Решения , Весь мир ,  
0 

«Каждый шаг для сокращения потребления энергии уже эффективен»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Парниковый газ, над снижением выбросов которого бьются во всем мире, может быть не только причиной глобального потепления, но и прекрасным материалом для производства мягких матрасов. Член правления Bayer MaterialScience AG (BMS) Ричард Норткот рассказал корреспонденту РБК+ Ольге Цыбульской о способах экономии энергии и повышении экологичности предприятий.

— Что означает энергоэффективность для химической компании?

— Химическая и полимерная промышленность являются одними из наиболее энергоемких отраслей — они потребляют большие объемы электроэнергии, газа и пара. Это относится и к нашей компании, которая является одним из ведущих производителей высококачественных полимеров для таких ключевых секторов, как автомобильная промышленность и строительство. Мы постоянно разрабатываем новые, экологически безопасные технологии. На протяжении многих лет нам удается существенно снижать энергопотребление, выбросы углекислого газа, при этом значительно увеличивать производство. Новые технологии помогают снижать стоимость продукции. Кроме того, экологические нормы и законодательство европейских стран становятся более жесткими, и наши решения помогают им соответствовать.

— Приведите, пожалуйста, примеры наиболее эффективного законодательного ограничения выбросов СО₂.

— Сегодня сложно говорить об эффективном европейском законодательстве в этой области. Европейская комиссия требует к 2030 году сократить количество выбросов на 40%, но при этом, как считают представители «зеленых» партий, поддержка проектов в области возобновляемой энергии не столь уж сильна. Доля возобновляемых энергоносителей должна увеличиться всего лишь на 27%. Согласия по этому вопросу нет как между странами — членами ЕС, так и между ЕС и европейскими производителями. Возможно, согласие будет достигнуто, если правила будут гибкими для каждой страны. Решение должно быть принято к концу 2015 года. Помимо ограничения выбросов СО₂ в европейской политике по энергоэффективности есть и другие темы — это и запрет на лампы накаливания, и энергоэффективная санация зданий. На мой взгляд, каждый шаг, который мы предпринимаем, чтобы сократить потребление энергии как на производстве, так и в быту, уже эффективен и приносит пользу. Поэтому так важно заниматься вопросами энергоэффективности не только на законодательном, но и на образовательном уровне.

— Как крупному промышленному предприятию достичь результатов в сфере энергосбережения на современном уровне?

— Нужно повысить осведомленность о бережном использовании ресурсов и устойчивом развитии в коллективе в целом, определить направления развития и закрепить это в компании. Процедуры и методы для повышения энергоэффективности должны применяться последовательно и на всех уровнях. Кроме того, энергоемкие предприятия должны владеть компетентными знаниями, чтобы определить необходимость оптимизации и в идеале разрабатывать и реализовывать собственные решения. Мы делаем это в Bayer MaterialScience.

Например, используем систему измерения и управления STRUCTese®, которую мы разработали для оптимизации потребления энергии на наших предприятиях. Она уже установлена на 60 объектах в странах Европы, Азии и Америки, где потребляется большая часть используемой в компании энергии. Сейчас мы продолжаем оснащать наши предприятия этой системой. Ее уникальность в том, что энергопотребление каждой операции рассчитывается индивидуально, в режиме онлайн, и может быть скорректировано до оптимального значения. Персонал имеет возможность постоянно контролировать систему.

— Какой эффект она дает?

— С ее помощью мы уже экономим более 1,2 млн МВт·ч энергии в год. Средний расход энергии на заводе снижается на одну десятую в год, а выбросы углекислого газа сократились более чем на 360 тыс. в год. К 2020 году эта цифра составит около 750 тыс. т. Мы планируем снизить выбросы СО₂ на тонну произведенного материала на 40%, а эффективность использования энергии увеличить на 30% по сравнению с показателями 2005 года.

— В чем суть ваших инновационных разработок по использованию СО₂ в производстве полиуретана?

— Мы полны решимости сделать полезное сырье из парникового газа CO₂. Проект Dream Production продвинулся уже далеко. Диоксид углерода — важный компонент высококачественного пенополиуретана. Мы используем СО₂ для производства так называемых полиолов. Новые полиолы с содержанием примерно 20% CO₂ будут изготавливаться к 2016 году на заводе, который строится в настоящее время на нашей площадке в Дормагене. Пеноматериал из СО₂ предназначен прежде всего для производства матрасов. Но у нас есть и другие идеи. Проект Dream Polymers, например, ставит своей целью двойное использование парникового газа. Отработанный СО₂ выводится, а затем из него выделяется химический полуфабрикат. Таким образом, мы используем парниковый газ для производства полимера нового типа, который всего лишь на 60% состоит из нефти, обычного сырья для полимерной промышленности. Мы работаем над тем, чтобы производить с использованием углекислого газа пластмассы для различного применения. Мы могли бы представить себе сценарий, что когда-нибудь в будущем сможем вообще отказаться от нефти. Конечно, сейчас говорить об этом еще рано, поскольку вклад в защиту климата с помощью использования CO₂ довольно низкий.

— Что вас привлекло в проекте Solar Impulse, почему вы решили сотрудничать?

— Мы поддерживаем концепцию, что только благодаря интеллектуальному объединению существующих ноу-хау и решимости можно достичь новых берегов и проложить путь для внедрения «чистых» технологий. Также мы рассматриваем самолет Solar Impulse как летающую лабораторию, которая помогает нам улучшить наши продукты и решения, пробовать новое и предлагать новые возможности. Подобные материалы мы разрабатываем и для других рынков и отраслей — например, для облегченных конструкций в автомобильной промышленности, для изоляции зданий и управления теплом в бытовой электронике.

— Как складывается ваше сотрудничество с Solar Impulse?

— Наша компания является официальным партнером проекта с 2010 года. Мы разработали специально для этого самолета инновационный полимерный материал, который делает его особенно легким и устойчивым. Кроме того, мы предоставили высокопроизводительный изоляционный материал. Высокоэффективная теплоизоляция особенно важна для самолета, потому что он подвергается воздействию экстремальных температурных колебаний. Дизайн обшивки самолета — тоже наша разработка.

— Технологическая транспортная революция уже совершается?

— Я думаю, что мы живые свидетели этой технологической революции. Уже сейчас швейцарские инноваторы Бертран Пикар и Андре Боршберг проделали половину маршрута своего кругосветного путешествия на самолете без использования топлива, только на солнечной энергии. Конечно, мы не доживем до того момента, когда Airbus или Boeing смогут перевозить 150 пассажиров только при помощи солнечной энергии. Однако если говорить о наземном транспорте, то здесь революция налицо — высокоскоростные поезда, электромобили, гибридные автомобили… Стремительно сокращается время, которое проходит от испытания новых технологий на концепт-каре до начала серийного производства. И если сегодня у нас маленький самолетик летит на солнечных батарейках, что мешает в скором времени появлению автомобиля, который будет заправляться не бензином, не электричеством, а солнцем?

Инновации Небесный тихоход
Скачать Содержание
Закрыть