— Как Softline удалось получить партнерский статус Managed Service Provider компании Oracle?
Игорь Боровиков: Чтобы получить этот статус, мы инвестировали серьезные ресурсы в сертификацию, аудит, подготовку специалистов и менеджеров по продажам. К слову, то, что этот сервис сейчас появляется в России, — это показатель внимания Oracle к российскому рынку и одновременно показатель уровня развития российского рынка, его готовности к новым технологиям. Решения о запуске столь высокотехнологичных продуктов в конкретной стране никогда не принимаются на пустом месте. С Oracle мы сотрудничаем десять лет. Первый диалог по поводу получения нашей компанией MSP-статуса состоялся еще во время Oracle OpenWorld 2016 в Сан-Франциско. Можно сказать, что Oracle в нас поверила: компания видит, что мы на протяжении нескольких лет каждый год наращиваем предоставление облачных услуг практически вдвое, и предоставила возможность получить данный статус.
Олег Жуков: Тут примечательно, что российская компания оказалась в десятке первых MSP-партнеров по всему миру. Надо отметить, что Oracle сознательно не стремится увеличить число MSP-партнеров — мы тщательно подходим к их выбору: требуются именно партнеры, предоставляющие услуги высочайшего уровня, а таких немного. В случае с Softline свою роль сыграла сонаправленность стратегий развития: Softline, как и мы, связывает свой рост и развитие с облачными услугами. Нам нужны партнеры, которые бы мыслили в наших категориях, и Softline оказался в нужном месте в нужное время: компания одной из первых в России меняет свой бизнес так, чтобы в полной мере отвечать вызовам, которые сейчас стоят перед отечественными компаниями.
— Как партнерство между вашими компаниями будет способствовать цифровой трансформации российских компаний? И насколько вообще эта потребность назрела?
И.Б.: Сейчас любая компания, будь то промышленное предприятие или розничная сеть, понимает, что без цифровой трансформации дальше работать невозможно. Если ты банк, тебе требуется свой интернет-банк и мобильный клиент. Если ты ретейлер, тебе нужна программа лояльности, интернет-магазин, CX/CRM-система и программные решения, которые бы обеспечивали связь одного с другим. А для всего этого требуется IT-инфраструктура. Цифровая трансформация требует от компаний больших вложений — требуется покупать «железо», разрабатывать собственные программные продукты. А наше облачное решение не предполагает больших затрат: заказчик не покупает оборудование и программное обеспечение, а платит только за то, чем пользуется. Подход, который сейчас предлагают Oracle и Softline, позволяет перевести часть расходов на IT из капитальных в операционные и тем самым снизить налогооблагаемую базу компаний — заказчиков такой услуги. При этом технологии, которые предлагает Oracle, надежны и проверены временем. Таких предложений на российском рынке я еще не видел.
— Вы имеете в виду Oracle Cloud Machine? Новые сервисы, которые с конца прошлого года Oracle начала предлагать в России?
И.Б.: Да, я говорю о развертывании программных продуктов в облаке Oracle, расположенном в ЦОДе заказчика.
— Правда ли, что теперь клиент сможет использовать все возможности публичного облака Oracle в его собственном вычислительном центре?
О.Ж.: Да, это так. И приятно отметить, что это уникально на рынке. По сути, каждый заказчик получает возможность открыть свой ЦОД с Oracle. Речь идет о комбинации аренды оборудования и сервиса как такового: по желанию заказчика «кусочек» облака Oracle может быть размещен в его собственном вычислительном центре. Причем это инфраструктурное решение предоставляется именно как услуга — по цене, не превышающей расценки на стандартное использование облака Oracle. Благодаря встроенным в нашу инфраструктуру технологиям, особенностям архитектуры и высокой скорости обработки корпоративных данных в облаке, компании смогут оптимизировать бизнес-процессы и совокупно уменьшать собственные затраты.
— Какие преимущества дает такой подход?
О.Ж.: Сейчас большинство российских компаний по-прежнему разрабатывают свои программные решения в режиме on-premise, то есть на собственном оборудовании, а не в облаке. Oracle Cloud Machine дает возможность бесшовной интеграции между облачными сервисами и любыми решениями, развернутыми на территории заказчика: клиенты могут разрабатывать свои продукты в однородном окружении, перенося со своей площадки в облако и обратно. Одна из особенностей нашего сервиса в том, что вы можете работать не только с приложениями Oracle, но и любыми другими. Вы можете, не отказываясь от работы в этих приложениях, «обкатывать» проекты внутри нашего облака, создавая сколь угодно большое число виртуальных машин, а потом переносить их на собственную инфраструктуру.
