Опережая санкции
Успехи государства в деле поддержки отечественного фарммедпрома, кажется, стали очевидны даже самым скептически настроенным экспертам. Минпромторгу, отвечающему за успехи развития отрасли, есть чем похвастаться. За три года в стране открылись десять фармацевтических заводов. Наиболее громкие достижения российской фармотрасли — выпуск компанией «Биокад» противоопухолевого препарата ритуксимаб и производство первого российского аналога инсулина компанией «Герофарм».
Главным инструментом поддержки фармацевтической отрасли и рынка медизделий вот уже пять лет выступает программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года» («Фарма-2020»). Минпромторг, подписываясь под ней в 2011 году, кажется, вскочил на ходу в практически безвозвратно уходящий бездефицитный бюджет — документ с утвержденным финансированием 188 млрд руб. (из них внебюджетных средств — 65 млрд руб.) был принят до введения санкций. Вот главные целевые ориентиры, которые еще пять лет назад казались чересчур амбициозными, а сроки их достижения — невыполнимыми: 90% препаратов из списка жизненно необходимых лекарств (ЖНВЛП, включает 600 позиций, участвующих в госзакупках) к 2020 году должно производиться в России, увеличение доли отечественных препаратов с 20 до 50%, медизделий — с 20 до 40%.
Через федеральную программу предприятия фарммедпрома получают поддержку в виде субсидий на доклинические и клинические исследования, проекты по трансферу технологий, разработку технологических платформ, например при создании линейки препаратов. С этого года государство возмещает производителям часть затрат на производство субстанций и медизделий. Также Минпромторг разрабатывает дополнительные меры по предоставлению преференций российским фармпроизводителям в зависимости от глубины локализации.
Таким образом, чиновники послали бизнесу важный сигнал: государство поддерживает фарммедпром, а внутри отрасли приоритет отдается компаниям, производящим продукцию на территории страны. Например, по закону цены отечественных препаратов при госзакупках могут быть на 15% выше импортных аналогов. Также с этого года упаковка признается уже недостаточным фактором для отнесения препарата к локальному производству.
Заинтересованная в российском рынке Big Pharma с учетом происходящего стала активно локализовывать производство — строить и реконструировать заводы, вместе с российскими партнерами начинать контрактное производство с трансфером передовых технологий, передавать права интеллектуальной собственности, запускать научно-исследовательские проекты. По данным маркетингового агентства DSM Group, из четырех сотен иностранных компаний чуть более двух десятков — в их числе Sanofi, Nycomed, KRKA, Servier, Stada, Novartis, AstraZeneсa, Berlin-Chemie/Menarini — сумели локализовать производство, а полсотни — освоили процесс упаковки на территории России.
Кластерная политика
Федеральная программа поддерживает также довольно успешную кластерную политику в отрасли. Так, с ее помощью был создан подмосковный биофармкластер «Северный» на базе Московского физико-технического института. Он наряду с другими ведущими фармкластерами — санкт-петербургским, калужским и ярославским — заманивает инновационные компании сокращением, а иногда и обнулением ставок земельного и транспортного налогов, низкой арендной платой, снижением региональной части налога на прибыль.
Наряду с региональными кластерами инновационные проекты фарммедпрома поддерживают и другие институты развития — Российская венчурная компания (РВК) и фонд «Сколково». Кластер биомедицинских технологий иннограда собрал более двухсот инновационных компаний, за 2013–2015 годы «Сколково» одобрил 74 гранта на общую сумму 1,2 млрд руб., сообщили РБК+ в фонде. «Наиболее востребованной оказалась программа «Защита интеллектуальной собственности» — 36% от общего количества поступивших заявок, а также программа «Проведение испытаний» — 64%», — отмечает вице-президент фонда «Сколково» Кирилл Булатов.
Также помогает российским производителям Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). В 2015 году он поддержал в два с половиной раза больше проектов в сфере медицины и фармацевтики, чем годом ранее. «В целом потенциал российских малых предприятий медико-фармацевтической отрасли достаточно высок, и активное стимулирование со стороны государства поможет вывести ее на новый уровень», — считает гендиректор фонда Сергей Поляков.
