#1 Онлайн-закупки, 23 июня 2017
Инновации ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Торги по последнему слову техники

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Система электронных конкурентных торгов возникла в России сравнительно недавно, однако уровень проникновения этих услуг, их качество достаточно высоки. Правда, не все умеют грамотно использовать соответствующие сервисы.

Рост вопреки

Российский рынок электронных торговых площадок (ЭТП) для проведения конкурентных закупок сравнительно молод. Активно расти он начал после принятия в 2005 году закона № 94-ФЗ, регулирующего закупки госсектора; единый общефедеральный портал госзакупок был запущен лишь в 2011 году.

При этом, несмотря на активность государства в части организации этого рынка и многочисленные поправки в законодательство, статус именно электронных площадок в целом пока не ясен. «Законодательно вообще до сих пор не определено, что такое электронная площадка, — рассказывает генеральный директор НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок» Георгий Сухадольский. По его мнению, непонятно, где граница: когда это уже электронная площадка, а когда — еще нет. «Например, если я на сайте у себя сделал некий функционал приема заявок от потенциальных контрагентов — это уже площадка или еще нет, обязательно ли нужно подтверждать заявки электронной подписью?» — задается вопросом эксперт. Законодательство эти вопросы не регулирует, поэтому рынок до конца не сформирован. По мнению Сухадольского, «не совсем понятно, о чем мы говорим: даже если речь идет о площадках, используемых для закупок госкомпаний, не про все из них понятно, это полноценные торговые системы, или могут попасться и решения «на коленке».

Тем не менее, эта неопределенность не помешала рынку ЭТП расти довольно хорошими темпами. В настоящий момент, по экспертным оценкам, в дополнение к шести ЭТП, проводящим торги по процедуре размещения госзаказа, в России насчитывается еще порядка нескольких десятков (а по некоторым оценкам — больше сотни), используемых для размещения заказов компаний с государственным участием. Правда, подавляющее большинство из них не могут похвастаться существенными оборотами.

«Концентрация рынка услуг ЭТП в сегменте корпоративных закупок всегда была велика», — говорит исполнительный директор проекта «ЭТП в России» рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») Дмитрий Миндич. Несмотря на то что формально количество операторов ЭТП приближалось в отдельные моменты к шести десяткам, в реальности более 90% совокупного объема электронных корпоративных закупок приходились на ЭТП, контролируемые 10–12 крупнейшими операторами — если не учитывать электронные закупки компаний, которые проводились на корпоративных ЭТП, поясняет Дмитрий Миндич. «Как представляется, процессы консолидации в сегменте межкорпоративных закупок продолжаются — в настоящее время есть восемь крупных независимых ЭТП, а также ряд успешных узкоотраслевых площадок», — рассуждает эксперт.

Долой рутину

Если говорить о преимуществах торгов в электронной форме, главное — полная прозрачность всех процедур. «Электронная форма осуществления закупок является более прозрачной, так как все основные действия совершаются заказчиком и поставщиком в публичной форме и подписываются электронной подписью, что обеспечивает их 100-процентную юридическую значимость», — рассказывает вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Виктор Степанов. — Издержки заказчиков сокращаются за счет электронного документооборота и различных бесплатных вспомогательных сервисов, позволяющих сократить трудозатраты: сервис проверки контрагентов, автоматического расчета начальной максимальной цены, многоуровневой аналитики, контроля исполнения контрактов».

«Заказчикам интересны сервисы, облегчающие рутинные функции, такие как определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ), проверка поставщиков на добросовестность, автоматизация процесса подготовки документации закупки — подбор ГОСТов и других документов системы стандартизации, определение ограничений, запретов и преимуществ по текущей закупке, шаблонов технических заданий», — говорит гендиректор «Центра эффективных закупок Tendery.ru» Кирилл Кузнецов. По его мнению, востребованными могу быть услуги по привлечению добросовестных поставщиков к закупкам заказчика, в том числе на малые суммы. На сегодняшний день для заказчика серьезное неудобство представляет необходимость ввода большего объема информации, причем многократного, а также выполнения многочисленных процедурных правил и ограничений, поэтому любая возможность облегчить работу в этой части будет воспринята позитивно, считает Кирилл Кузнецов.

По мнениюВиктора Степанова, наиболее востребованными сегодня являются сервисы контроля исполнения контракта, позволяющего в онлайн-режиме следить за процессом и осуществлять эффективное электронное взаимодействие между всеми участниками исполнения контракта: заказчиком, поставщиком, субподрядчиками, контролерами, представителями финансовых органов и лицами, ответственными за проведение экспертизы, сервисы автоматического расчета НМЦ, базирующегося на анализе релевантных рыночных цен, а также сервисы осуществления закупок малого объема (стоимостью до 100 тыс. руб.), позволяющего упорядочить и контролировать такие закупки».

