Стремительное развитие бесплатных массовых курсов пока не подразумевает вытеснения традиционных университетов. В тренде — выстраивание взаимодействия между онлайн- и офлайн-форматами. Для МООС это означает своего рода «легализацию», признания качества и статуса. Для вуза это новая составляющая образовательного процесса, которая может существенно его дополнить и обогатить. Сегодня все больше университетов во всем мире представляют свои программы в сети, в их числе — Гарвард, MIT, Стэнфорд.
Распространение онлайн-обучения начинает влиять и на методику преподавания в классических вузах. Теперь часть программ, например, строится «от интернета». Сначала студенты самостоятельно смотрят лекции онлайн, а затем в аудитории проверяется усвоение материала, разбираются сложные вопросы и, главное, чего пока не может обеспечить онлайн, вырабатываются практические навыки по соответствующему предмету.
В России проникновение онлайн-формата несколько запаздывает, и до недавнего времени он встречал настороженное отношение. По данным панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» Института образования НИУ ВШЭ, в 2015 году массовые открытые онлайн-курсы использовали 10% студентов младших курсов вузов и 5% студентов учреждений среднего профессионального образования.
Однако, по оценкам экспертов образовательной площадки «Универсариум», концепция lifelong learning (обучения на протяжении всей жизни) проникает и в отечественную систему образования. Популярность онлайн-курсов растет, и в том числе их все активнее начинают создавать российские вузы.
Широкий онлайн-выбор
Глобальная экосистема МООС разрослась за последние пять лет из широкого разнообразного набора учебных программ. Так, один из самых популярных ресурсов онлайн-образования, Coursera, предлагает более 1,2 тыс. курсов. На платформе зарегистрированы более 17 млн пользователей. На образовательном ресурсе Udemy — более 40 тыс. курсов и 10 млн зарегистрированных участников.
Российские показатели заметно скромнее. На платформе «Универсариума» — более 544 тыс. участников и 103 учебных курса. Здесь участвуют МГУ, МФТИ, РЭУ им. Плеханова, ВШЭ и другие вузы. На стартовавшем осенью 2015 года проекте «Открытое образование» доступно более 70 курсов по разным направлениям (математика, естественные науки, медицина, сельское хозяйство, гуманитарные науки и пр.) от восьми университетов (МГУ, СПбПУ, СПбГУ, МИСиС, НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и ИТМО). Планируется, что через несколько лет в Сети будут обучаться миллион студентов из России.
Учиться онлайн можно уже практически всему, но особой популярностью пользуются бизнес— и технологические курсы. Так, в список топ-10 самых популярных курсов 2015 года на Coursera вошли три курса по программированию, два по data science и один по machine learning (анализ данных и искусственный интеллект).
На «Универсариуме» самыми популярными стали курсы по саморазвитию и бизнес-программы от вузов и компаний с возможностью получения сертификатов о повышении квалификации. «Курс по тайм-менеджменту собрал 22 тыс. студентов, а на курсе по антикризисному управлению «Победитель кризисов в бизнесе» обучились более 110 тыс. слушателей. Вероятно, именно эти темы кажутся слушателям наиболее применимыми на практике и в реальной жизни», — поясняет Татьяна Селиванова, руководитель образовательных программ «Универсариума».
Рабочий спрос
Основной фокус обучения — практические навыки. Они все более ценны для бизнеса, часто оказываясь важнее, чем диплом сам по себе. Но именно их и не может обеспечить дистанционный онлайн-формат. В кадровом агентстве «Анкор» отмечают, что, по отзывам преподавателей вузов, 50% знаний дает именно общение в среде — чего лишены студенты, получающие образование дистанционно.
С другой стороны, скорость изменений на сегодняшних рынках формирует необходимость постоянно учиться новому, проходить переподготовку, развиваться. Поэтому спрос на онлайн-курсы бурно растет и лояльность к ним работодателей тоже повышается. Хотя ценность и валидность выдаваемых онлайн сертификатов пока не получили единого признания.
Сведения об образовании по-прежнему остаются одним из ключевых пунктов, на которые обращается внимание при рассмотрении резюме кандидата, отмечает Наталия Малышева, HR бизнес-партнер «Анкора»: «Работодатель хочет видеть не только адаптивных, инициативных сотрудников, но и умных и образованных. Наличие онлайн-обучения будет являться плюсом, но именно плюсом, а не базовым требованием к кандидату».
В компании HeadHunter рассказывают, что если в 2012 году лишь 0,1% резюме на hh.ru содержали информацию о полученном дистанционном образовании, то сейчас таких резюме уже около 0,5%, а через два-три года их объем достигнет 1–2%. Сама площадка запустила в 2015 году проект дистанционного обучения «Академия», чтобы помочь соискателям параллельно подтянуть свои знания по разным дисциплинам. «Дистанционное образование пока не способно заменить классические формы обучения, но может быть хорошим способом актуализировать свои знания по профессии или систематизировать уже собранную по мере накопления опыта информацию», — резюмирует Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter. Для работодателя, утверждает она, прикрепленные к резюме сертификаты дистанционного образования — это в первую очередь свидетельство желания кандидата развиваться в профессии.