Российская экономика переживает не самые простые времена, тем не менее рынок консультационных услуг демонстрирует оживление. «В отличие от аудита цены на консультационные услуги характеризуются большей стабильностью и чуть меньше страдают от демпинга, хотя кризис и снизил бюджеты большинства клиентов как в государственном, так и в частном секторе», — говорит партнер BDO Елена Хромова. Объективные данные по росту выручки, по ее словам, подтверждаются субъективным ощущением: все больше клиентов на переговорах проявляют интерес к консультационным услугам, практически с каждой компанией обсуждаются потребности в тех или иных видах консалтинга. «Активным заказчиком становится средний бизнес. В целом ситуация внушает оптимизм, спрос как на традиционные, так и на новые услуги оживился и растет», — говорит эксперт.
Схожей точки зрения придерживается председатель правления и управляющий партнер КПМГ в России и СНГ Олег Гощанский: «Состояние консалтингового рынка напрямую зависит от общей макроэкономической ситуации. По нашим ощущениям, он сейчас оживает».
Вместе с тем отмечаемое экспертами, опрошенными РБК+, увеличение спроса на консультационные услуги весьма неоднородно. Во‑первых, общий рост наблюдается лишь в отдельных сегментах, во‑вторых, его причины не всегда носят рыночный характер, в‑третьих, клиенты стали довольно избирательны, в том числе в части готовности платить консультантам.
Налоговый пресс
Главное, что отмечают все эксперты, — увеличение спроса на услуги консультантов в сфере налогообложения в связи с усилением активности фискальных органов в части пополнения бюджета.
«Налоговый консалтинг по-прежнему является одним из самых востребованных видов консалтинга, и спрос на него, по нашему мнению, будет только расти», — полагает гендиректор «Финэкспертизы» Нина Козлова. По ее словам, эта тенденция связана как с ужесточением контроля налоговых органов за правильностью формирования налоговой базы и полнотой уплаты налогов в бюджет, так и со все возрастающим количеством судебных решений, принятых не в пользу налогоплательщиков. В таких условиях вкупе с общей экономической ситуацией предприятия и физические лица все чаще обращаются к налоговым консультантам, стремясь снизить налоговые риски по проводимым ими хозяйственным операциям и, как следствие, уменьшить вероятность наступления негативных последствий, связанных в том числе и с серьезными финансовыми потерями в случае применения государственными органами соответствующих санкций. «Кроме того, на ситуацию во многом влияет и стремление налогоплательщиков законно оптимизировать свою налоговую нагрузку с целью наиболее эффективного использования имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов», — подытоживает эксперт.
Контроль со стороны ФНС усиливается, практически любая фирма находится под угрозой доначислений. Чтобы снизить риски, важно совместно с профессионалами прорабатывать правовую позицию, — отмечает исполнительный директор КСК групп Александр Рагиня.
Впрочем, некоторые консультанты видят во всплеске налогового консультирования не только кнут, но и пряник со стороны властей. «Продолжает увеличиваться спрос на услуги налогового консалтинга, что связано с более четким проявлением тенденции деофшоризации бизнеса и расширением налоговых льгот внутри страны», — замечает партнер и исполнительный директор АКГ «Деловой профиль» Ксения Архипова.
Олег Гощанский среди главных драйверов роста рынка выделяет «различные регуляторные и законодательные изменения: усиление требований к риск-менеджменту, комплаенсу, прозрачности и контролю, изменения в налоговом законодательстве» и отмечает в связи с этим высокую востребованность услуг, связанных с внедрением МСФО‑9, и налоговое консультирование в таких областях, как BEPS (Base Erosion and Profit Shifting — размывание налогооблагаемой базы и выведение прибыли из-под налогообложения), возврат НДС, необоснованная выгода и т. д.
В целом же среди причин роста спроса на услуги консультантов эксперты помимо сугубо утилитарных задач приспособиться к административным маневрам родного государства называют еще целый комплекс причин.
«Первым фактором роста рынка я бы назвала отложенный спрос, сформировавшийся в предыдущие несколько лет, когда клиенты оптимизировали бюджеты, экономя не в последнюю очередь на консалтинговых продуктах. Многие масштабные и локальные проекты были отложены до лучших времен. Несмотря на то что лучшие времена все еще не наступили, бизнес адаптировался к кризису и готов инвестировать в изменения», — полагает Елена Хромова.