— В России распространению облачных технологий во многом препятствует законодательство, касающееся хранения персональных данных: закон обязывает компании хранить критически важные данные на серверах, которые физически находятся в России. Сможет ли Oracle Cloud Machine снять эти ограничения на использование облаков?
О.Ж.: В отношении облаков существует определенное недоверие: если облако, то непонятно, где хранятся данные, что с ними делают. Наше новое облачное портфолио, которое называется весьма символично — Oracle Cloud at Customer («Облако Oracle у клиента») и в которое входят сервисы Oracle Cloud Machine, позволит наконец покончить с этим недоверием. Теперь клиент может развернуть внутри сети собственную систему безопасности: все данные находятся за вашим фаерволлом, и вы можете быть уверены, что никуда без вашего желания они не денутся. Отмечу, что данная проблема актуальна не только для России: из 193 стран, входящих в ООН, большинство имеют идентичное или очень похожее законодательство, касающееся хранения данных. Для нас эти законодательные требования — данность, внутри наших решений уже изначально заложена необходимость их исполнения.
— Есть мнение, что цифровая трансформация нужна только крупным компаниям, а малый бизнес прекрасно без нее обходится. Так ли это?
И.Б.: Крупным компаниям труднее трансформироваться. Сказывается «наследие прошлого»: у них есть собственное, много лет используемое программное обеспечение, большие IT-отделы и громоздкие инфраструктурные решения, от которых они не собираются отказываться. Пожалуй, готовность именно небольших компаний к использованию облаков в целом выше. Например, современная компания по доставке пиццы может сразу делать решение в облаке и с облачной аналитикой, поскольку основной актив такой компании — сайт, а не производство пиццы: она вообще может сама не печь пиццу, а быть агрегатором доставки пиццы от множества производителей.
— Как Softline планирует предоставлять облачные управляемые сервисы (managed services) и что это даст компаниям-клиентам?
И.Б.: Облачные управляемые сервисы — это фактически еще один мощный способ повысить производительность: наши специалисты внимательно следят за особенностями использования облачных ресурсов заказчиками и консультируют клиентов, какие возможности использования сервисов Oracle и наших собственных сервисов у них есть, и что клиентам необходимо перенастроить, как оптимизировать потребление ресурсов и др. В основном это будет делаться программными средствами — у нас есть аналитический инструментарий, который позволяет людям с разным уровнем IT-грамотности понимать, например, что будет с сайтом компании при пиковой нагрузке, и насколько значительные вычислительные мощности нужны для его бесперебойной работы.
— Вы будете предоставлять услуги только в России?
И.Б.: Помимо нашей страны, Softline работает еще в 32 странах в трех ключевых регионах — страны бывшего СССР, Латинская Америка и страны Азии. Мы планируем во всех этих странах предлагать сервисы Oracle и наши собственные. Обслуживание будет проводиться в основном российскими инженерами, и это хороший пример экспорта компетенций — того, как ресурсы компании с российскими корнями могут с успехом применяться за рубежом.
Справка
Совокупные доходы Oracle от облачных сервисов по итогам 2016/17 финансового года выросли на 60%. О результатах компания отчиталась на прошлой неделе. В целом совокупные доходы Oracle увеличились на 2% и составили $37,7 млрд. Чем-то экзотическим услуги облачных вычислений и хранения информации перестали быть и в России: согласно данным исследования Forrester, объем российского рынка облачных технологий составляет 22,6 млрд руб. При этом заказчикам часто необходима помощь в развертывании, управлении, развитии, анализе и оптимизации потребляемых облачных услуг. Отвечая их пожеланиям, Oracle разработала и запустила MSP-программу (MSP, Managed Service Provider), участвуя в которой партнеры смогут продвигать и предоставлять такие услуги. Программа стартовала совсем недавно. Компания Softline, основанная в России, одной из первых в регионе ЕМЕА получила статус Oracle Cloud Managed Service Provider.