На рынке гидрофобизаторов для ремонта жилья и частного строительства в России конкурируют несколько десятков отечественных и зарубежных производителей. Цены здесь относительно невысоки, от одной до нескольких сотен рублей за литр, а площади обработки небольшие, что поддерживает этот рынок даже в условиях стагнирующей экономики. Но весь рынок гидрофобизаторов для бетона и железобетона шире, и в других его сегментах ситуация иная.
«Для крупного строительства, например мостов и тоннелей, используют гидрофобизирующие добавки в бетон еще на стадии его приготовления. А на поверхностных гидрофобизаторах в капитальном строительстве у нас принято экономить, поэтому сейчас наш главный клиент — частник, который думает о будущем своего дома», — поясняет Михаил Розенков, исполнительный директор научно-производственной фирмы «Нео+». «Спрос на гидрофобизаторы для капитального строительства, по нашему опыту, гораздо ниже, чем для частного применения», — подтверждает заместитель руководителя отдела продаж компании «КрасКо» Станислав Курцев.
На порталах госзакупок тендеров на гидрофобизаторы не так много, их размер — от 100 тыс. до 5 млн руб. В основном их проводят нефтяные компании, но гидрофобизаторы нужны им для других целей, ими заменяют талловое масло (в процессах флотации). Часто о крупных сделках становится известно только благодаря объектам, которые требуют ги дрофобизации. Так, при ремонте к 70-летию Победы гидрофобизаторами была обработана скульптура Родины-матери на Мамаевом кургане, в этом году — взлетная полоса в Пулково.
По числу обработанных известных зданий несомненный мировой лидер — компания Evonik Industries: их гидрофобизаторами Protectosil обработаны Лувр, Оперный театр в Сиднее, Йельский университет, московский ЦУМ и еще несколько десятков сооружений по всему миру. Но это всего лишь знак признания качества продуктов компании, на самом деле их рынок гораздо шире — ими обработаны тоннели, мосты, многоэтажные паркинги и множество других конструкций.
Химики Evonik взяли за основу своих гидрофобизаторов один из силанов с размером молекулы около одного нанометра, который позволяет конструкции «дышать»: пропускает молекулы водяного пара и не препятствует испарению излишка влаги из бетона. Другие гидрофобизаторы, например на основе силоксана или силикона, имеют молекулы на один или два порядка крупнее и, по сути, просто затыкают поры в бетоне.
По словам бизнес-менеджера ООО «Эвоник Химия» (представляет Evonik в России) Сергея Катаева, компания выпускает такие высокотехнологичные гидрофобизаторы уже 25 лет, а срок их действия может достигать десятков лет.
Цены у компании достаточно высокие — например, обработка их гидрофобизаторами паркинга площадью 10 тыс. кв. м стоит около €30 тыс.
Но во многих странах готовы тратиться на качество продукта. Так, обработка гидрофобизаторами Protectosil 36-километрового моста в Ханчжоу — самого длинного на тот момент в мире — обошлась Китаю в $20 млн, что равняется годовому объему всего рынка гидрофобизаторов в ЕС.
Мировая практика показывает, что лучше сразу вложиться в качественный продукт, чем потом тратить в разы больше на капремонт каждые пять—
десять лет, говорит Сергей Катаев. По его словам, «Россия только вступает в мировой рынок гидрофобизаторов, но тенденция положительная; мы живем в ожидании времени, когда экономическая ситуация улучшится и рынок стабилизируется».