Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Новый спорт

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Киберспортивная индустрия быстро развивается, генерируя доходы и привлекая все больше инвестиций. Киберспортивные матчи собирают уже большую аудиторию, чем чемпионаты по баскетболу или хоккею. Бизнес на стыке спорта, шоу и технологий трансформируется в мощную экосистему из множества участников.

Киберспорт — соревнования в виртуальном пространстве, которое моделируется компьютерными технологиями, в частности видеоиграми, как самостоятельная отрасль складывается с 90-х годов прошлого века, постепенно трансформируясь из увлечения узкой группы игроков в массовое явление. Как официальный вид спорта его уже признали в США, Китае, Южной Корее, Малайзии и других странах. В некоторых, например в Китае, есть соответствующие госпрограммы по его развитию. Международная киберспортивная ассоциация IeSF направила запрос в Международный олимпийский комитет на признание киберспорта олимпийской дисциплиной. Для этого нужно соблюсти ряд условий, в том числе доказать его популярность в 25 странах.

В России официальный статус киберспорт получил повторно летом 2016 года. Его включили в первый раздел Всероссийского реестра видов спорта, куда входят те виды спорта, которые не являются национальными или развиваемыми на общероссийском уровне.

Новый спорт

Объем российского киберспортивного рынка по итогам 2016 года превысит $35 млн, cогласно данным исследовательского отчета PayPal и SuperData. В ближайшие годы он сохранит рост на уровне 10–12% и увеличится до $44 млн к 2018 году. Для сравнения: киберспортивный рынок Франции, второй по значимости в Европе, оценивается в $23 млн. Общий объем индустрии киберспорта в регионе составит в 2017-м $343 млн. В целом как по объему, так и по количеству зрителей здесь лидируют Россия, Франция и Испания.

Киберспорт сейчас растет и в мире, и в нашей стране, говорит Тимофей Соболевский, PR-менеджер компании Acer и игрового бренда Predator в России: «Выйдя из гиковского пубертатного периода, когда это был LAN-чемпионат в местном клубе для сотни увлеченных игроков, сейчас это взрослый и все еще растущий сегмент шоу-бизнеса. Со всеми его признаками. Киберспортивные эвенты уже собирают стадионы и концертные залы, есть свои звезды и свои фанаты, атрибутика и бизнес вокруг нее. Есть деньги, слава и свои трансляции».

Киберспорт в России растет каждый месяц в первую очередь за счет высокой активности самой аудитории популярных игр, считает генеральный директор киберспортивных стадионов GamerStadium Ярослав Комков: «Люди самоорганизуются в команды, проводят турниры, много играют и становятся важным каналом для издателей. Главным фактором роста является минимальный порог для входа. Самые популярные дисциплины, такие как League of Legends, CS: GO, Dota 2, запускаются на минимальных конфигурациях компьютеров, которые есть в каждом доме».

Рост индустрии, которая насчитывает уже около 20 лет, стал явно заметен лишь в последнюю пару лет, считают в Acer. Когда мероприятия начали собирать огромные залы и стадионы, а разыгрываемые призы — превышать $20 млн. Этому предшествовала значительная подготовительная работа — анализ роста игроков по дисциплинам, открытие региональных офисов издателей.

Игры миллениалов

Основная аудитория киберспорта в европейских странах — возрастные группы от 18 до 24 лет (30%) или от 25 до 34 лет (30%).

Количество же участников компьютерных соревнований в РФ достигло 2 млн человек, по данным SuperData Research. Средний возраст игроков — 21–22 года. Карьеру обычно завершают в 25–26 лет, отмечают в Riot Games.

Миллениалы, то есть представители возрастной группы от 21 до 35 лет, сегодня главная цель и адресат практически всех рынков продуктов и услуг. У этого поколения другой профиль потребления, в том числе медиа и контента, чем у более возрастной аудитории. Игры и киберспорт открывают к нему доступ множеству брендов, причем не только спортивных. Доходы от мерчандайзинга, билетов, рекламы, спонсорства и медиаправ уже сегодня превышают $0,5 млрд в год.

Новый спорт

«Киберспорт в ближайшем будущем — это основное развлечение для аудитории миллениалов, — согласен Ярослав Комков. — Уже сейчас самые популярные команды в соцсетях на территории СНГ не футбольные «Зенит» или «Спартак», а киберспортивные мультигейминги Natus Vincere и Virtus Pro».

Бизнес-центричность

По мере роста популярности кибериндустрии вокруг нее выстраивается динамичная экосистема. В организации чемпионатов участвуют не только разработчики, но и спонсоры — производители оборудования, периферии и пр. По данным SuperData, 74% доходов приносят реклама и спонсорство, 6% — ставки на букмекерских сайтах, еще столько же — продажа билетов и сувениров. Игры ведут профессиональные комментаторы, а их ход разбирают аналитики. С командами работают психологи, управляют всем процессом — киберспортивные менеджеры.

В поддержку игровому сообществу выделяют значительные средства издатели, которые берут на себя расходы на зарплаты профессиональным игрокам, оплату их поездок на чемпионаты, а также частичную компенсацию проживания в игровых домах. Фиксированные зарплаты платит игрокам своих лиг Riot Games. Отыграв все игры регулярного сезона LCL, можно получить минимум 168 тыс. руб. А, к примеру, призовой фонд чемпионата Континентальной лиги League of Legends составил в 2016 году 4,5 млн руб.

Отдельно бурно развиваются сервисы для потоковой трансляции киберспортивных соревнований — например, Twitch, который уже называют телевидением будущего. Здесь источники дохода — как подписка пользователей и реклама, так и «пожертвования» зрителей. Их количество превышает 100 млн руб. в месяц.

«Увлекаться киберспортом уже не стыдно, а скоро будет и почетно. Индустрия выросла. Пришли не только деньги и слава, но и дисциплина, масштабы. Соревнования становятся полноценным шоу, а смотреть сами матчи сейчас местами даже интереснее обыкновенного спорта, хотя бы за счет технологической составляющей. Киберспорт уже стал частью спорта и шоу-бизнеса, а значит, будущее у него будет местами скандальным, местами шумным, но чертовски интересным», — резюмирует Тимофей Соболевский.


Киберспорт: ключевые вехи      

Новый спорт

Рыночный расклад «Россия — на киберспортивной волне»
Скачать Содержание
Закрыть