— Слово «инновации» используется так часто, что иной раз кажется — его смысл несколько стерся. Изобретение нового, оптимизация имеющегося — что такое «инновации» для вас?
— Инновации действительно можно трактовать очень широко. Речь не только о продуктах, которые компания производит, но и о тех процессах, с которыми она работает. Скажем, Paroc — производственная компания. В нашем случае инновации — это разработки в сфере стройматериалов и строительства в целом, но это также и поиск новых подходов к управлению бизнес-процессами. Устойчивость инноваций — драйвер развития бизнеса, который позволяет компании 80 лет получать прибыль и занимать ведущие позиции на рынке.
Строительная отрасль за последние 15–20 лет сильно изменилась, и она будет меняться еще больше в связи с технологиями 3D-моделирования и 3D-принтинга. В России этого пока нет, но в других странах пробуют. Не только на Западе работают законодатели строительных мод, но и, скажем, в Арабских Эмиратах, странах Азии, где строят небоскребы.
Производители стройматериалов, как архитекторы, должны мыслить с 20-летним опережением. Видеть не столько физическую субстанцию, сколько потребность. А дом — как организм: он живет, взаимодействует с окружающим миром.
— Речь идет о теплообмене, энергоэффективности?
— Энергоэффективность тесно связана с экологичностью, а экология — с безопасностью: дети должны жить в мире, где безопасно. В более широком смысле речь идет об информационном обмене здания со средой. И все это вместе становится экономическим фактором, делает эксплуатацию инновационного дома более выгодной. Поэтому компаниям важно ставить перед собой глобальные цели и вырабатывать стратегии.
— Европейцы мыслят более длинными горизонтами?
— Горизонт планирования — это одно, важнее просто понимание ответственности, репутации бизнеса. В Европе нет компаний-однодневок. В России стратегический подход есть на уровне правительства. Разработана «дорожная карта» по энергоэффективности, все актуальнее тема экологичных материалов, прежде всего в Москве. Но воля сверху — это только первое, что необходимо для преобразования отрасли.
Среди покупателей квартир растет число тех, кого волнует, чтобы отделочные материалы не выделяли в воздух вредных веществ. Навстречу таким потребителям вынуждены идти застройщики. Хотя по-прежнему много и тех, для кого важно «дешевле и быстрее». Нам приходится объяснять, что можно инвестировать в более дорогой и качественный утеплитель при строительстве — это окупится в процессе эксплуатации и последующего ремонта здания.
— В каком сегменте рынка внедряется больше всего инноваций?
— В сфере коммерческой недвижимости. Здесь воплощают свои идеи архитекторы, а они всегда на передовой. Создаются мультифункциональные пространства, где могут быть и офисы, и торговый центр, и апарт-отель, и социальная инфраструктура. Вообще, это очень разные здания — от Лахта-центра в Санкт-Петербурге до московского стадиона «Лужники», хедлайнера предстоящего в 2018 году чемпионата мира по футболу. Еще промышленные объекты в разных отраслях и нефтеперерабатывающие и металлургические заводы. Владельцы объектов понимают, насколько качественная теплоизоляция снижает их расходы на электроэнергию и снижает себестоимость продукции предприятий.
— У Paroc завод в Тверской области. Как локализация отражается на бизнесе вашей компании?
— Очень позитивно. Площадка между Москвой и Питером логистически удобна. Когда запускалось производство четыре года назад, много поставок шло с финских заводов. Сейчас мы достигли высокой степени локализации, сохранили и расширили круг своих потребителей. Наш потребитель — такой же, как мы. Настроенный на премиальное качество, вдумчивый. Устойчивый, наверное. Таких все больше. Все такими темпами развивается, что лет через пять устойчивый подход станет в России нормой.