Рост вопреки
Российский рынок электронных торговых площадок (ЭТП) для проведения конкурентных закупок сравнительно молод. Активно расти он начал после принятия в 2005 году закона № 94-ФЗ, регулирующего закупки госсектора; единый общефедеральный портал госзакупок был запущен лишь в 2011 году.
При этом, несмотря на активность государства в части организации этого рынка и многочисленные поправки в законодательство, статус именно электронных площадок в целом пока не ясен. «Законодательно вообще до сих пор не определено, что такое электронная площадка, — рассказывает генеральный директор НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок» Георгий Сухадольский. По его мнению, непонятно, где граница: когда это уже электронная площадка, а когда — еще нет. «Например, если я на сайте у себя сделал некий функционал приема заявок от потенциальных контрагентов — это уже площадка или еще нет, обязательно ли нужно подтверждать заявки электронной подписью?» — задается вопросом эксперт. Законодательство эти вопросы не регулирует, поэтому рынок до конца не сформирован. По мнению Сухадольского, «не совсем понятно, о чем мы говорим: даже если речь идет о площадках, используемых для закупок госкомпаний, не про все из них понятно, это полноценные торговые системы, или могут попасться и решения «на коленке».
Тем не менее, эта неопределенность не помешала рынку ЭТП расти довольно хорошими темпами. В настоящий момент, по экспертным оценкам, в дополнение к шести ЭТП, проводящим торги по процедуре размещения госзаказа, в России насчитывается еще порядка нескольких десятков (а по некоторым оценкам — больше сотни), используемых для размещения заказов компаний с государственным участием. Правда, подавляющее большинство из них не могут похвастаться существенными оборотами.
«Концентрация рынка услуг ЭТП в сегменте корпоративных закупок всегда была велика», — говорит исполнительный директор проекта «ЭТП в России» рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») Дмитрий Миндич. Несмотря на то что формально количество операторов ЭТП приближалось в отдельные моменты к шести десяткам, в реальности более 90% совокупного объема электронных корпоративных закупок приходились на ЭТП, контролируемые 10–12 крупнейшими операторами — если не учитывать электронные закупки компаний, которые проводились на корпоративных ЭТП, поясняет Дмитрий Миндич. «Как представляется, процессы консолидации в сегменте межкорпоративных закупок продолжаются — в настоящее время есть восемь крупных независимых ЭТП, а также ряд успешных узкоотраслевых площадок», — рассуждает эксперт.
Долой рутину
Если говорить о преимуществах торгов в электронной форме, главное — полная прозрачность всех процедур. «Электронная форма осуществления закупок является более прозрачной, так как все основные действия совершаются заказчиком и поставщиком в публичной форме и подписываются электронной подписью, что обеспечивает их 100-процентную юридическую значимость», — рассказывает вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Виктор Степанов. — Издержки заказчиков сокращаются за счет электронного документооборота и различных бесплатных вспомогательных сервисов, позволяющих сократить трудозатраты: сервис проверки контрагентов, автоматического расчета начальной максимальной цены, многоуровневой аналитики, контроля исполнения контрактов».
«Заказчикам интересны сервисы, облегчающие рутинные функции, такие как определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ), проверка поставщиков на добросовестность, автоматизация процесса подготовки документации закупки — подбор ГОСТов и других документов системы стандартизации, определение ограничений, запретов и преимуществ по текущей закупке, шаблонов технических заданий», — говорит гендиректор «Центра эффективных закупок Tendery.ru» Кирилл Кузнецов. По его мнению, востребованными могу быть услуги по привлечению добросовестных поставщиков к закупкам заказчика, в том числе на малые суммы. На сегодняшний день для заказчика серьезное неудобство представляет необходимость ввода большего объема информации, причем многократного, а также выполнения многочисленных процедурных правил и ограничений, поэтому любая возможность облегчить работу в этой части будет воспринята позитивно, считает Кирилл Кузнецов.
По мнениюВиктора Степанова, наиболее востребованными сегодня являются сервисы контроля исполнения контракта, позволяющего в онлайн-режиме следить за процессом и осуществлять эффективное электронное взаимодействие между всеми участниками исполнения контракта: заказчиком, поставщиком, субподрядчиками, контролерами, представителями финансовых органов и лицами, ответственными за проведение экспертизы, сервисы автоматического расчета НМЦ, базирующегося на анализе релевантных рыночных цен, а также сервисы осуществления закупок малого объема (стоимостью до 100 тыс. руб.), позволяющего упорядочить и контролировать такие закупки».
