Рубль в помощь
По данным Банка России и Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС, на ее долю приходится более 90% рынка авиастрахования), в 2015 году поступления по авиакаско достигли 8,948 млрд руб., что на 27% больше, чем годом ранее, а выплаты выросли в два с половиной раза, до 7,935 млрд руб. По страхованию гражданской ответственности авиаперевозчиков страховщики получили на 35% больше премии (3,514 млрд руб.), выплатили — 418,2 млн руб. (+25%). Страхование гражданской ответственности аэропортов, управлений воздушного движения и производителей авиатехники принесло членам РААКС 811 млн руб. (+47%), тогда как выплаты снизились на 30%, до 68,3 млн руб.
Увеличение сборов по авиастрахованию объясняется главным образом девальвацией рубля. Большинство крупнейших российских авиаперевозчиков эксплуатируют в основном взятые в лизинг воздушные суда иностранного производства, при страховании которых премия номинируется в иностранной валюте. При возобновлении договоров страхования на новый период стоимость страхования в рублях увеличивалась, но общее количество страхователей сокращалось.
Количество договоров страхования за прошлый год снизилось на 5% — с 6,1 тыс. до 5,8 тыс. договоров. Сокращение договоров страхования вызвано тем, что авиационная отрасль России вошла в затяжной структурный кризис. «Авиакомпании стоят перед необходимостью сворачивания программ перевозок, сокращения флотов воздушных судов и повышения цен на авиабилеты. Рынок авиаперевозок сжимается, многие авиаперевозчики уходят — в частности, в 2015 году прекратила полеты «Трансаэро», — поясняет президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. — Несколько особняком стоит «Аэрофлот», который, приняв на себя удар по перевозкам «Трансаэро», понес определенные финансовые потери, но получил в качестве бонуса значительную часть рынка авиаперевозок». Стоит отметить, что основная часть рисков каско и гражданской ответственности «Трансаэро» была перестрахована на международном рынке. Российскими страховщиками выступали СОГАЗ и «ВТБ Страхование». Дальнейшая судьба основной части самолетов «Трансаэро» пока не определена.
Страховщики отмечают и снижение тарифов. Причины — избыток емкостей на международном перестраховочном рынке и обострение конкуренции между российскими авиационными страховщиками.
Как рассказывают в РААКС, размер избыточной емкости оценивается в 230%. «Тарифы по авиастрахованию снижаются почти во всех сегментах, за исключением страхования военных воздушных судов, где из-за санкций существуют ограничения по перестрахованию рисков за рубежом, — обращает внимание первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин. — Сказать, что тарифы снизились в разы, было бы неправильно. Но те клиенты, которые из года в год показывают хороший результат — низкую убыточность или отсутствие убытков, при возобновлении получают снижение стоимости страхования. Это снижение не носит сплошного характера, но может достигать 5–20% по страхователю».
Эхо Синая
Последние пять лет уровень убыточности российских авиастраховщиков был существенно ниже мировых значений: 34% на отечественном рынке против 92% у международных компаний. По словам страховщиков, ситуацию кардинально изменит катастрофа самолета Airbus А321 на Синайском полуострове. Осенью прошлого года в ней погибли 217 пассажиров и 17 членов экипажа, также было полностью разрушено само воздушное судно. Риски каско и ответственности были застрахованы в «Ингосстрахе». По сообщениям страховщика, уже выплачено свыше $23 млн по каско и примерно 400 млн руб. — родственникам погибших пассажиров.
В целом количество страховых случаев по авиакаско в 2015 году составило 167 против 197 в 2014-м, по страхованию гражданской ответственности — 174 против 170. «Без катастрофы на Синайском полуострове показатели аварийности по самолетам первого—третьего классов в 2015 году примерно соответствовали бы среднестатистическим показателям последних нескольких лет», — говорит Игорь Юргенс.
Родственники пассажиров Airbus А321 получили выплаты в соответствии с законом об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). В международной практике такой вид страхования является добровольным со свободными тарифами и лимитами. «У нас же это страхование ответственности, размер которой уже определен. Это ответственность с некоторыми чертами страхования от несчастного случая», — замечает начальник управления страхования космических и авиационных рисков «Ингосстраха» Вадим Семеньков. Действующие минимальные страховые суммы на одного пассажира: за причинение вреда жизни — 2,025 млн руб., здоровью — 2 млн руб., имуществу — 23 тыс. руб.
Из-за положения законодательства о приоритете международных договоров над российскими законами большая часть самолетного парка по ОСГОП не застрахована. Большинство авиаперевозчиков эксплуатируют взятые в лизинг самолеты, лизингодатели обязывают их страховать ответственность по мировым лимитам. «Суммарные средние компенсации в Западной Европе и США составляют от $1млн до $4 млн на одного погибшего пассажира, что многократно выше, чем в России», — говорит замначальника управления авиационного и космического страхования СК «Согласие» Андрей Осотин. В итоге, как говорят страховщики, закон распространяется только на вертолетный парк, для которого тарифы оказались почти в сто раз занижены по сравнению с первоначальной расчетной величиной. В начале этого года Банк России сообщил, что проанализировал действующие тарифы по ОСГОП и решил их пересмотреть. Утвердить их планируется во второй половине года.