Поэтапное развитие
Развитие электроэнергетики в России и привлечение инвесторов в отрасль можно поделить на три этапа, говорит доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов. По его словам, это периоды с 1991 по 2000 год, с 2001 по 2008 год и современное время. «В ходе последнего этапа реформ в генерирующем секторе так и не была создана необходимая для снижения цен и издержек конкурентная среда», — считает эксперт. По его словам, это связано с тем, что договор на предоставление мощности из механизма, гарантирующего обеспечение выполнения обязательств инвесторов, превратился в порочный для отечественной электроэнергетики инструмент, исключающий предпринимательские риски для компаний-генераторов. По сути, он гарантирует окупаемость инвестиций в рекордно короткие по отраслевым меркам сроки. «Этот механизм позволил увеличить генерационные мощности за счет введения новых станций, но никак не способствовал выводу старых из эксплуатации, а также вводу объектов альтернативной генерации», — объясняет Капитонов.
По мнению эксперта, новые инвестиции в отрасль должны были обеспечить замену устаревшего оборудования и стимулировать распространение новых технологий; эта цель была частично достигнута в основном за счет широкого привлечения иностранных инвестиций в большинство строившихся и реформируемых объектов традиционной электроэнергетики. Однако в результате при модернизации выросла зависимость от иностранных партнеров в сервисно-техническом обслуживании. Поэтому сегодня в традиционной генерации предпочтение отдается отечественным компонентам и компаниям. «Структуру обновления также сложно назвать оптимальной, так как темпы введения объектов столь эффективной за рубежом альтернативной генерации в России малы, а ведь в ряде стран она производит практически бесплатную электроэнергию. Именно в этом секторе мы пока не имеем своих технологий, и помощь от участия зарубежных партнеров здесь была бы ощутимой», — подытоживает Иван Капитонов.
Основные препятствия
Профильные иностранные инвесторы в российскую энергетику известны — это E.On, Enel, Fortum и другие. «За исключением тех сегментов, где главным игроком осталось государство, зарубежные игроки представлены широко», — говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам менеджмент». По его словам, в энергомашиностроении активно работают зарубежные гиганты Siemens, ABB, Schneider Electric. «Эти компании активно продвигают различные новации в отрасли и работают на высококонкурентных рынках, они прекрасно понимают, что уровень конкуренции будет повышаться и в России и к этому нужно готовиться», — подчеркивает Баранов. По его словам, требования акционеров иностранных компаний тоже одни из самых строгих, им нужно соответствовать, повышать эффективность, увеличивать прибыль, а без новаций этого достичь не удастся. «Проведенные реформы в отрасли, законодательство и нормативные акты, политика властей сформировали такую среду, что использование новых технологий стало жизненной необходимостью практически для всех, кто работает в электроэнергетике, а не только для иностранных игроков», — отмечает Дмитрий Баранов.
Однако за последнее время поток иностранных инвестиций в российскую электроэнергетику сильно сократился. «Иностранные инвестиции очень активно приходили в российскую энергетику до 2008 года. Большая часть этих проектов является убыточными, что надежно защищает отрасль от притока иностранного капитала в настоящее время. Проблема усугубляется не всегда логичным регулированием отрасли», — говорит Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора «Открытие Брокер». В некоторых приграничных районах поставка электроэнергии за рубеж развивается вполне успешно, однако развитие этого бизнеса ограничивается, с одной стороны, возможностями транспортной инфраструктуры (линии электропередачи), с другой — наличием спроса; там, где эти условия выполняются, экспорт электроэнергии растет, отмечает Хестанов.
Крупнейшие компании сокращают производственные вложения, говорит аналитик ГК «ТелеТрейд» Марк Гойхман. По его словам, за 2015 год инвестиции уменьшились у «РусГидро» на 20%, у «Интер РАО ЕЭС» — на 29%, у «Росэнергоатома» — на 19%, лишь «Газпром Энергохолдинг» показал их прирост на 29%. По словам эксперта, на первый план выходят вопросы сокращения издержек, сохранения рентабельности в данной сфере, весьма остро стоит и проблема неплатежей. «Сдерживающим фактором выступает и недостаточная предсказуемость конъюнктуры рынка, как оптового, так и розничного, что снижает стимулы компаний к инвестициям и инновациям», — говорит Гойхман. В таких условиях, по его словам, энергетика пока не задает новых прогрессивных тенденций в экономике. «В то же время в последующие годы остро встанет вопрос о замене изношенных ТЭЦ, из которых 52% имеют возраст более 30 лет», — отмечает эксперт. Однако, по его словам, имеющиеся избыточные мощности, тормозящие сейчас развитие и модернизацию отрасли, позволят в дальнейшем выводить и замещать устаревшие агрегаты без опасности возникновения дефицита энергии.
Азиатский поворот
«Приходу новых инвесторов мешает невысокая инвестиционная привлекательность отрасли, отсутствие прогнозов по росту потребления электроэнергии, наличие избыточной генерации и значительная доля госсектора», — считает руководитель проекта развития бизнеса в энергетике PwC в России Дмитрий Стапран. Однако, по его словам, это не значит, что инвесторов нет. Так, в рамках Восточного экономического форума 2 сентября 2016 года японская корпорация Mitsui совместно с Японским банком международного сотрудничества (JBIC) подписала меморандум о взаимопонимании с крупнейшей в России компанией в области гидроэнергетики «РусГидро». Согласно этому документу японские игроки готовы приобрести 4,88% акций «РусГидро». Также в меморандуме говорится об интересе японцев к участию в совместных проектах с этой компанией. Соглашение направлено главным образом на развитие энергогенерации с помощью возобновляемых источников на Дальнем Востоке, в том числе геотермальных электростанций в Камчатском крае. В качестве одного из пилотных проектов стороны планируют взяться за увеличение установленной мощности Мутновской ГТЭС с 50 до 120 МВт.
Потенциально именно азиатские инвесторы могут дать толчок развитию электроэнергетики, особенно на Дальнем Востоке страны, — разговоры об этом активизировались после заявления Владимира Путина на пленарном заседании Восточного экономического форума о перспективах создания энергетического кольца с азиатскими странами. Впрочем, пока, как предупреждают эксперты, идея носит декларативный характер. «Помимо строительства сетей необходимы генерирующие мощности. Энергосистема Дальнего Востока — изолированная и энергодефицитная», — говорит Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс». По его словам, сейчас там строятся пять тепловых и гидроэлектростанций мощностью свыше 600 МВт. «Чтобы конкурировать за внешние рынки, надо построить порядка 6 ГВт генерирующих мощностей на Дальнем Востоке, что даст потенциал порядка 50 млрд кВт·ч экспортного потока», — добавляет он.