Кому это выгодно
Георгий Сухадольский, в свою очередь, обращает внимание, что требования к ЭТП могут сильно отличаться в зависимости от вида заказчиков. «Если мы берем коммерческих заказчиков, то им важен конечный результат, и для этого надо максимально проработать все процессы начиная от планирования закупочной деятельности и заканчивая заключением контракта», — поясняет он. Если это госзакупки, то здесь акцент на корректном выборе поставщика, соблюдении всех формальных процедур. Но в любом случае площадка — это функционал, инструмент взаимодействия. По его мнению, можно провести аналогию с бухгалтерскими программами, с той разницей, что торговая площадка — скорее не внутренний, а внешний функционал. Заказчику удобнее, чтобы ЭТП провело за него максимально возможный объем работы. «Речь в основном о рутинных операциях, например, если поставщик уже подавал документы на конкурсы на данной площадке — дать возможность автоматической выгрузки сведений о нем. Если контракт требует обеспечения — дать поставщику автоматизированный доступ к сервисам финансовых организаций, способным его предоставить», — считает эксперт.
Выгодны ЭТП и поставщикам товаров и услуг, для них это — расширение рынка сбыта. «ЭТП обеспечивают поставщикам легкий и удобный доступ к рынку, общий объем которого превышает 7,5 трлн руб., это только по закупкам государства и компаний с госучастием за 2016 год (44-ФЗ плюс 223-ФЗ)», — говорит Виктор Степанов. Он уточняет, что для поставщиков также существует комплексная система поддержки, позволяющая им использовать бесплатные сервисы и получать необходимые финансовые продукты на всех этапах работы: начиная от получения электронной подписи и заканчивая подписанием и исполнением контракта.
«Учитывая, что в ближайшие два года весь объем государственных и заметная часть государственно-корпоративных конкурентных закупок перейдут на ЭТП, у поставщиков, желающих работать с такими заказчиками, собственно, не останется альтернативы», — отмечает Кирилл Кузнецов. По его мнению, плюсом для них станет повышение прозрачности и объективности закупочных процедур. В прошлое уйдут манипуляции с «бумажными заявками», сократятся расходы на подготовку заявок, процесс участия станет более быстрым и комфортным. Однако эксперт считает, что надеяться на полную объективность таких закупок не следует, поскольку в этой сфере «на новые меры по предотвращению манипуляций придумываются оригинальные схемы их обхода». «Тем более что исполнение контракта, приемка по-прежнему будет неэлектронной», — говорит он.
Вместе с тем, несмотря на намерение государства перевести на электронную форму торгов закупки компаний с госучастием, на рынке остается еще много проблем. Первый их комплекс связан с диктатом и инертностью крупных корпораций. «Присутствие тех или иных поставщиков, а также предложение той или иной номенклатуры товаров, работ, услуг на ЭТП диктуется исключительно спросом со стороны крупных заказчиков», — рассказывает Дмитрий Миндич. Компании все чаще закупают на ЭТП товары и услуги, необходимые для ведения основной деятельности, например технологическое оборудование и некоторые виды сырья и полуфабрикатов. «Вместе с тем, как показывают наши исследования, на ЭТП выводятся преимущественно закупки массовых товаров, работ и услуг. С точки зрения освоения новых ниш на электронном рынке крупные корпоративные заказчики по-прежнему достаточно консервативны», — уверен Дмитрий Миндич.
Вторая группа проблем возникает из-за недостаточной квалификации пользователей, что не дает им воспользоваться сервисами ЭТП в полном объеме. «Уровень подготовки как специалистов заказчиков, так и участников закупок оставляет желать лучшего, — считает Кирилл Кузнецов. — Что не удивительно в условиях запутанного законодательства — в закон о контрактной системе правки вносились уже 41 раз, и подготовлено значительное количество новых — и отсутствия требований к качеству обучения». Между тем профессиональные учебные центры сильно теснятся конкурентами, не способными обеспечить качественные знания и навыки, зато предлагающие документы о повышении квалификации и переподготовке по себестоимости их выпуска. Как считает Кирилл Кузнецов, следствием является большая доля технических ошибок начиная от оформления документов и заканчивая нарушениями сроков их подписания и размещения, незнание функционала ЭТП, нередки случаи небрежного отношения к информационной безопасности, «а также попытки примитивной «заточки» сотрудниками заказчика документации закупки под конкретного поставщика, примеров обнаружения ФАС плохо прикрытых «картельных сговоров» и «закупок под своего» до сих пор много». «Кстати, именно электронная среда делает такую работу контролера намного эффективнее», — говорит эксперт.
На рынке есть профессионалы очень высокого уровня — как у государственных, так и у коммерческих структур, отмечает Георгий Сухадольский. «Но это специалисты разного профиля. Чиновники хорошо разбираются, как проводить закупки в рамках 44-ФЗ, обеспечивать соблюдение формальных процедур. Коммерческий сектор лучше понимает, как работать с поставщиками, как проводить конкурентные переговоры», — поясняет Сухадольский. Вместе с тем в госзакупках принимают участие огромное количество как поставщиков, так и заказчиков. И очевидно, что при такой массовости непрофессионалов и середнячков всегда будет больше, чем профессионалов — «условно говоря, невозможно укомплектовать профильными экспертами все школы и детские сады», уверен эксперт.