П о оценкам глобальных телеком-операторов, к 2020 году в мире будет 30–50 млрд подключенных устройств, формирующих феномен интернета вещей (Internet of Things, IoT). В исследовательской компании IDC считают, что к концу десятилетия объем рынка IoT составит $3,04 трлн, при этом его развитие станет стимулом для создания новых сегментов и направлений бизнеса. Есть и более впечатляющие прогнозы роста — до $19 трлн к 2025 году, по оценкам аналитической группы Berg Insight.
Как считают аналитики, в настоящий момент наибольшую активность на рынке интернета вещей в силу более развитой инфраструктуры проявляет Северная Америка. Однако к 2020 году она, вероятно, уступит Западной Европе и Азиатско-Тихоокеанскому региону по размеру IoT-выручки и объему подключенных к сети устройств.
В IDC отмечают, что этот рынок будет характеризовать высокая степень кооперации между традиционными и новыми поставщиками решений. Экосистема интернета вещей включает сетевое оборудование, коммуникационные сервисы, технологии интеграции данных и различное программное обеспечение. Таким образом она вовлекает большое количество игроков, среди которых, полагают аналитики, не будет явного лидера.
Большинство существующих IТ- и телеком-гигантов начинают активно готовиться к этой новой реальности. Так, IBM в текущем году планирует инвестировать $3 млрд в создание нового IoT-подразделения и ожидает, что его доходы к 2018 году составят около $40 млрд. Для сравнения: немецкий бизнес вкладывает в это направление €40 млрд ежегодно. В целом инвестиции в IoT увеличиваются в Европе и Северной Америке на 30% в год.
По данным провайдера телеком-инфраструктуры Ericsson, 75% компаний сегодня проявляют активный интерес к решениям в области интернета вещей, отмечая быстрый рост потребительского спроса на подобные технологии. Согласно исследованию Ericsson Consumer Lab, 94% мировых компаний считают, что интернет вещей в ближайшие годы станет оказывать постоянно растущее влияние на глобальный рынок и практически на все отрасли экономики. Цифровая трансформация бизнеса будет стимулировать рост доходов от облачных сервисов и инструментов хранения и обработки больших данных. Рост нагрузки на Сеть, к которой подключается все большее количество элементов, обеспечит спрос на инструменты управления, технологии виртуализации и безопасности.
Что обещает IoT
С одной стороны, интернет вещей считается перспективным направлением и будущим драйвером глобального роста. С другой — по данным консалтинговой компании Accenture, 73% компаний из разных отраслей экономики пока не представляют, как конкретно использовать эти технологии и получать с их помощью добавленную стоимость. Лишь 7% компаний уже разработали стратегию и рассчитали необходимые инвестиции в это направление. Уже просматривающиеся выгоды от IoT для бизнеса, по мнению опрошенных Accenture компаний, — повышение производительности (46% респондентов) и снижение издержек (44%). В частности, технологии уже сейчас помогают сокращать расходы на ремонт оборудования — отслеживая его состояние в режиме реального времени, проводя необходимые замены и избегая таким образом крупных поломок.
Тем не менее исследователи утверждают, что капиталовложения в промышленный IoT и ожидаемый от него прирост производительности могут увеличить к 2030 году ВВП таких стран, как США (на $6,1 трлн, или на 2%), Германия ($700 млрд; 1,7%) и Китай ($1,8 трлн; 1,3%). Правда, произойдет это при условии предварительных инвестиций в компетенции и экспертизу для работы с IoT, а также в развитие инфраструктуры — в частности, широкополосные сети.
Общий вклад «промышленного» интернета вещей в мировое производство к 2030 году может составить около $14,2 трлн, считают в Accenture. Это подразумевает концепцию новых цифровых сервисов и бизнес-моделей на основе подключенных «умных» устройств.
87% опрошенных Accenture компаний считают, что интернет вещей увеличит количество рабочих мест. По данным еще одного исследования, проведенного совместно со Всемирным экономическим форумом, развитие этих технологий будет повышать профессиональный уровень и экспертизу персонала будущего, который сможет выполнять более сложные операции — например, управлять оборудованием удаленно. Общая цифровизация бизнеса, которую обеспечит интернет вещей, потребует и сотрудников на всех уровнях сделать «информационными», то есть обучить их работать с данными. Соответственно, будут появляться и принципиально новые рабочие места.
Как ускориться
Для более быстрого проникновения концепции интернета вещей необходимо усилить развитие целого ряда факторов — причем практически во всех странах. Речь идет о повышении уровня развития инфраструктуры, IТ и телекома, а также об усилении госучастия, включая инвестиции и регулирование для поддержки внедрения новых технологий.
От самих же компаний — участников рынка, по мнению экспертов Accenture, потребуется пересмотреть форматы своих партнерств, а также расширить доступ к информации и обеспечить новый уровень децентрализации рабочей среды. Для более эффективного взаимодействия между контрагентами, вероятно, потребуются новые типы организационных структур на предприятиях.
Кроме того, нужно будет разработать и внедрить новые стандарты совместимости и безопасности данных. Маркус Велдон, технический директор Alcatel-Lucent (поставщика телеком-оборудования) и президент Bell Labs, предупреждает, что произойдет некоторое смещение от физической безопасности к цифровой — чем больше подключается объектов, тем больше точек для хищения данных. «Главная угроза интернета вещей состоит в том, что любое из устройств может быть заражено вредоносным ПО, — комментирует он. — Создавая интернет вещей, мы должны обеспечивать защиту по мере добавления устройств к IP-инфраструктуре предприятия».
Российские точки роста
Как показало исследование Accenture, сегодня по потенциалу внедрения промышленного интернета вещей лидируют США, Швейцария, Скандинавия и Нидерланды. А Россия вместе с Испанией, Италией, Индией и Бразилией пока находится скорее в начале пути — в силу недостаточной зрелости рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также уровня развития инфраструктуры.
В России интернет вещей развивается сейчас наиболее активно в финансовой сфере (терминалы оплаты, банкоматы) и транспортной отрасли, отмечает Иван Филь, директор по инновациям компании Intech. По его наблюдениям, начинают ускоряться в этом направлении также сферы ЖКХ и безопасности (охранные системы). Исторически же такого рода технологии используются в промышленности — поэтому не являются абсолютно новым феноменом для рынка.
Российские респонденты исследования Accenture считают, что максимальную отдачу от распространения интернета вещей в России получат здравоохранение (74%), производство (56%) и энергетика (32%). При этом в числе главных барьеров названы ограниченный доступ к инвестициям (50%), а также несоответствие имеющейся ИКТ-инфраструктуры (46%). Помимо прочего отмечается недостаточная поддержка государства, а также пока не сформировавшийся спрос на данные технологии.