Грузоперевозчиков сгоняют на торги
Материалы выпуска
Транзитное препятствие Рынок Инновационный вопрос Решения Грузоперевозчиков сгоняют на торги Решения Контейнеры со свистом Инновации
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Грузоперевозчиков сгоняют на торги

РЖД и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) договорились минувшим летом о запуске электронной биржи вагонов. Задумывается проект ради снижения стоимости перевозки. Однако уже существующая на рынке аналогичная частная биржа пока больших достижений не продемонстрировала — операторы неохотно делятся своим парком.
Фото: Lori

Вагонный парк для новой торговой площадки планируется сформировать за счет операторов, которые, предположительно, согласятся размещать на ней часть подвижного состава и заключат с РЖД договор об «оперативном управлении». Заработать данная биржа может уже в 2017 году.

Благодаря новой электронной площадке и единой для отправителей и операторов системы обмена данными по доступным к аренде вагонам потенциально можно существенно оптимизировать расходы на перевозку. Как минимум за счет экономии операторов на порожнем пробеге.

Однако оснований полагать, что проект быстро приживется на отечественном рынке, пока немного. Ключевой вопрос — как завлечь на торговую площадку крупных операторов. В ФАС заверяют, что их участие будет полностью добровольным. Но большинство из них уже имеют налаженные отношения с грузоотправителями и оптимизировали порожний пробег. Понятно, что операторы предоставят бирже простаивающие вагоны. Но этого, скорее всего, будет заведомо недостаточно. По предварительным оценкам аналитической компании «INFOLine-Аналитика», чтобы участники биржи могли ощутить эффект экономии, необходимо, чтобы на ней одновременно обращалось порядка 150–200 тыс. вагонов.

Не в пользу инициативы ФАС свидетельствует и тот факт, что весной этого года в России уже заработал частный проект электронной биржи вагонов. Принцип работы площадки близок к тому, который обсуждают РЖД и ФАС. Понятно, что возможностей у организаторов куда меньше, чем у чиновников, но договоренностей с некоторыми крупными операторами им достичь удалось. В частности, Федеральная грузовая компания (дочерняя структура РЖД) согласилась передать часть своего парка на биржу.

Сами организаторы признают: пока создать модель торгов, интересную для широкого круга грузоотправителей и операторов, не удалось. Сейчас она не слишком универсальна, заточена в большей степени под пользователей полувагонов, а линейке предлагаемых лотов не хватает гибкости.

«В целом сам «движок» этой биржи вагонов не в полной мере отвечает современным требованиям. Ее система работы больше напоминает классическую доску объявлений, где все действия по факту обнаружения нужного тебе объекта полностью ведутся офлайн», — рассказывает Алексей Безбородов, генеральный директор исследовательского агентства InfraNews.

Но глобальная проблема новой площадки в том, что большинство перевозчиков передавать даже небольшую часть парка для участия в торгах не спешат. «Пока у нас нет потребности в дополнительных инструментах поиска и привлечения дополнительных объемов грузов. Однако мы внимательно следим за развитием сервиса и будем рассматривать возможность участия в торгах, в случае если это будет экономически целесообразно», — говорит начальник управления корпоративных коммуникаций Первой грузовой компании Дмитрий Бауков.

В итоге популярность проекта не растет. В октябре 2016-го по отношению к сентябрю число предоставленных операторами вагонов даже снизилось, а их общее числе не превысило 7,5 тыс. «На рынке пока избыток полувагонов, нет недостатка в цистернах. Есть проблемы с платформами на некоторых направлениях, но на бирже никто из владельцев платформ не замечен», — рассказывает Алексей Безбородов.

Перспективная электронная площадка от РЖД и ФАС будет сделана на более передовой платформе и будет располагать большим административным ресурсом. Но очевидно, что выстраивать отношения организаторов с операторами также будет непросто.