Инструменты , Весь мир ,  
0 

Прибыльный консалтинг

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos
В нестабильных экономических условиях растет спрос на консультационные услуги, которые дают ощутимый эффект и фактически становятся инструментом инвестирования в бизнес.

Кризисы традиционно способствуют росту числа обращений компаний, например, к HR-консультантам при сокращении штата или юристам при увеличении числа споров и судов с контрагентами. Такие явления наблюдались во время финансовых кризисов и 2008‑го, и 2014 годов. Однако если в первом случае экономика довольно быстро вернулась к росту, то последние кризисные явления затянулись. Рентабельность бизнеса уменьшилась, что заставляет предпринимателей неустанно совершенствовать финансовые модели и управленческий учет.

Бизнес-процессы усложняются с каждым днем, и у предпринимателей просто нет времени самостоятельно разбираться во всех тонкостях, говорит владелец компании «Дочки-сыночки» Александр Бондяшов. «Консультанты, очевидно, имеют больший опыт внедрения решений»,  — делится он впечатлением от регулярной работы с профессиональными советниками.

Дефицит бюджета мотивирует государство более эффективно изыскивать источники его пополнения, и это еще один повод искать помощи у профессионалов. Давление на бизнес со стороны контролирующих органов, а также возросшая сложность взаимодействия с регуляторами заставляют бизнес все чаще прибегать к помощи консультантов, по крайней мере в юридической сфере,  отмечает руководитель юридического департамента компании «Русклимат» Павел Симонов.

Значительного роста экономики в ближайшей перспективе ожидать не следует. При таком прогнозе компании будут делать ставку на стратегии постепенного развития, дальнейшую оптимизацию работы и сокращение издержек. В консалтинге для бизнеса на первое место вышли показатели эффективности — так называемый ROI-подход к проектам. Коэффициент ROI (от англ. return of investment) позволяет измерить финансовую отдачу от вложенных в консалтинг средств и делает его, по сути, инструментом инвестирования в развитие.

«Коэффициенты эффективности мы рассчитываем еще на этапе получения от консультанта коммерческого предложения. Если ROI низкие — отказываемся от проекта или рассматриваем возможность реализовать его своими силами»,  — рассказывает Павел Симонов. По его словам, проект с рентабельностью инвестиций ниже 200 % просто не проходит. «Это, правда, относится только к не особо крупным проектам, стоимостью до 1 млн руб. Если речь идет о более крупных проектах, стоимостью в несколько десятков миллионов, требуемая для их старта рентабельность может быть и ниже»,  — отмечает руководитель юридического департамента компании «Русклимат».

Такой поход эффективен не только при реализации традиционных проектов, связанных с оптимизацией бизнес-процессов и развитием бизнеса,  таких как внедрение управленческих систем, совершенствование IT-инфраструктуры, маркетинг, продажи и т. д., но даже в традиционно «расходных» сферах.

Характерный пример — аудит, который многие собственники компаний зачастую считают пустой тратой денег и дублированием функций бухгалтерии. Однако можно взглянуть на ситуацию с другой стороны. Аудит среднего предприятия обычно обходится в 100–200 тыс. руб. Если у компании много операций (например, по импортным договорам, предусматривающим большое количество документов), наличие технических ошибок практически неизбежно. А эти ошибки могут еще и носить системный характер — скажем, если неправильно оформлялись учетные документы. В таком случае объемы налоговых штрафов и недоимок могут исчисляться десятками миллионов рублей. Учитывая резко возросший в последние годы профессионализм фискальных органов, штрафы становятся практически неизбежными. Таким образом, получается, что ROI инвестирования в аудит может составлять тысячи процентов.

По данным исследования английской компании LexisNexis, опросившей клиентов юридических фирм, большинство консультантов предоставляют клиенту рекомендации, на основании анализа которых заказчик сам вынужден формулировать для себя решение. Но бизнесу, подчеркивают аналитики LexisNexis, нужны не советы, а готовые решения, причем такие, для реализации которых требуется минимум ресурсов. Эти решения должны обеспечивать достижение конкретного результата: например, в случае аудита клиент должен получить рекомендации по устранению ошибок в учете, если речь о проекте по увеличению продаж, необходимо создать эффективную систему с понятными механизмами управления, совершенствование маркетинговых исследований предполагает обновленную стратегию коммуникации с потребителями и т. д.

«Бизнес — сложная система, состоящая из множества подсистем: корпоративная культура, продажи, учет, позиционирование бренда, изучение предпочтений клиентов, обучение персонала и др. Для гармоничного развития необходимо совершенствовать бизнес-функции в комплексе»,  — говорит управляющий директор КСК групп Тимур Абдуллаев. Нельзя ставить задачу резкого расширения продаж, не оценив сырьевую базу, наличие доступа к финансированию и иные аспекты — иначе непонятно, как потом выполнить взятые по договорам обязательства.

Зачастую предприниматели, стремясь решить конкретную задачу, заказывают точечную консультацию, и в результате получают нулевой, а то и отрицательный эффект. Крупный бизнес давно оценил преимущества комплексного подхода, позволяющего избегать подобных последствий и ведущего к максимальной результативности совместного с консультантами проекта. Сейчас, по словам Тимура Абдуллаева, к этому пришли и динамично развивающиеся средние компании.

Инструменты «Успех расценивается как общая заслуга»
Скачать Содержание
Закрыть