Инструменты , Весь мир ,  
0 

Лизинг на взлете

Фото: Доминик Бутен/ТАСС
Фото: Доминик Бутен/ТАСС
Авиационный лизинг демонстрирует заметный рост, прежде всего благодаря господдержке. Спрос на воздушные суда все еще не удовлетворен, что позволяет рассчитывать на дальнейшее развитие рынка.

Равнение на своих

Авиация — один из ведущих сегментов лизинговой отрасли в России, в первую очередь благодаря высокой стоимости самолетов и долгих сроков их эксплуатации.

Два года назад российские власти приняли меры для развития лизинга коммерческих воздушных судов отечественного производства. Так, субсидирование было распространено на сделки не только в финансовом лизинге, но и в операционном. Также было принято решение о докапитализации лизинговых компаний с расчетом на покупку ими Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100). «Эффективность этих мер несомненна: господдержка аренды и лизинга российских самолетов позволит увеличить объем авиализинга в 2017 году минимум на 10%», — говорит доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Вадим Свирчевский. Он полагает, что «динамика сделок по Sukhoi Superjet-100 позволяет надеяться и на 25-процентный прирост. Свирчевский обращает внимание на активное участие в этом бизнесе компаний «ВТБ Лизинг», «Ильюшин финанс» и «ВЭБ-лизинг», что дает основание рассчитывать на развитие позитивных тенденций в отрасли.

Принесли свои плоды и действия государства по снижению ключевой ставки кредитования и субсидированию лизинговых ставок государственными компаниями, согласен доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. В результате того что региональные компании получили самолеты на выгодных условиях, удалось увеличить региональную маршрутную сеть.

Не все эксперты настроены столь оптимистично. «Главная проблема рынка авиализинга — стратегическое падение рынка пассажирских авиаперевозок, которое идет с 2014 года и не компенсируется даже оживлением лета 2017-го, вызванным укреплением рубля. Особенно страдает сегмент регулярных перевозок на второстепенных с точки зрения пассажиропотока направлениях», — отмечает советник по макроэкономике генерального директора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.

Тем не менее официальная статистка внушает надежду. Российский рынок пассажирских авиаперевозок с начала 2017 года активно растет. По данным Росавиации, отечественные авиакомпании в январе—мае 2017 года перевезли 35,81 млн пассажиров, что на 22% превышает результат за аналогичный период 2016 года. Причем в мае 2017-го обслужено на 25,9% больше пассажиров, чем за аналогичный месяц прошлого года — 8,67 млн. Министр транспорта Максим Соколов ранее прогнозировал, что по итогам текущего года рынок может вернуться к объемам 2015-го, когда было перевезено 92 млн человек. Соответственно, должны расти и объемы авиализинга.

Медленно, но верно

По данным рейтингового агентства RAEX, в 2016 году объем авиализинга вырос на 35,5%, его доля на рынке лизинга в целом составила 21,6%, говорит ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. По его данным, в 2015–2016 годах авиализинг показал стабильно высокую долю в стоимости имущества — до 20,5%.

Всего к апрелю 2017 года было выпущено 122 самолета SSJ-100, из которых 65 находятся у российских эксплуатантов. Одно из последних соглашений весной этого года заключила иркутская компания «ИрАэро» на покупку в лизинг четырех SSJ-100. Более того, «Аэрофлот», чей парк уже включает 30 таких самолетов, в ходе МАКС-2017 готов подписать контракт на приобретение еще 20 лайнеров SSJ-100 общей стоимостью около $600 млн. Все эти машины приобретаются в лизинг.

Как говорит Сергей Хестанов, несмотря на то что уровень простоя отечественной авиатехники по техническим причинам выше, чем у импортной, продвижение изделий российской авиапромышленности продолжается.

«Лизинговые компании, в частности подконтрольная Минтрансу Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), идут на установление арендной ставки в рублях для отечественных получателей. Государственное субсидирование также призвано содействовать продвижению техники», — отмечает Гойхман. Так, ГТЛК в 2016 году приобрела для передачи в операционный лизинг 13 самолетов Sukhoi SuperJet-100, а в конце мая текущего года завершилась синдикация кредита для компании в размере 30 млрд руб. с целью приобретения 32 таких лайнеров. В 2016 году ГТЛК и авиакомпания «Ямал» подписали твердый контракт на поставку 13 самолетов SSJ-100, «Сбербанк Лизинг» поставил «Аэрофлоту» 20 единиц SSJ-100, «ВТБ Лизинг» передал пятый самолет авиакомпании «Россия», а компания «ВЭБ-лизинг» выполнила обязательства по поставке четырех воздушных судов авиакомпании «Россия». «По мере развития региональных авиаперевозок и восстановления работы многих аэропортов можно ожидать увеличения спроса на перевозки пассажиров и грузов, а значит, будет востребован и авиационный лизинг», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Основным драйвером развития авиализинга в России в будущем может стать не только ожидаемый рост объема перевозок, но и обновление авиапарка. «Потребность в обновлении авиапарка в России достаточно высока, хотя проблема уже не стоит так остро, как это было в 2000-х годах. Например, у «Аэрофлота» уже один из самых молодых парков в Европе», — говорит аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Однако, по его словам, спрос на воздушные суда полностью не удовлетворен, что, в свою очередь, создает благоприятную почву для развития авиализинга. «Медленно, но верно количество произведенных и эксплуатируемых самолетов растет. Кроме того, на подходе еще одна отечественная новинка — MC-21», — добавляет он.

Помощь может прийти и от зарубежных участников рынка. «Западные лизинговые компании готовы предложить услуги по финансированию продаж на внутреннем рынке новых типов российских самолетов», — говорит Вадим Свирчевский. В совокупности с государственной поддержкой участие иностранных лизинговых компаний усилит позитивные тенденции на рынке российского авиализинга.

Инновации Силовой прием
Скачать Содержание
Закрыть