— Нынешний Родосский форум — уже 15-й. Каких результатов удалось достичь, как экспертная работа содействует решению политических, экономических и социальных проблем?
— В научной среде считается, что если конференция последовательно проводится три раза, то она состоялась. Дискуссии в рамках Международного общественного форума в этом году будут проводиться уже в 15-й раз. Площадка сформировала круг экспертов — ученых, политиков, бизнесменов, которых объединяет вера в то, что общественные институты способны помочь избежать столкновения цивилизаций, предсказанного американским социологом и политологом Сэмюэлом Хантингтоном.
Напомню, что Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» появился как ответ и альтернатива на предложенную этим ученым в 1996 году модель этнокультурного разделения цивилизаций. Профессор Хантингтон полагал, что на смену международным конфликтам придет «столкновение цивилизаций» — конфликты между группами государств, объединенных общей историей, религией и традициями. Он выделял девять основных цивилизаций, а угрозой мировому сообществу считал исламский радикализм, который относил к особенностям исламской цивилизации. Эта концепция оказала определенное влияние на формирование подходов США к решению международных проблем.
В 2001 году по предложению бывшего президента Ирана Мохаммада Хатами Генеральной ассамблеей ООН была сформирована глобальная повестка для диалога между цивилизациями. А в 2002-м был учрежден форум «Диалог цивилизаций», призванный следовать принципам равенства культур и цивилизаций.
В прошлом году форум был преобразован в постоянно действующий исследовательский институт со штаб-квартирой в Берлине и офисами в Москве и Вене. Тот же принцип, или как мы еще называем, «индекс диалога», лежит в основе нашей методологии исследования, позволяющей определять вероятность перерастания существующих латентных конфликтов в том или ином регионе в «горячую» фазу. Результаты наших исследований направляются в ООН, правительства или парламенты соответствующих стран с предложениями о том, как проблему можно решить. Это и есть методология диалога.
Примечательно, что площадка «Диалога цивилизаций» появилась даже раньше, чем «Альянс цивилизаций» ООН. Мы сотрудничаем. Но преимущество Родосского форума в том, что мы общественная организация. И участники проекта всегда отмечали свободу и отсутствие премодерированности решений. А поскольку в работе форума принимают участие в том числе и ведущие профессора различных научных центров, то идеи диалога внедряются в образовательный процесс, резолюции направляются в различные учреждения — в think-tanks, в межгосударственные организации.
— Какие ожидания от форума в этом году?
— Форум 2017 года во многом фокусируется на тех же универсальных проблемах — глобальное неравенство и угроза терроризма. Однако мы хотим посмотреть на них под другим углом, глазами не только тех стран, которые принято называть Западом, и, скажем, Китая, но и перспективных центров силы, прежде всего Индии, стран Африки и Латинской Америки. Поэтому к выступлению приглашены как бывшие, так и действующие руководители стран из этих регионов.
Кроме того, в этом году мы приняли решение о запуске «Клуба лидеров» — неформального саммита экс-руководителей государств и правительств.
Задача клуба — выработка рекомендаций по созданию общественных форумов в ряде конфликтных зон, а также по нескольким наиболее чувствительным международным вопросам.
Мы предлагаем формат общественных форумов с участием людей, не являющихся официальными лицами, но имеющих реальный опыт управления и влияние в политике как один из механизмов налаживания диалога.
Необходимость такого формата хорошо видна, например, в отношениях России и США. Дипломатические отношения ухудшились настолько, что есть риск миграции кризиса в зону общественных и межличностных контактов. Проблему может помочь решить учреждение российско-американского общественного форума, как это было, например, решено главами России и Франции. Это должна быть организация общественная, но имеющая консультативный статус у руководства стран.
Соответствующие рекомендации и будет готовить «Клуб лидеров» для ООН и других заинтересованных международных и государственных институтов.
— Насколько я понимаю, отношение к форуму на Западе неоднозначное. Ставите ли вы задачу привлекать в качестве участников диалога действующих политиков?
— Неоднозначное отношение складывается иногда оттого, что форум не предполагает наличия какой-то одной идеологической позиции — скажем, одного взгляда на отношения России и Запада. У нас высказываются различные точки зрения, как прозападные, так и критичные к Западу. Единственным критерием является способность собеседника к диалогу. Именно этим Родосский форум привлекает все новых людей с высокой репутацией. Здесь нет обязательной идеологии как входного билета.
Это экспертная площадка, и на ней важно услышать любые мнения. И мы действительно стараемся привлечь действующих политиков, чтобы обеспечить связку между экспертным сообществом и теми, кто принимает решения. Но наш форум прежде всего общественный, критерием участия в нем является не официальная должность, а заслуги того или иного делегата перед мировым сообществом, заслуги в области развития диалога и продвижения ценностей современного гуманизма в реальную политику. Например, лауреатами премии «Диалога цивилизаций» являются президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, экс-канцлер Австрии Альфред Гузенбауэр, президент Чехии Милош Земан, бывший президент Узбекистана Ислам Каримов, король Иордании Абдалла II.
— Ориентируетесь ли вы на новое поколение, интересна ли ему повестка общественного форума?
— Один из выводов наших форумов заключается в том, что диалог между поколениями является не менее сложным, а может быть, даже более ответственным процессом, чем организация диалога между различными культурами. Мы полагаем, что пропаганда ценностных основ, носителями которых в нашей стране являются академик Лихачев или писатель Даниил Гранин, в США, к примеру, Эрнест Хемингуэй, в Великобритании — Джеймс Олдридж, передача их молодому, более образованному поколению и их восприятие без отрицания, достигнутого в предыдущем периоде, является очень важной задачей.
Те процессы, которые мы наблюдаем сейчас, например снос памятников, — это не просто эмоциональный всплеск. Борьба с историческими артефактами — это на самом деле борьба с памятью, и это очень опасная тенденция. Совместно с МГУ мы инициировали образовательную программу, которая называется PolitIQ. В ее рамках ежегодно формируется небольшая группа студентов, мы спонсируем их стажировку в лучших зарубежных политологических институтах, но предполагаем, что и к нам регулярно будут приезжать молодые политологи для обмена опытом.
— Цифровизация, кажется, стирает границы между странами и способствует стремительному экономическому развитию отдельных экономик. Как распространение таких технологий, как блокчейн, например, будет влиять на международное сообщество и какие риски оно несет?
— Одно дело, если цифровые технологии — это инструмент, который обеспечивает повышение эффективности управления экономикой. Другое — сложно прогнозировать, что если мы эту цифровизацию осуществим, то незамедлительно все экономические показатели поднимутся. В мире пропорция сильно смещена в пользу сектора услуг, и эта сфера вполне логично подлежит быстрому оцифровыванию. Но есть еще и реальный сектор, где нужны серьезные изменения. При оценке экономического развития любой страны важно во главу угла ставить именно развитие общества, развитие человека, повышение его образованности, благосостояния, удовлетворенности своей жизнью. Чисто статистический процент роста ВВП уже мало кого впечатляет, потому что он подчас не отражает реально происходящих в обществе процессы.
Мы внимательно следим за развитием искусственного интеллекта, технологии блокчейна и уже учитываем новые технологии в работе — например, взнос за участие в Родосском форуме уже можно оплатить биткоинами. Ближайшее время покажет, что будет происходить в этой сфере и как это будет соотноситься с мировой финансовой системой и международными отношениями.