— В середине марта правительство одобрило федеральную космическую программу (ФКП) на 2016–2025 год с объемом финансирования 1,4 трлн руб и грандиозными планами высадки людей на Луне к 2030 году. Как много места уделено там страхованию?
— Федеральная космическая программа — это концептуальный документ долгосрочного планирования. И таких деталей, как страхование, он не содержит. То есть предполагается, что страхование как сопутствующая услуга будет существовать, но детальное описание страховых продуктов — это не цель программы. Но что радует страховщиков в ней — это насыщенность интересными проектами, запусками, которая дает надежду, что нас ждет длительная плодотворная работа. Например, на 2016 год в рамках ФКП запланировано 25 запусков, без учета запусков Минобороны. Оценивая такой план, можно ожидать хороший по космической активности год. Для сравнения: в прошлом году по ФКП было осуществлено 20 запусков. В 2016 году уже проведено шесть запусков, и все они были застрахованы. То есть, первый квартал получился довольно активным для космической отрасли и страховщиков. Мы надеемся, что тенденция страхования всех запусков будет продолжена.
— А как выделялись средства на страхование этих запусков? Соответствующее постановление правительства ведь еще не принято?
— Постановление правительства, которое устанавливало правила предоставления субсидий на страхование, закончило свое действие в конце 2015 года. Новое пока не принято. И шесть запусков, которые уже осуществлены в 2016 году, застрахованы за счет средств госкорпорации «Роскосмос» — с надеждой на то, что при утверждении нового размера и порядка предоставления субсидий эти затраты будут возмещены госкорпорации. Ранее одним из факторов, который препятствовал принятию постановления правительства, было отсутствие утвержденной ФКП.
— Как в целом обстояли дела в страховании космических рисков в 2015 году с учетом того, что аварийность пусков была ниже, чем годом ранее?
— В прошлом году Россия традиционно заняла первое место в мире по количеству запусков — 37. Для сравнения: в США было 20 запусков, в Китае — 16, в Европе — 11. Из российских запусков 15 были застрахованы в российских компаниях. Пять запусков было осуществлено в рамках коммерческой программы в интересах иностранных заказчиков, и несмотря на то, что они осуществлены с российского космодрома и с использованием российских ракет-носителей, они страховались в иностранных компаниях. 17 запусков не были застрахованы — это запуски в интересах Минобороны и суборбитальные запуски, и это нормальная практика, они не страхуются практически во всем мире. Поэтому 2015 год для рынка оказался положительным и в плане количества полисов страхования, и по объему финансирования.
С точки зрения убыточности ситуация следующая. В 2015 году случилось две аварии. В апреле был потерян грузовой корабль «Прогресс М-27М». Российские страховщики выплатили по этому случаю почти 2 млрд руб. И в мае произошла авария ракеты «Протон» с космическим аппаратом «МекСат-1». Страховая выплата составила примерно $390 млн. Это был коммерческий запуск в интересах иностранного заказчика. Российские компании не участвовали в страховании и перестраховании данного риска, и в выплате по данной аварии не участвовали.
Таким образом, год был вполне положительным и с точки зрения убыточности для российского рынка — одна крупная выплата российских космических страховщиков на такое количество запусков подтверждает высокую надежность российской космической техники. В прежние три года аварийность космической техники была выше. Выплаты российских страховщиков по космическим убыткам только в 2014 году составили почти 9 млрд руб.
— А как санкции повлияли на участников рынка? Компаниям пришлось искать новых партнеров по перестрахованию?
— Работа по переходу на альтернативные рынки велась весь прошлый год. Неким толчком к этому послужили санкции. Работа налажена с компаниями Китая, Вьетнама, Южной Кореи, Индии и странами СНГ — Республикой Беларусь и Казахстаном. Лидером по объемам перестрахования среди участников альтернативных емкостей выступает Китай. Причем сотрудничество ведется по двум направлениям — мы передаем китайским партнерам свои космические риски в перестрахование и получаем возможность участия в перестраховании китайских космических проектов и программ. Ранее китайский рынок был практически закрыт по линиям сотрудничества в перестраховании космических рисков. Несмотря на налаживание взаимодействия с альтернативными страховыми рынками, российские страховщики продолжают работу с перестраховщиками классических европейских и американских рынков. Если в рисках нет признаков санкционности, они готовы участвовать в перестраховании российских космических проектов.
— Что происходило в последний год с тарифами в космическом страховании?
— Мировая практика демонстрирует ежегодное снижение тарифов на протяжении последних десяти лет. И любая крупная авария может стать катализатором увеличения тарифов. Низкие тарифы обусловлены избыточной страховой емкостью. Традиционные перестраховщики активно конкурируют, кроме того, как мы уже говорили, к этой конкуренции подключились и альтернативные рынки — Китай, Южная Корея, Вьетнам и т.д. В России с прошлого года возникла ситуация большой разницы тарифов в зависимости от типа ракет-носителей. Например, ставки по носителю «Союз» в несколько раз меньше, чем по «Протону». Ранее тарифы были в едином тренде. Такая разница обусловлена вполне успешной пусковой статистикой ракет-носителей «Союз» и одновременно неудачами с запусками ракет-носителей «Протон». Сейчас после серии удачных запусков «Протона», в том числе, после успешного запуска аппарата «Экзомарс», рассчитываем на выравнивание ситуации с тарифами. (Российско-европейская миссия «Экзомарс-2016» была запущена с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Протон-М» 14 марта. — РБК+.)
Кроме того, можно предполагать повышение тарифов в отношении орбитальных рисков российской космической техники. В прошлом году вышли из строя аппараты «ЕгиптСат» и «Амос-5» — оба российского производства. Сейчас проводится выяснение причин аварий и ожидаются выплаты. В итоге такая ситуация может отразиться на тарифах.
— А как, в свою очередь, кризис в авиационной отрасли сказывается на страховщиках?
— На рынке авиационного страхования наблюдается спад в связи с тяжелой ситуацией в самой авиационной отрасли. И все факторы плохого самочувствия авиакомпаний очевидны: глобальный мировой кризис, запрет полетов по популярным туристическим направлениям — Египет и Турция, курсовые потери по лизинговым и кредитным договорам заставили авиакомпании пересматривать свои бюджеты и даже иногда уменьшать свой флот или уходить с рынка. И несмотря на то, что мировой рынок авиационного страхования, который год показывает убыток, наблюдается избыток страховой емкости, растет конкуренция страховщиков и продолжается снижение страховых тарифов.