE мы понимаем эволюционную природу бизнес-образования и продолжаем искать пути его эффективного развития. В качестве примера приведу наше инновационное учебное пространство WOW room, которое представляет собой помещение с огромным экраном. На нем профессор видит лица своих студентов, которые находятся в разных точках планеты и могут подключаться к онлайн-платформе с любого устройства. Платформа располагает системой аналитики, которая включает в том числе алгоритм распознавания эмоций на лицах, и в режиме реального времени предоставляет профессору данные о том, как проходит его класс.
— Стоит ли слушателям при поиске и выборе образовательных программ обращать внимание на рейтинги бизнес-школ?
— Рейтинги и им подобные исследования важны, так как обеспечивают определенную проверку качества обучения независимой третьей стороной, которая не связана ни с образовательным учреждением, ни со студентом. Но, как и во многих других отраслях, при оценке данных рейтингов очень важно обращать внимание на то, кем и как именно они составляются, на методологии исследований, на вопросы, которые задаются при анкетировании, субъективные оценки авторов и т.п.
— Применимы ли нынешние европейские и мировые технологии и практики в образовании на развивающихся рынках, таких как российский?
— Я отдельно серьезно не изучала ваш рынок образования, поэтому отвечу так: любому развивающемуся рынку пойдет на пользу расширение доступа всех желающих к онлайн-образованию. Думаю, что Россия здесь не исключение.
— Российский рынок интересен сегодня зарубежным бизнес-школам? Он конкурентоспособен?
— В России частный бизнес начал развиваться относительно недавно. Насколько я знаю от моих коллег из московского офиса IE, во времена СССР бизнес-образование отсутствовало в принципе, и вся система образования в целом была очень академической. В связи с этим мы, как и другие международные бизнес-школы, видим большой интерес к такому образованию со стороны россиян — они хотят научиться лучшим практикам ведения бизнеса, изучить опыт, накопленный в других странах, получить возможности развития карьеры на международном уровне. Студенты из России, как правило, очень сильные, потому что у них есть хорошая математическая или техническая база; поэтому конкуренция за таких студентов довольно высока.
— Учиться всю жизнь — сегодня это выбор человека или уже его насущная необходимость? И как образовательные потребности различаются на разных этапах карьеры?
— Время пребывания человека на одной должности в последние годы существенно сократилось, в среднем оно составляет сейчас чуть больше четырех лет, согласно последнему исследованию Human Capital Survey компании Deloitte. Сегодня каждый, кто считает себя профессионалом, должен самым активным образом лично управлять собственной карьерой. И постоянное обучение здесь — ключевой компонент. Он или она сегодня не должны ждать, пока компания, где он или она работает, будет учить чему-то новому. Мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда компании обучают своих сотрудников только основным необходимым навыкам (к примеру, дают общие знания о продаваемых продуктах или предоставляемых услугах). Но при этом такие работодатели предоставляют сотрудникам финансовые возможности для дополнительного образования, которое может им пригодиться. Это как с моделью BYOD, которая по умолчанию сейчас используется в крупных компаниях (Bring Your Own Device — «принеси собственное устройство»; принцип, по которому сотрудник компании вместо корпоративного компьютера использует для работы собственный гаджет. — РБК+). Вы в своей работе на компанию можете использовать компьютер Apple или PC, или Samsung, или даже iPhone. Проще говоря, выбор инструмента не имеет значения.
Так и в образовании. Мы сейчас стоим на пороге нового мира, мира BYOL (Bring Your Own Learning) — «отвечай за собственное обучение». Поэтому, на наш взгляд, непрерывное образование сегодня строго обязательно как для частных лиц, так и для корпораций.
— Кто те люди, которые сегодня выбирают обучение в лучших бизнес-школах мира?
— Это очень мотивированные люди с высоким уровнем амбиций, способные усердно учиться, зачастую без отрыва от профессиональной деятельности. Скажем, в IE учатся студенты более ста национальностей, но всех их объединяют эти качества.
— Каков ваш главный совет тем, кто сегодня собирается заняться повышением собственного образовательного уровня?
— Он прост: попробуйте стать профи в обучении. По моему скромному мнению, этот совет касается в первую очередь мышления человека, установки на постоянное развитие. Истинный профессионал должен руководствоваться тем, что непрерывное образование — это его эффективное секретное оружие для устойчивого карьерного роста. В наше время образование — это не удел только молодых, кому по достижении определенного возраста как бы положено сидеть на студенческой скамье. Учиться всю жизнь — вот основной жизненный принцип, актуальный сегодня. Также следует помнить, что сейчас едва ли не основное качество любого лидера — умение учиться и способность продемонстрировать это.