Местная стимуляция
Санкции вынудили Минпромторг придумывать и дополнительные стимулы для ускорения импортозамещения в отрасли. Так, при министерстве был создан специальный Фонд развития промышленности (ФРП), в задачу которого входят отбор проектов и на условиях софинансирования их льготное кредитование под 5% годовых. Как пояснили РБК+ в фонде, с начала 2015 года было поддержано 12 проектов в медико-биологической и фармотрасли, объем поддержки составил 4,1 млрд руб. (четверть расходов фонда в 2015 году). «Реализация проектов позволит создать уникальное медоборудование и материалы, производить в России лекарственные субстанции, наладить выпуск готовых лекарств, протезов», — говорит глава ФРП Алексей Комиссаров. Первым производством, открытым с привлечением займа ФРП, стала компания «Гигиена-сервис», уже запустившая производство подгузников для взрослых; она намерена занять 50% рынка, который сегодня практически полностью контролируют иностранные производители. Среди других проектов, отобранных фондом, — создание высокотехнологичных производств перевязочных материалов, дефибрилляторов, протезов, лекарств от артрита, антибиотиков, реагентов для экспертных лабораторий.
Впрочем, несмотря на провозглашенные успехи, производители пока не испытывают повсеместной финансовой поддержки и говорят о трудностях ее получения, в частности о большой забюрократизированности и необходимости спецподготовки в подаче заявки. «В нашей отрасли инвитро мы не ощущаем, что кому-то выделяются средства. В медпромышленности огромнейшее разнообразие; возможно, кто-то получает, но нет системной поддержки, она остается выборочной», — говорит гендиректор Ассоциации производителей средств клинической лабораторной диагностики Виктор Нечаев. В числе рисков для фарммедпрома директор по исследованиям в области здравоохранения Magram Market Research Ирина Скворцова называет сокращения финансирования в кризис, а также вероятность того, что отечественные производители выпустят продукт, требующий значительных доработок, и скорее всего, в недостаточных для отрасли объемах. «Намного лучше работают институциональные меры путем нормативного регулирования и через системную поддержку отрасли, чем через финансовое вливание в организацию производства отдельных видов медизделий. Конечно, субсидирование ряда небольших компаний приводит к росту на их уровне, но для отрасли они малозаметны», — говорит гендиректор НТЦ «Медитэкс» Андрей Виленский.
Изъяны госрегулирования
По словам участников рынка, в теме господдержки и развития отечественного фарммедпрома остается один большой пробел — низкое качество регуляторных процедур. Среди главных претензий опрошенные РБК+ компании — производители медизделий и лекарств называют непрозрачную деятельность госорганов, неясность процесса регистрации лекарств и медизделий, регулирования рынка.
Так, госрегулирование цен на лекарства из списка ЖНВЛП привело к вымыванию с рынка дешевых лекарств (стоимостью до 50 руб.). Компаниям оказалось экономически невыгодно производить лекарства из низкого ценового сегмента, а аптекам — их продавать. По данным Федеральной антимонопольной службы, почти двести дешевых препаратов уже сняты с производства, примерно полторы сотни компаний планируют прекратить выпускать их в ближайшее время.
Кроме того, иностранные компании в этом году столкнулись с проблемой регистрации и перерегистрации лекарств из списка ЖНВЛП из-за отсутствия согласованной процедуры оформления.
Хуже ситуация на рынке медизделий. «Несмотря на всю ту поддержку, которую оказывает Минпромторг, есть очень много смежных, например с Минздравом и Росздравнадзором, и пока не решенных проблем. Уже много лет не решается проблема аналогов: Роздравнадзор не берется при регистрации медизделия указывать, что оно является аналогом другого, а это важно, в частности для расширения доступа производителей к госзакупках. Уже много лет не решается проблема госрегистрации медизделий. Так, сроки вывода нового продукта на рынок увеличились с четырех-пяти месяцев в 2011 году до года-полутора сегодня», — заявил РБК+ гендиректор компании MDpro Алексей Ванин.
Другая проблема медпрома, вытекающая из нескоординированности усилий различных ведомств, — отсутствие рынка сбыта для новой российской продукции. «Вряд ли медучреждения и пациенты станут разом покупать российскую продукцию, даже очень качественную и инновационную. Импортное как покупалось, так и закупается во многом потому, что закупщики часто не знают о российских товарах, а сами компании недостаточно активно и эффективно продвигают свою продукцию. А если за два-три года «новое» изделие не получит массового сбыта, то постепенно все усилия по поддержке отечественного производителя могут сойти на нет», — отмечает Андрей Виленский.