— Падение российской экономики затронуло все сферы бизнеса. Насколько снизился спрос на инновационные материалы со стороны компаний и частных лиц — конечных потребителей продуктов?
— Конечно же, мы чувствуем влияние кризиса. Общее снижение рынка мы оцениваем примерно в 30%. В такой ситуации мы в первую очередь стараемся поддерживать наших ключевых клиентов — за счет более гибкого ценообразования и предоставления дополнительной технической поддержки. Не стоит забывать, что в кризис мы не только рискуем потерять клиентов, но и получаем шанс приобрести новых за счет качества продуктов и сервисов. К примеру, сокращение импорта мебели увеличивает локальное производство. Также за счет сокращения импорта идет рост локального производства индустриальных покрытий. Соответственно, производителям требуются наши продукты. В целом мы не драматизируем ситуацию: в России мы потеряли лишь 4% рынка.
— Какие современные материалы в 2015 году были наиболее востребованы на мировом и российском рынках?
— Как на уровне глобального рынка, так и здесь, в России, был востребован поликарбонат, особенно в таких направлениях, как светотехника и электроника. В этом сегменте наши продажи в мире выросли на 12,4% по сравнению с 2014 годом, а объемы — на 5,2%. В сегменте «покрытия, клеи и специальные материалы» продажи выросли на 8,6%, а объемы — на 2,7%. В крупнейшем сегменте полиуретанов в 2015 году продажи хотя и снизились на 3,1%, тем не менее объемы сырья, направленного в производство, выросли на 1,8%.
— Может ли использование современных материалов в строительстве снизить себестоимость строительных работ? Сложно ли внедрять новые материалы в России?
— Комплексный подход к решению задач проекта, включая предложение инженерных решений по применению конкретных продуктов, может снизить стоимость проекта на 10–15%. Например, в России перспективно замещение широко применяемого акрила на монолитный поликарбонат. Цена на поликарбонат, который изначально был дороже, начинает приближаться к стоимости акрилового листа, поэтому часть клиентов реально переориентировать на использование этого продукта. Так, в проекте строительства одного из стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года мы предложили использовать поликарбонат. Наши инженерные решения по встраиванию этого продукта в проект дают экономию относительно исходного проекта.
— В 2015 году концерн Bayer принял решение выделить химическое подразделение в самостоятельную компанию Covestro. Каких результатов удалось добиться самостоятельной компании?
— 2015 год был богат событиями, и он принес нам экономический успех. Став независимыми, после регистрации на бирже и выхода на MDAX мы продемонстрировали высокую доходность и финансовую мощь. Продажи в 2015 году выросли на 2,7%. Позитивная динамика наблюдалась во всех трех сегментах бизнеса (поликарбонаты; покрытия, клеи и специальные материалы; полиуретаны). Это было обусловлено в первую очередь выгодным соотношением спроса и предложения на продукты компании на мировом рынке.
— Как соотносятся полученные фактические результаты с цифрами, на которые компания планировала выйти до отделения от Bayer? Какие направления внутри компании оказались наиболее успешными?
— Фактические результаты превзошли наши ожидания — и это не только показатели EBITDA, но и свободный денежный поток от операционной деятельности, который увеличился на 200%, до рекордной суммы €964 млн. Наш чистый финансовый долг сократился почти вдвое. Во всех трех направлениях показатель EBITDA резко увеличился.
— Одной из причин отделения от Bayer был недостаток инвестиций в химические направления концерна. Удалось ли увеличить инвестиции в результате отделения и выхода на фондовый рынок?
— Отделение от Bayer позволило нам сфокусировать наши интересы исключительно на полимерном бизнесе. Говорить об увеличении инвестиций сегодня рано, но посмотрите на факты: за полгода с момента отделения мы успешно вышли на фондовый рынок, наши акционеры получат первые дивиденды в размере €0,7 за акцию. Кроме того, выпустив облигации по программе DIP (Debt Issuance Programme), компания получила доступ к долгосрочному финансированию и дальнейшей диверсификации инвесторов.