Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Будущее без тайн

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Оплата товаров с идентификацией по лицу, выявление мошенников по голосу, биометрия вместо документа. Что несут новые технологии — безопасность и комфорт или угрозу личному пространству?

Лицом к индустрии

По оценке J’son & Partners Consulting, объем мирового рынка биометрических услуг перевалил за $14 млрд и каждый год он будет увеличиваться на 19%. К 2018 году в мире будет насчитываться 3,5 млрд биометрических паспортов и прочих документов с чипами. У потребителей на руках уже 160 млн смартфонов со сканерами отпечатков пальцев и радужной оболочки глаза, а к 2022 году их число, согласно данным Juniper Research, вырастет почти впятеро. Идентификация путешественников и хозяев телефонов — лишь пара примеров биометрических технологий, давно вошедших в жизнь. На очереди — введение в обиход гаджетов из фантастических фильмов вроде ленты «Она», когда голос и лицо человека заменят ему документы, в том числе электронные.

В J’son & Partners констатируют, что пока основную долю мирового биометрического рынка контролирует госсектор: новые технологии используются, например, в пограничной инфраструктуре. В компании Global Industry Analysts перечисляют самые крупные проекты властей — европейскую базу данных об отпечатках пальцев иностранцев и соискателей статуса беженцев EuroDac, системы VIS и SIS II, аккумулирующие отпечатки пальцев соискателей шенгенских виз и данные лиц в розыске. Крупнейшую в мире профильную систему Aadhaar (с бюджетом $30 млрд) несколько лет внедряют в Индии: с ее помощью власти рассчитывают идентифицировать все 1,2 млрд жителей страны.

В следующую пятилетку, прогнозируют в J’son & Partners, технологический фокус сместится с госструктур в сторону коммерческих и потребительских систем, а рынок к 2022 году может вырасти до $40 млрд. Одним из драйверов роста должен стать финансовый сектор, где гражданам откроются возможности, скажем, мгновенного подтверждения платежей. Многие учреждения активно внедряют эти новинки уже сейчас.

Так, MasterCard развернула в десятке стран ЕС программу Identity Check Mobile, позволяющую идентифицировать личность с помощью сканера отпечатков пальцев на смартфоне и встроенной в гаджет фотокамеры. Селфи со смартфона в качестве идентификатора стал использовать в 2016 году и британский банк HSBC, который сличает свежее фото со снимком клиента на документах. Для борьбы с мошенниками, которые могут воспользоваться фотографией клиента, банковское приложение перед съемкой просит пользователя улыбнуться или моргнуть. По опросам HSBC, 92% участников эксперимента остались довольны нововведением и готовы заменить пароль в мобильном банкинге на биометрию. Размышляют над использованием селфи также налоговые управления американских штатов Алабама и Джорджия, а сервис онлайн-заказа такси Uber уже просит отправлять фотографии — но не клиентов, а своих водителей перед рейсом. Дабы убедиться, что за рулем не сидит кто-то другой.

Сделано в России

Дискуссия о том, что принесет обычным гражданам биометрия: удобство или тотальный контроль за их жизнью, ведется с момента выдачи первого чипированного паспорта в Евросоюзе. Алармисты обычно упоминают роман Джорджа Оруэлла «1984», в котором писатель предсказал массовое использование систем уличного видеонаблюдения задолго до их разработки. Действительно, сейчас только в Москве на улицах работают 150 тыс. камер, а из подъездов жилых домов картинку в интернет выдают 80 тыс. домофонов. Камеры в принципе можно подключить к системе биометрической идентификации, а значит, и тотальной слежке за гражданами.

Впрочем, очевидно также, что потребителям и бизнесу биометрия несет комфорт и безопасность. Так, разработчики из ЦРТ и проекта IDX (дочерней компании Фонда развития интернет-инициатив) выводят на рынок сервис удаленной биометрической идентификации по лицу и голосу. Потребителям достаточно сохранить цифровые копии голоса или лица в системах банков, операторов связи или авиакомпаний для использования в качестве идентификаторов. «Собирать «слепки» сейчас довольно просто, ведь в любом телефоне есть камера и микрофон», — говорит глава IDX Светлана Белова. По ее словам, у IDX есть предварительные соглашения с микрофинансовыми организациями, агентствами по набору персонала и агентствами недвижимости. В двух последних случаях, пояснила Белова, компаниям приходится тратить время на отсеивание заявок мошенников или граждан, желающих просто изучить рынок, а не найти работу или квартиру прямо сейчас.