Кому это выгодно

Георгий Сухадольский, в свою очередь, обращает внимание, что требования к ЭТП могут сильно отличаться в зависимости от вида заказчиков. «Если мы берем коммерческих заказчиков, то им важен конечный результат, и для этого надо максимально проработать все процессы начиная от планирования закупочной деятельности и заканчивая заключением контракта», — поясняет он. Если это госзакупки, то здесь акцент на корректном выборе поставщика, соблюдении всех формальных процедур. Но в любом случае площадка — это функционал, инструмент взаимодействия. По его мнению, можно провести аналогию с бухгалтерскими программами, с той разницей, что торговая площадка — скорее не внутренний, а внешний функционал. Заказчику удобнее, чтобы ЭТП провело за него максимально возможный объем работы. «Речь в основном о рутинных операциях, например, если поставщик уже подавал документы на конкурсы на данной площадке — дать возможность автоматической выгрузки сведений о нем. Если контракт требует обеспечения — дать поставщику автоматизированный доступ к сервисам финансовых организаций, способным его предоставить», — считает эксперт.

Выгодны ЭТП и поставщикам товаров и услуг, для них это — расширение рынка сбыта. «ЭТП обеспечивают поставщикам легкий и удобный доступ к рынку, общий объем которого превышает 7,5 трлн руб., это только по закупкам государства и компаний с госучастием за 2016 год (44-ФЗ плюс 223-ФЗ)», — говорит Виктор Степанов. Он уточняет, что для поставщиков также существует комплексная система поддержки, позволяющая им использовать бесплатные сервисы и получать необходимые финансовые продукты на всех этапах работы: начиная от получения электронной подписи и заканчивая подписанием и исполнением контракта.

«Учитывая, что в ближайшие два года весь объем государственных и заметная часть государственно-корпоративных конкурентных закупок перейдут на ЭТП, у поставщиков, желающих работать с такими заказчиками, собственно, не останется альтернативы», — отмечает Кирилл Кузнецов. По его мнению, плюсом для них станет повышение прозрачности и объективности закупочных процедур. В прошлое уйдут манипуляции с «бумажными заявками», сократятся расходы на подготовку заявок, процесс участия станет более быстрым и комфортным. Однако эксперт считает, что надеяться на полную объективность таких закупок не следует, поскольку в этой сфере «на новые меры по предотвращению манипуляций придумываются оригинальные схемы их обхода». «Тем более что исполнение контракта, приемка по-прежнему будет неэлектронной», — говорит он.

Вместе с тем, несмотря на намерение государства перевести на электронную форму торгов закупки компаний с госучастием, на рынке остается еще много проблем. Первый их комплекс связан с диктатом и инертностью крупных корпораций. «Присутствие тех или иных поставщиков, а также предложение той или иной номенклатуры товаров, работ, услуг на ЭТП диктуется исключительно спросом со стороны крупных заказчиков», — рассказывает Дмитрий Миндич. Компании все чаще закупают на ЭТП товары и услуги, необходимые для ведения основной деятельности, например технологическое оборудование и некоторые виды сырья и полуфабрикатов. «Вместе с тем, как показывают наши исследования, на ЭТП выводятся преимущественно закупки массовых товаров, работ и услуг. С точки зрения освоения новых ниш на электронном рынке крупные корпоративные заказчики по-прежнему достаточно консервативны», — уверен Дмитрий Миндич.

Вторая группа проблем возникает из-за недостаточной квалификации пользователей, что не дает им воспользоваться сервисами ЭТП в полном объеме. «Уровень подготовки как специалистов заказчиков, так и участников закупок оставляет желать лучшего, — считает Кирилл Кузнецов. — Что не удивительно в условиях запутанного законодательства — в закон о контрактной системе правки вносились уже 41 раз, и подготовлено значительное количество новых — и отсутствия требований к качеству обучения». Между тем профессиональные учебные центры сильно теснятся конкурентами, не способными обеспечить качественные знания и навыки, зато предлагающие документы о повышении квалификации и переподготовке по себестоимости их выпуска. Как считает Кирилл Кузнецов, следствием является большая доля технических ошибок начиная от оформления документов и заканчивая нарушениями сроков их подписания и размещения, незнание функционала ЭТП, нередки случаи небрежного отношения к информационной безопасности, «а также попытки примитивной «заточки» сотрудниками заказчика документации закупки под конкретного поставщика, примеров обнаружения ФАС плохо прикрытых «картельных сговоров» и «закупок под своего» до сих пор много». «Кстати, именно электронная среда делает такую работу контролера намного эффективнее», — говорит эксперт.

На рынке есть профессионалы очень высокого уровня — как у государственных, так и у коммерческих структур, отмечает Георгий Сухадольский. «Но это специалисты разного профиля. Чиновники хорошо разбираются, как проводить закупки в рамках 44-ФЗ, обеспечивать соблюдение формальных процедур. Коммерческий сектор лучше понимает, как работать с поставщиками, как проводить конкурентные переговоры», — поясняет Сухадольский. Вместе с тем в госзакупках принимают участие огромное количество как поставщиков, так и заказчиков. И очевидно, что при такой массовости непрофессионалов и середнячков всегда будет больше, чем профессионалов — «условно говоря, невозможно укомплектовать профильными экспертами все школы и детские сады», уверен эксперт.
 

Содержание
Закрыть