Решения ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«Российский потребитель исключительно информирован»

В чем сегодня состоят сложности работы на российском рынке для глобальных компаний и где их интерес, в интервью корреспонденту РБК+ Галине Паперной рассказала старший вице-президент, генеральный директор фармацевтического гиганта Teva в России и СНГ Анна Ярвиц.

ФОТО: Пресс служба
 

 — Чем сегодня интересен российский рынок для глобальной компании?

— Многие международные компании, в том числе вне фармацевтического сектора, начали разработку стратегии «Россия возвращается», исходя из предпосылок хотя и медленного, но восстановления роста ВВП. Внутренний спрос имеет большое значение: любые стимулы, создающие уверенность и переводящие денежную массу из резерва в потребление, важны, особенно в краткосрочном периоде.

Компания Teva представлена на многих рынках с цикличными экономическими изменениями и никогда не перекладывает ответственность за волатильность валютных курсов на страновый менеджмент. Мы переосмыслили новые экономические реалии и утвердились в решении развивать активное присутствие компании в России. За первый квартал этого года российское представительство с рабочими визитами посетили три лидера компании, входящие в исполнительный комитет глобальной Teva, включая президента и главного исполнительного директора.

Teva начала свою деятельность в России в 1995 году и сегодня представлена в 86 городах более чем тысячей сотрудников. По данным IMS за 2015 год, компания занимает 2,6% российского рынка лекарственных препаратов с оборотом 24,1 млрд руб. Компания работает во всех основных направлениях — рецептурном поликлиническом, специализированного лекарственного обеспечения и безрецептурном. Мы продолжаем развиваться: в финальной стадии находится сделка по приобретению дженерического бизнеса компании Allergan, которая в России известна как компания Actavis. Очистка сделки в соответствии с требованиями европейских регуляторов уже произошла, последний этап — одобрение со стороны FTC (Federal Trade Commission)  США. ФAC России уже дала свое согласие. Как только сделка будет завершена, мы начнем процесс интеграции двух компаний. Совокупный оборот объединенной Teva в России составит 31 млрд руб. с долей рынка 3,6%, компания окажется третьей по величине на российском рынке, а российский бизнес станет одним из пяти ключевых для глобальной Teva.

В России у компании есть собственное производство, проекты в R&D и масштабные клинические исследования.

— Как вы оцениваете состояние конкуренции на российском рынке?

— Особенность российского рынка в том, что пациент активно участвует в сохранении своего здоровья, зачастую приобретая лекарственные препараты за свой счет. Поэтому нас, россиян, интересует соотношение цены и качества препаратов. Другая отличительная особенность — приверженность бренду. Российский потребитель исключительно чувствителен к информации о контрафактной продукции и информирован о многих аспектах лекарственного обращения. Это имеет особенное значение, когда мы говорим о конкуренции на рынке безрецептурных препаратов (OTC): индивидуальный бренд и/или бренд компании зачастую оказываются наиболее значимыми инструментами коммуникации между производителем и потребителем, отвечая на сформированные ожидания.

Но рынок лекарственных препаратов относится к высокорегулируемым. Так, в коммерческом обращении находятся 149 лекарственных препаратов компании, представленных в 400 формах выпуска и дозировках, — это немало. Однако зарегистрировано в России значительно больше. Почему же мы не поставляем все эти препараты? Ответ прост: это экономически нецелесообразно, убыточно. Даже для компании, препараты которой ежедневно используют 250 млн человек в мире. 57% лекарств, представленных Teva в России, относятся к ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты)  — сегменту, в котором действует государственное ценовое регулирование. Мы хотим продолжать оставаться социально ответственной компанией. В частности, 12% наших препаратов относятся к ценовой категории 100 и менее рублей за упаковку. И они действительно представлены

в аптеках, а не на бумаге, мы продолжаем ввозить эти наименования. 64% всех лекарственных препаратов нашей компании находятся в категории до 500 руб. за упаковку — это определенный психологический порог для большинства потребителей. Но, конечно, мы выступаем за ценовое дерегулирование той части рынка, где в этом нет необходимости, например в сегменте безрецептурных препаратов. Это расширит конкуренцию и создаст большую представленность, а значит, больший выбор для населения. Teva — вертикально интегрированная компания со своим глобальным производством фармацевтических субстанций, но и мы испытываем негативное влияние девальвации рубля на себестоимость продукции.

— Объединенная компания изменит подходы к бизнесу?

— Teva станет еще более ориентированной на розничный сегмент фармацевтического рынка в связи с тем, что в объединенном портфеле значительно увеличится доля безрецептурных препаратов. Это большие флагманские бренды, хорошо известные российскому потребителю. С другой стороны, мы расширим недавно созданную категорию препаратов МНН-Teva (международных непатентованных наименований). Первые результаты этого проекта вселяют уверенность в правильно сделанном выборе, поскольку линейка рецептурных и безрецептурных лекарственных средств, объединенных под нашим брендом, дает рациональный ответ текущим экономическим обстоятельствам, поддерживая стремление врачей, пациентов и потребителей выбирать качественные и доступные препараты. Сегодня в России представлено 49 МНН-Teva: 18  безрецептурных и 31 рецептурное. Мы планируем ежегодно расширять перечень входящих в эту группу препаратов и форм выпуска, которые также объединены узнаваемыми, понятными упаковками с идентичной графикой. В итоге линейка составит 100–150 МНН с возможностью постоянного обновления. С учетом того что глобальная Teva после слияния с Actavis будет производить 1500 наименований лекарственных препаратов, у этой концепции большое будущее.

Международная Teva оценила успех МНН-зонтичного бренда в России и в настоящее время масштабирует его в странах Латинской Америки, а также в странах Евразийского экономического союза — в ближайшее время мы собираемся начать реализацию проекта в Казахстане.

Teva является диверсифицированной компанией с пайплайном оригинальных препаратов для оказания высокотехнологичной помощи. Некоторые из них имеют статус орфанных и планируются к подаче на регистрацию в России. Так что мы планируем развивать и инновационное направление.

— К каким изменениям в регулировании российского рынка вы готовитесь в будущем?

— К реализации системы лекарственного страхования, или возмещения, которое уже заявлено в 2016 году. Это в более отдаленной перспективе может значительно реформировать фармацевтический рынок и повысить обеспеченность населения лекарственными препаратами. Очень важная инициатива.

— Как проходит локализация производства дженерических препаратов в России, как повлияет смена производственной базы на стоимость лекарств?

— Компания построила фармацевтическое предприятие в Ярославле в промышленном парке «Новоселки». Завод получил заключение о соответствии правилам организации производства и контроля качества. Решение о локализации производства было принято в рамках подписанного инвестиционного договора и полностью выполнено.

Наш первый российский препарат выпущен в коммерческое производство. До конца 2016 года мы перейдем на производство полного цикла. Teva — российский производитель, но в своих производственных планах мы ориентируемся не только на государственные закупки, но и на розничный канал.

Сегодня одна из наших главных задач — максимально использовать мощности предприятия в Ярославле, сделать это быстро, с гарантией качества, за счет переноса в Россию большего числа лекарственных препаратов с большим объемом, чтобы достичь сравнимого уровня себестоимости с лидирующими по этому показателю заводами внутри группы Teva. Над решением этого вопроса работают профессиональные команды как в России, так и в головном офисе. Амбициозно, но необходимо.

Инновации Аналоговая революция
Скачать Содержание
Закрыть