Доставка — навсегда
Материалы выпуска
Продолжение следует Рынок Эффекты и эффективность Инструменты Доставка — навсегда Решения Гости из будущего Инновации
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Доставка — навсегда

ТЕНДЕНЦИИ
Самым устойчивым сегментом в кризис может оказаться самый неочевидный кусок рынка, такой, например, как доставка готовой еды домой и в офисы. Этому сегменту, в отличие от всего рынка общепита, аналитики предрекают в 2016 году рост, что само по себе почти сенсация.
Фото: Getty Images

Бум развития сегмента доставки готовой еды на работу и домой пришелся на 2013 год, уже в 2014-м рост был существенно спокойнее. Однако, по подсчетам аналитиков РБК Исследования рынков, доля доставки готовой еды в 2015 году составила 18% от общего оборота общепита, и это уже очень серьезная заявка. Более того, несмотря на общее падение рынка на внушительные 5,5% за прошлый год, сегмент доставки готовых блюд потерял всего 2,6% своего оборота, что в сложившихся условиях можно считать если не успешным, то более удачным, чем у других сегментов, результатом. Кроме того, внутри сегмента наблюдался даже рост отдельных системообразующих показателей — например, доставка пиццы, согласно данным NPD, выросла на 6%. А согласно свежему исследованию РБК «Рынок доставки готовой еды 2016», в период с мая 2015-го по май 2016 года доля пользователей услуг доставки готовой еды на работу или домой практически не сократилась. Хотя интенсивность использования услуги снизилась — согласно опросу, 50,6% респондентов за последние полгода стали заказывать доставку еды реже, причем среди причин на первом месте даже не рост цен, а падение доходов. Однако при всем негативном контексте 16,4% опрошенных стали заказывать доставку на дом или на работу чаще. Причем среди ответов на вопрос о причинах такого решения появился ответ «заказ готовой еды обходится дешевле, чем поход в ресторан», косвенно подтверждая тезис некоторых экспертов ресторанного рынка о том, что доставка готовой еды на наших глазах превращается в прямого конкурента классического ресторана. Или как минимум имеет больше шансов устоять, когда рынок трясет.

Говоря о причинах устойчивости сегмента в кризис, нужно отметить еще одну важную вещь — сегмент доставки наряду с различными интернет-сервисами в значительной степени составляют классические ресторанные сети (в Москве 46%, а в Санкт-Петербурге 15,5% сетевых ресторанных проектов предоставляют сервис по доставке готовых блюд). И классические сети в кризисный момент сделали все, что делают сети для удержания и привлечения аудитории: от 30-процентных скидок на заказ еды на дом до предоставления бонусов на повторные покупки и прочих типичных форм мотивации и программ лояльности. Кроме того, участники рынка отмечают такую деталь, как переход в менее дорогие сегменты потребителей из более дорогих. Очень характерный пример этого приводит руководитель отдела франчайзинга сети «Суши Wok» Ирина Литвиненко: «Никогда еще до 2015 года перед дверями магазинов «Суши Wok» не останавливались машины премиум-класса. Но теперь у нас появились и такие постоянные клиенты. Многие из тех, кто привык регулярно заказывать роллы, пользуясь службами доставки средней ценовой категории, стараясь снизить расходы, не отказываются от привычки, а выбирают более доступные варианты».

Из открытий свежего исследования РБК стоит выделить увеличение запросов относительно доставки еды на портале «Яндекс» — на 14,1% по сравнению с прошлым годом. Запросы по ключевым словам «доставка пиццы» выросли на 8,7%, а «доставка суши» — на 3,6% (пицца и суши — традиционные лидеры сегмента); кроме того, наблюдается устойчивая популярность доставки еды именно на дом. Наряду с другими позитивными трендами эти данные позволяют говорить не только о развитии онлайн-рынка доставки, но и осторожно предполагать, что сегмент доставки преодолеет кризис куда раньше, чем рынок в целом. Еще более интересны долгосрочные перспективы сегмента. Наибольшие доли клиентов служб доставки сегодня наблюдаются в крупнейших российских городах-миллионерах, включая Московскую область и Санкт-Петербург, где опыт заказа готовой еды на работу или домой в период с мая 2015-го по май 2016 года имели порядка 75–79% опрошенных, а в Москве этот показатель вырос до 81,4%. Но стабильно растет также число покупателей готовой еды, проживающих в относительно небольших российских городах с численностью населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек. И, по мнению аналитиков, вектор развития рынка доставки в ближайшие четыре-пять лет сместится как раз в регионы, которые станут драйвером роста этого сегмента. В более близкой перспективе наряду со столицами надо наблюдать за рынком доставки в крупнейших городах России — Екатеринбурге, Симферополе, Нижнем Новгороде, Уфе, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Красноярске.