Решения ЦРТ внедряет ряд банков. Так, ВТБ24 в январе 2017 года решил использовать для подтверждения личности внешность своих клиентов, а также их голоса. Около тысячи подписчиков мобильного приложения банка оставили записи голосов и фотографии, с которыми сравнивались селфи и разговоры при идентификации. В ВТБ24 планируют использовать технологию в различных бизнес-сценариях, например для подтверждения переводов на крупные суммы с мобильных телефонов, и заверяют, что эту систему не обманешь. Злоумышленникам не поможет даже видеозапись клиента, так как его попросят произнести уникальную комбинацию цифр.

Согласно оценкам J’son & Partners, более четверти всех реализованных в мире биометрических проектов внедрены в банковском секторе. Так, голосовые системы распознавания владельцев счетов используют крупнейшие банки Сингапура — DBS и OCBC, а азиатское подразделение CityGroup вскоре планирует подключить к этой услуге один миллион клиентов.

Неотвратимость идентификации

Важный сегмент биометрии — безопасность. Современные системы видеонаблюдения позволяют искать правонарушителей в потоке на улице и в транспорте, так что их портреты привычно появляются в СМИ через считаные часы после инцидентов. По словам директора по экспорту ОПК Российского экспортного центра (РЭЦ) Никиты Рюмина, весьма конкурентоспособны в этой отрасли российские разработки. Готовые продукты и программное обеспечение для интеграторов поставляются из РФ в Германию, Канаду, Азию и на Ближний Восток, суммы крупнейших контрактов переваливают за $10–15 млн. Российские компании могут рассчитывать на правительственные субсидии по линии РЭЦ. По словам Рюмина, средства могут быть направлены на сертификацию продуктов за рубежом и кредитование покупателей по низким процентным ставкам.

В России биометрию активно используют и службы безопасности стадионов. Так, на арене «Петровский» футбольного клуба «Зенит» успешно функционирует система лицевой идентификации болельщиков. По словам директора службы безопасности «Зенита» Юрия Федотова, клуб нес «серьезные имиджевые и финансовые потери» от дебоширов: на матчах и раньше работала система видеонаблюдения, но на выявление хулиганов и обращение в суд порой уходили месяцы. Биометрия обеспечила «неотвратимость наказания», говорит Федотов: лицо входящего на трибуны сравнивается с базой фотографий за время, пока сканируется штрих-код билета, и нарушителю турникет не открывается. «Раньше хулиган зажигал файер, думая, что на следующий матч билет ему купит сосед. Сейчас он туда не попадет», — говорит Юрий Федотов. Менеджер вспоминает, что поначалу им понравились словацкие наработки, опробованные на хоккейном стадионе в Братиславе, но продукт от ЦРТ существенно превосходил их в скорости — на проверку одного болельщика тратилось две секунды, что помогло избежать очередей на входе. Так, на тестовой эксплуатации система «Визирь. Арена» сумела отсеять десять хулиганов из 30 тыс. человек на восьми матчах.

Развитие технологий может подстегнуть создание Национальной биометрической платформы (НБП), которую проектирует «Ростелеком». Внедрение платформы в дополнение к системе ЕСИА (применяется сейчас для идентификации в электронных госуслугах) окажет существенное влияние на экономику. Все дело в возможности перевести «чувствительные, юридически значимые транзакции» в электронную форму, считает директор проектного офиса «Ростелекома» по созданию НБП Иван Беров. Речь, в частности, об удаленном открытии гражданами банковских счетов. Сейчас по законодательству для этого нужно однажды появиться в офисе финансового учреждения, но Госдумой рассматриваются поправки, снимающие с 2018 года это ограничение. Кроме того, Иван Беров предсказывает развитие систем дистанционного образования и телемедицины (с удаленными консилиумами и дистанционными услугами отсутствующих в регионах врачей). В «Ростелекоме» строят планы и по использованию платформы для голосовой верификации в собственных контакт-центрах. В дальнейшем это позволит оператору применять системы распознавания речи, способные переводить типичные обращения клиентов в текстовую форму и отвечать на них по нескольким каналам, включая мессенджеры.

В ЦРТ оценивают российский рынок биометрической идентификации примерно в $200 млн, прогнозируя его рост до $325 млн к 2019 году. В IDX считают, что идентификация с использованием биометрии в ближайшие пять лет станет применяться более чем в половине случаев. В компании Acuity Market Intelligence конкретизируют: к 2020 году 65% транзакций через мобильные устройства будут использовать биометрическую верификацию.

Инновации Новый дар речи
Скачать Содержание
Закрыть