Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

«Никто уже не готов платить 50% стоимости за красивую обертку»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
IT-отрасль движется в сторону консьюмеризации, заказчики отказываются от коробочных продуктов в пользу кастомизированных решений, а игроки привыкают работать с низкой маржинальностью проектов. Об этих и других тенденциях на рынке корреспонденту РБК+ рассказал управляющий партнер AT Consulting Сергей Шилов.

​— Насколько консьюмеризация IT уже стала трендом в России и за рубежом?

— Консьюмеризация — неизбежная и закономерная трансформация отрасли. Сегодня информационные технологии проникают практически во все сферы деятельности человека. Мы постоянно пользуемся интернетом, различными устройствами — смартфонами, планшетами, а также программными продуктами, которые на них установлены. Развитие этих продуктов колоссально повлияло на жизнь и компаний, и людей. Например, мы как физические лица покупаем через интернет одежду или билеты на мероприятия, бронируем рестораны, заказываем такси, отслеживаем пробки. Аналогично от IT зависят юридические лица — компании и госструктуры. Если 10 лет назад такая зависимость отмечалась преимущественно в телекоме и банковской отрасли, то сегодня она характеризует уже всю экономику. В то же время очень активно компьютеризировалось и государство. Россия здесь вполне в мировом тренде. Уровень проникновения интернета у нас достаточно высок, и в целом наша страна, как часть (пусть и не очень большая) глобального рынка, не демонстрирует значительных отличий или специфики в сфере IT. Хотя у нас по-прежнему очень много талантливых людей в этой отрасли, что выделяет Россию среди большинства других стран. Средний уровень наших IT-специалистов зачастую выше, чем на Западе или на Востоке. Есть квалификация, накоплена экспертиза, что позволяет решать многие задачи быстрее, чем это делают зарубежные конкуренты. Индустрия предъявляет достаточно высокие требования, и за талантливых специалистов продолжается война. Так что мы остаемся донором IT-талантов для всего мира, экспортируя, а не импортируя человеческие ресурсы.

— Какие новые тенденции вы отмечаете на рынке по итогам года? Какие технологические прорывы наметились?

— Информационные технологии очень разнообразны и активно развиваются, но принципиально новые подходы появляются не так часто. По крайней мере, в сегменте корпоративного ПО. Действительно глобальных прорывов (как, например, в свое время концепция ERP) за последние пять лет здесь, пожалуй, не было. Однако точечно происходит масса небольших прорывов. Например, фантастический рост демонстрируют мобильные приложения. Заметный технологический рывок произошел в системах хранения данных — сегодня почти уже сняты ограничения на память. Большой прорыв случился в коммуникациях. Еще пять лет назад они были достаточно сильно ограничены. Тогда, чтобы прочитать почту, нужно было приехать в офис. Нужен был стационарный интернет. Весь документооборот был доступен только внутри офиса. А сегодня системы коммуникаций позволяют работать в удаленном формате, заметно повышая производительность. Тарифы на интернет снизились, и коммуникации стали доступными, что важно для географически распределенных компаний вроде нашей. У нас 15 офисов в разных регионах РФ и СНГ, где работает приблизительно половина сотрудников. Раньше были нужны личные встречи, а сейчас командировок стало на порядок меньше, эффективность повысилась.

— Как, исходя из вашей практики, меняется IT-потребление? Какие решения и услуги генерируют сегодня основной спрос?

— За последние годы многие корпоративные заказчики отошли от продуктов и больше ориентируются на заказную разработку. Рост этого сегмента услуг очень серьезный, при том что продажи готовых продуктов почти не растут. Пять лет назад мы по большей части зарабатывали на внедрении чужих продуктов, а сегодня существенная доля наших проектов приходится на кастомизированную разработку. Это направление в ближайшие годы, скорее всего, будет расти еще быстрее. Намечающийся прорыв — облака и готовность заказчика платить за услугу. По-видимому, вступивший в силу закон о хранении персональных данных позволит заполнить отечественные ЦОДы: объем всех данных, если их вернуть в Россию, действительно очень большой. Уже есть спрос на аренду мощностей, причем не только у традиционных провайдеров, но и, например, у Сбербанка. Возможно, начнется подъем российских продуктов на фоне импортозамещения — при условии соответствующей поддержки. Пока что нашим компаниям не хватает бюджетов на продвижение, а чаще всего 50% стоимости продукта — это маркетинг, как мы видим на Западе. Главный нюанс IT-потребления в том, что сегодня уже никто не может тратить столько, сколько тратили раньше. Но при этом, как уже было сказано, зависимость от IT большая. Соответственно, все игроки ищут новые модели — как получить необходимое за существенно меньшие деньги. Именно такой подход будет работать, например, в случае аренды ЦОДов и аутсорсинга услуг. Или в случае отказа от поддержки западного продукта в пользу российского аналога. Когда нет денег — уже не до маркетинга. Больше никто не готов платить 50% стоимости за красивую обертку, нужно только то, что внутри. Никто уже не покупает ненужных проектов, реализация которых не была продиктована бизнес-целями.

— В чем вы видите возможную социальную пользу от IT? Какие IT-проекты вы делаете, что называется, для людей?

— В первую очередь, у нас очень большая экспертиза в портальных решениях. Например, мы участвовали в обновлении портала Сбербанка, важнейшего канала коммуникации с клиентами. По данным Comscore, это 15-й по посещаемости веб-сайт в РФ, его аудитория составляет около 18 млн посетителей в месяц. В этом году проект стал одним из победителей интернет-премии «Золотой сайт». Для компании «ВымпелКом» мы реализовали ряд проектов в области цифровых коммуникаций. Один из самых ярких — обновление системы самообслуживания, личного кабинета «Билайна», которым сейчас могут воспользоваться все абоненты оператора. Есть интересный опыт в построении систем для крупных спортивных мероприятий. Мы помогли создать ИКТ-инфраструктуру Универсиады в Казани, а затем разработали IT-системы для чемпионата мира по водным видам спорта, который прошел там же в нынешнем году. Проекты в этой сфере связаны с немалыми рисками: все разработанные системы во время проведения мероприятия должны работать слаженно и без ошибок. Могут возникнуть нестандартные ситуации, которые необходимо разрешать очень быстро. Такие системы требуют особо тщательного предварительного тестирования. В нашем портфеле много проектов, связанных с построением фронт-офисных систем. Сейчас взаимодействие заказчиков со своими клиентами ориентировано уже не на простую регистрацию обращений, как раньше, а на полный интерактив и постоянное общение через различные каналы. Принципа интеграции сегодня придерживаются везде, где есть массовое обслуживание, в том числе в госсекторе.

— Каковы ваши планы развития с точки зрения предложения рынку? На каких решениях и услугах хотите сфокусироваться?

— Мы продолжим оказывать классические IT-услуги, при этом развивая сложные, комплексные проекты. Несмотря на падение рынка информационных технологий, наша компания планирует завершить год с увеличением дохода на 10–15% в рублях. Мы тщательно рассчитываем маржинальность каждого проекта и поэтому расширяем свою долю на рынке даже в условиях сокращенных IT-бюджетов. В 2016 году будем активно работать по всем своим ключевым направлениям: внедрению портальных и мобильных решений, ERP, CRM, аналитике, разработке на заказ. Кроме того, у нас ожидается ряд проектов по тематике «умного города» и IT-поддержке крупных спортивных мероприятий.

Решения Карта IT-решений для людей
Скачать Содержание
Закрыть