Дроны успешно используются для мониторинга природных явлений, обследования инфраструктуры (прежде всего трубопроводной), при пожарах, стихийных бедствиях, то есть в труднодоступных местах и там, где есть опасность для человека, а также во всех отраслях, где требуется аэросъемка. Начинается применение беспилотников и в потребительских целях — для доставки почты или товаров.
Первичное насыщение
Рост спроса на беспилотники в мире оказался поистине лавинообразным. Если в 2010 году Федеральное управление гражданской авиации США прогнозировало, что к 2020 году в мирных целях на территории страны будет использоваться 15 тыс. дронов, то в 2016-м эту цифру пришлось повысить до 550 тыс. Наверняка это не последняя корректировка в ближайшей перспективе.
Так, по данным инвестиционной компании J’son & Partners Consulting, уже в 2016 году мировой рынок БПЛА составил порядка $7,3 млрд, а к 2020 году он вырастет до $9,5 млрд. И это далеко не самый оптимистичный прогноз. Например, по оценке аналитиков новостного портала Business Insider, к тому же 2020 году мировой рынок беспилотников достигнет $12 млрд.
Очевидно, что наступление БПЛА на потребительский сектор только началось. «Следующего этапа развития глобального рынка гражданских беспилотников стоит ждать в 2022–2025 годах. Это будет период массового использования дронов в коммерческих целях, расширения их функционала. Сейчас рынок «переваривает» последствия первого этапа, который условно можно назвать «первичным насыщением». Регуляторам надо будет подстроиться под новую законодательную реальность, а производителям — создать технологии, которые позволят максимизировать эффективность применения беспилотников. Например, создавать сети дронов, что в разы повысит качество мониторинга», — рассказывает генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
Спрос выше предложения
Россия, правда, пока немного в стороне от глобальных тенденций. По оценкам J’son & Partners Consulting, отечественный рынок БПЛА в 2016 году составлял порядка $147 млн, а к 2020 году может достичь $224 млн. При этом, обращают внимание в компании, у нас в стране производятся пока преимущественно военные дроны. В то же время в структуре продаж на долю гражданских БПЛА приходится более 70% рынка.
Впрочем, спрос отечественных покупателей не остается неудовлетворенным — в стране можно найти практически все виды современных беспилотников на любой вкус и кошелек. Но покрывается он за счет иностранных производителей, в основном китайских.
Сегодня самый простой дрон — например, игрушку от китайского производителя Syma или Himoto — можно приобрести по цене от 2,5–3 тыс. руб. Понятно, что это будет очень маленький квадрокоптер длиной и шириной порядка 100 мм. В воздухе он сможет без подзарядки продержаться лишь 5–10 минут. Зато он будет уже оснащен достаточно простой, но все же камерой.
Желающим купить что-либо посолиднее предстоит заплатить порядка 30–60 тыс. руб. Основным поставщиком такой продукции является китайская компания DJI (известными производителями дронов являются также американская 3DR, французская Parrot, но в России их моделей мало).
Аппараты за $1–2 тыс. еще не считаются профессиональной техникой, но при желании их можно использовать для решения несложных коммерческих задач. Они могут удаляться на расстояние до 3 км, находиться в воздухе около 30 минут без подзарядки и, что принципиально важно, вести прямую ретрансляцию, то есть имеется возможность, управляя аппаратом, одновременно наблюдать на планшете, что показывает камера.
Появилось немало частников и компаний, которые предоставляют услуги как по аренде собственно дронов (в среднем 4 тыс. руб. в час), так и по профессиональной операторской аэросъемке: чем сложнее дрон и выше квалификация оператора, тем дороже она стоит.
Наконец, существуют весьма дорогие коммерческие дроны, которые пользуются спросом у крупных и средних компаний. Отдельные модели таких беспилотников уже производят в России. Например, модели Supercam или «Форпост». Российские дроны делаются на заказ, заявленная стоимость — от 1,4 млн до 3 млн руб., при заключении контракта можно рассчитывать на скидки. Их покупают отечественные госкорпорации, МЧС и другие ведомства.
Удаляются такие дроны на 20 км и дальше, держатся в воздухе без подзарядки более полутора часов, устойчивы к природным явлениям, а потому использовать их можно для решения непростых задач. Недавно стало известно, что беспилотники концерна «Калашников» (входит в госкорпорацию «Ростех») стали применяться для мониторинга трубопроводных систем по совместным проектам с «Роснефтью», «Газпромом», «Газпром нефтью», ЛУКОЙЛом, «Татнефтью» и «Транснефтью».
Сфера применения дронов быстро расширяется, их используют в разных отраслях: от архитектуры и строительства до обследования местности и изготовления карт 3D.
Законный полет
Российское законодательство, регулирующее применение беспилотников, слишком жестким не назовешь, особенно в сравнении со среднеазиатскими республиками, где использование беспилотных летательных аппаратов просто запрещено. Но ограничений у нас больше, чем, допустим, в Северной Америке.
В России не обязательна сертификация дронов легче 30 кг (то есть подавляющего большинства гражданских беспилотников). В прошлом году в Госдуме обсуждали возможность ужесточения этого правила, но до дела так и не дошло. Но вот для запуска дронов вне дома (то есть фактически для любого запуска) необходимо получить разрешение на использование воздушного пространства, которое выдается Федеральным агентством воздушного транспорта. В отдельных случаях потребуется разрешение и иных государственных органов.
Иными словами, можно получить штраф даже за запуск игрушки ценой 3 тыс. руб. Другое дело, что на мелкие нарушения частных лиц вдали от стратегических объектов власти обычно смотрят сквозь пальцы. А вот предпринимателям приходится свою деятельность согласовывать с чиновниками.
«Если речь не идет о получении разрешения на запуск беспилотника вблизи аэропорта или в городе, то одобрение заявки, как правило, является легким техническим вопросом. И подавать заявки можно хоть несколько раз в день. То есть для нынешнего коммерческого использования дронов, например для контроля за газо— или трубопроводами, проведения инфраструктурной съемки, действующее законодательство проблем не создает. Ведь использование дронов недешево и выгодно именно там, куда тяжело добраться на автомобиле. Но очевидно, что более широкое использование беспилотников, например для доставки посылок или продуктов в городах, в нынешних обстоятельствах практически невозможно», — рассуждает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Именно поэтому попытки поставить дроны на службу потребительскому рынку — скажем, для доставки пиццы — в России предпринимаются, но пока преследуют исключительно маркетинговые цели.