По словам Олега Гощанского, «компании понимают, что для успешного функционирования им нужно меняться, оптимизировать и автоматизировать свои процессы, внедрять технологии, а такие изменения — это работа для консультантов».
Ростки будущего
Точки роста представители индустрии описывают по-разному. Некоторые связывают его с геополитическими процессами. Последствия санкций позволили высвободить довольно привлекательные ниши, которые сегодня снова стремятся занять иностранные продавцы оборудования, ТНП, услуг, говорит партнер, директор по стратегическому развитию АКГ «Деловой профиль» Армен Даниелян. «Поэтому широким спросом начинает пользоваться стратегический консалтинг и маркетинговые услуги». Кроме того, по его словам, банки в период кризиса столкнулись с ростом непрофильных активов, которые пока еще сложно реализовать, в этой связи встает вопрос о Due Diligence; соответственно, набирает обороты в том числе услуга по инвентаризации активов в рамках комплексных Due Diligence. «Роста интереса к инвестиционному консалтингу пока нет, он обычно одним из последних выходит из кризиса, но пробуждается интерес зарубежных компаний к российскому рынку», — считает эксперт.
Более распространенной, однако, является точка зрения, что драйвером роста станет необходимость внедрения новых технологий, а также необходимую в условиях стагнации оптимизацию издержек.
«Мы видим спрос на IT-решения, стратегический консалтинг, оптимизацию управления бизнесом, — говорит Елена Хромова. — Компании учатся работать в новом окружении, монетизировать данные, менять систему взаимодействия с потребителем. В этой связи растет спрос на цифровую трансформацию бизнеса, виртуализацию IT-среды». Помимо локальных задач, касающихся оптимизации издержек, таких как построение систем мотивации, управление поставками, востребованы и более глобальные решения, помогающие собственникам изменить подходы к управлению бизнесом и, сохраняя контроль, снизить уровень участия в текущих операционных процессах. «По-прежнему популярен аутсорсинг любых процессов, поскольку в рамках оптимизации он является одним из важных инструментов», — считает Хромова.
Аналогичной точки зрения придерживается и Нина Козлова. «В последние годы рынок консультационных услуг в России сохраняет спрос на IT-консалтинг, в том числе методологические материалы для автоматизации различных бизнес-процессов — учетных, бюджетирования, трансферного ценообразования, управления производством и т. д., — отмечает она. — Видны темпы роста спроса на услуги аутсорсинга и налогового консалтинга, в том числе в сфере ТЦО». Данный тренд, по ее словам, позволяет сделать вывод о приоритетных для российских компаний вопросах: оптимизация операционной деятельности и повышение ее эффективности за счет автоматизации бизнес-процессов и передачи непрофильных функций на подряд. В ближайшее время, считает эксперт, тренд сохранится.
Есть и другие идеи роста. «Потребность в конкретных услугах во многом зависит от специфики и формата бизнеса клиента, — считает Александр Рагиня. — Для крупного холдинга, который давно и успешно работает на рынке, часто актуально выстраивание системы защиты активов. Для компаний, в которых несколько учредителей, важно создать эффективный порядок принятия решений с учетом мнения всех партнеров». Это поможет снизить риски корпоративных конфликтов. Большим спросом, по мнению эксперта, будет пользоваться «обновление» юридической структуры бизнеса. Практика и законодательство стремительно меняются, поэтому юридические конструкции, которые еще недавно обеспечивали бизнесу безопасность, уже завтра будут неэффективными.
Счетная палата
Вместе с тем, несмотря на общий довольно оптимистичный настрой консультантов, есть еще один существенный фактор, определяющий их финансовое благополучие, — цены на консультационные услуги. Здесь опрошенным РБК+ экспертам похвастаться пока нечем.
«Уже сейчас цены на рынке консалтинговых услуг демонстрируют снижение, особенно в сегменте стандартных услуг, — клиенты не готовы платить больше за стандартные виды услуг, куда попадает и оценка, что поощряет «ценовую войну», на полях битвы которой мы все чаще видим и представителей «большой четверки». За получение в свой портфель крупных проектов нередко разворачиваются настоящие ценовые баталии», — описывает текущую конъюнктуру рынка Нина Козлова.
«Конечно, сейчас все считают деньги, но в консалтинге такого уровня ключевой аргумент в пользу работы с консультантом — его способность эффективно решить проблему клиента и ценность, которую он добавляет, а не то, что он дешевле конкурента», — отмечает Олег Гощанский.