В последние годы Россия активно наращивает использование полимеров в совершенно различных областях. Это может быть и производство упаковки, в том числе экологически чистой, и запчастей в машиностроении, производстве оборудования, говорит начальник отдела анализа рынков «Открытие Брокер» Константин Бушуев. По его словам, наиболее активное расширение применения полимеров идет в строительной отрасли. При этом если производство ПВХ и полистирола, органического стекла, полиэтиленовой пленки было традиционным направлением, то сейчас более активно развиваются направления полимерных добавок к бетону, производства труб из полимеров.
«Положительной динамике производства важнейших товаров химической промышленности способствует ряд факторов, среди которых стоит выделить курс рубля, который благоприятствует приросту производства экспортируемой продукции, а также импортозамещение более дорогой зарубежной продукции», — говорится в отчете Минэкономразвития по итогам 2015 года. В частности, в министерстве отмечают рост выпуска полимеров этилена, полимеров пропилена и прочих олефинов, полимеров винилхлорида или галогенированных олефинов. Так, по данным Российского союза химиков, на долю полимерной упаковки приходится более 50% от общего объема и менее 17% от совокупной массы упаковочных материалов.
Еще одно популярное направление — поливинилхлорид. «Поливинилхлорид в России выпускается уже несколько десятилетий, и это востребованный материал. Недаром появляются проекты по созданию новых производственных мощностей, которые не только заменяют старые, но и призваны удовлетворить растущий спрос на материал», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его словам, полимер применяется в электротехнике, машиностроении, производстве строительных материалов.
Одна из актуальных задач для российского рынка — импортозамещение в производстве полимеров. «Пока что все еще заметная часть сырья для полимеров может импортироваться в Россию, но с запуском новых крупных производств можно рассчитывать на переход от чистого импорта к чистому экспорту», — говорит Константин Бушуев.
Компании, заинтересованные в локализации производства, могут получить государственную поддержку. Например, для производителей пластмасс Минпромторг запустил механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, которые привлекаются для реализации инвестиционных проектов. Льготное финансирование под 5% годовых производителям полимеров готов предоставлять и Фонд развития промышленности, однако у фонда есть серьезное ограничение: продукт компании — получателя кредита должен быть уникальным для российского рынка.
Сегодня уже есть сегменты, где российским производителям удалось потеснить зарубежные химические концерны, например производство упаковки. По данным Российского союза химиков, емкость российского рынка упаковки оценивается его участниками в 700 млрд руб., примерно 46% этой суммы приходится на долю полимеров. Однако, как говорится в исследовании Ассоциации производителей и переработчиков полиэтилентерефталата, компаниям отрасли грозят регулятивные риски. Так, при введении ограничений на ПЭТ-тару для алкогольной продукции, которая обеспечивает загрузку более трети российских мощностей, отечественный рынок полиэтилентерефталата может сократиться на 22%, или на 130 тыс. т в год. Но гораздо более серьезный риск для отрасли — экологический.
По словам Дмитрия Баранова, нельзя рассматривать вопрос утилизации полимеров в отрыве от проблемы бытовых и промышленных отходов, мусоропереработки и мусоросжигания, всего комплекса вопросов. По данным некоммерческого партнерства «Объединение переработчиков пластмасс», в России образуется около 40 млн т бытового мусора в год, из них на полимерные упаковочные материалы приходится 1,5–2 млн т, при этом на переработку направляется только 7%. Проблему, к сожалению, не получится решить одним махом — тотальным переходом всех производителей на саморазлагаемые и биоразлагающиеся полимеры.
В будущем — возможно, но пока они специфическая и довольно узкая ниша рынка. В мире экспериментальное производство этих полимеров началось лет пятнадцать назад, а в нашей стране такие проекты стали появляться совсем недавно. Так, в начале года в НИИ синтетических волокон представили полный цикл производства биоразлагаемых полимеров изо льна. Из таких полимеров делаются хирургические нити, жидкие материалы для 3D-принтинга, применяемого в том числе в ортопедии. Уже в этом году на предприятии началась реализация проекта по созданию опытно-промышленного производства углеродных волокон полного цикла.
Сегодня задачу минимизации углеродного следа полимеров в природе придется решать комплексно. «При производстве пластмасс вопрос уменьшения влияния на окружающую среду, соблюдения природоохранного законодательства последовательно ложится на всех: от добытчиков сырья до самих производителей», — говорит Дмитрий Баранов. Проще говоря, надо выстраивать систему, в которой кроме запретительных природоохранных мер будут присутствовать экономические стимулы для всех ее участников — производителей и потребителей полимеров, коллекторов вторсырья и его переработчиков. Здесь без помощи госрегулирования не обойтись. Химики на сотрудничество готовы, это в их интересах.