За прошлый год в России в атмосферу было выброшено 31,6 млн т загрязняющих веществ — на 1,1% больше, чем в 2015-м. Среди опасных соединений — в том числе фтор и его производные, аммиак, оксид углерода, хлор и его соединения, тяжелые металлы, ксилол, бензол, алифатические углеводороды, оксиды азота, гидроксибензол, сероводород и другие. Такие данные приводятся в докладе «О состоянии и охране окружающей среды», подготовленном Минприроды РФ.
Согласно исследованию в городах страны, прежде всего в 20 городах — лидерах по уровню выбросов вредных промышленных соединений, растет число случаев заболеваний, провоцируемых загрязнением воздуха, в частности астмы. Практически вся «грязная двадцатка» расположена в Западной Сибири, где ведется добыча и переработка нефти и газа, сконцентрированы алюминиевые и металлургические производства. В списке, например, Благовещенск, Красноярск, Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск, Улан-Удэ и Чита. Росту концентрации вредных веществ в атмосфере этих городов помимо деятельности предприятий способствуют также географические и климатические условия, отмечается в исследовании. Красноярск, например, известен как город «черного неба» — в безветренную погоду над городом образуется смог.
Инструментальное решение
С прошлого года Росприроднадзор совместно с региональными властями ведет учет предприятий с присвоением им категорий экологической опасности. По данным Минприроды, на июнь 2017 года поступило 670 тыс. заявок от предприятий, выдано около 130 тыс. свидетельств о постановке на учет, 5 тыс. объектов отнесены к первой категории опасности. Согласно критериям Минприроды, к первой группе относятся предприятия, имеющие самое мощное негативное влияние на окружающую среду или выбрасывающие наиболее опасные вещества и соединения, — это металлургические комбинаты, производители серосодержащих углеводородов, химических веществ и пестицидов.
По закону об охране окружающей среды наиболее вредные предприятия должны были установить автоматические датчики на источники промышленных выбросов и сбросов уже к началу 2018 года.
Однако компании сопротивлялись автоматизации учета вредных выбросов, ссылаясь на невозможность вкладываться в дополнительное оборудование в условиях значительного износа фондов и дорогих заемных денег. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) неоднократно критиковал экологическую инициативу, выражая опасение, что она увеличит нагрузку на бизнес, а рост количества штрафов в итоге не приведет к улучшению качества воздуха.
Минприроды под давлением аргументов бизнеса готово смягчить сроки и условия автоматизации отчетности по выбросам. Как сообщал «Коммерсантъ», Минприроды и РСПП согласовали новый проект поправок к закону об охране окружающей среды. Документ предусматривает установку счетчиков с момента получения комплексных экологических разрешений, которые начнут выдавать не ранее 2019 года.
«С учетом срока, необходимого предприятиям на разработку соответствующих проектов, экспертизы, закупку и установку оборудования, оснащение системами автоматического контроля должно быть произведено предприятиями в течение максимум четырех лет. Исключение из этого правила может быть сделано только при конструктивных изменениях источников выбросов в рамках модернизации», — заявил на форуме в РСПП в марте этого года глава Минприроды России Сергей Донской. По его словам, изменения в закон должны быть внесены до конца этого года.
Может быть смягчена и норма о государственной экоэкспертизе, которая с 1 января 2018 года должна была стать обязательной для всех предприятий первой категории опасности. По словам министра, норма не должна распространяться на уже работающие предприятия и может применяться на стадии выбора места размещения промышленного объекта.
Снижению образования отходов и выбросов промышленности должен способствовать переход на наилучшие доступные технологии (НДТ). Списки оборудования, отвечающего наилучшим экологическим стандартам, сейчас составляются в отраслевых справочниках НДТ. Процесс стартовал в 2014 году, и в течении четырех лет начиная с 2019 года на НДТ предстоит перейти крупнейшим загрязнителям. В целом на перевооружение, по оценке Минприроды, понадобится порядка восьми лет. Ожидается, что эти меры могут сократить число городов с высоким уровнем загрязнения воздуха более чем в два с половиной раза. Впрочем, действующие предприятия это действительно побудило к модернизации производств. Многие из них приняли участие в составлении справочников, внося в них свои решения.
Однако справочники, опирающиеся на более ранние документы, начали устаревать еще в момент их составления, говорит руководитель Института природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ Александр Багин: «В моей практике были случаи, когда предприятие не соответствует справочнику потому, что использует самые современные технологии или некий «гибрид», в нем не учтенный».
Экологи считают, что введение инструментального контроля необходимо, оно позволит более объективно оценивать «вклад» каждого предприятия в загрязнение воздуха. Однако контроль за выбросами не устранит недостатки самой системы.
Главная проблема — отсутствие четкой позиции и единого регулятора, единообразной системы оценки наносимого экосистеме вреда. За чистотой воздуха в России следят сразу несколько ведомств: Минприроды, Росприроднадзор и Роспотребнадзор, замеры делает также Гидрометцентр, а нормы помимо упомянутых организаций разрабатывают также Минпромторг и Минэнерго.
«Не выработаны единые стандарты воздействия на окружающую среду, что считать нормой, а что — отклонением», — подчеркивает Александр Багин. Экологические измерения, по его словам, проводятся выборочно, в форме рейдов. Например, если жители жалуются, что пахнет сероводородом, на место выезжают специалисты контролирующего ведомства и замеряют уровень именно этого вещества. Жалобы на посторонние запахи поступают, как правило, утром, а к тому моменту, когда приезжают специалисты, вещества-загрязнители в значительной степени уносятся ветром. Для получения же объективной картины нужно вести постоянный комплексный мониторинг, говорят экологи, только он позволит зафиксировать и оценить в том числе и ночные выбросы загрязняющих веществ. Технологически возможность подобных наблюдений обеспечивают онлайн-приборы, отмечает Александр Багин. Пока, по данным Минприроды, система мониторинга в принципе работает только в 22 из 85 регионов России.
Деньги за выхлоп
Руководитель отдела экологического проектирования НП ЦИВТ «Концепт» Дарья Литвинова отмечает, что законодательство и сейчас позволяет обязать предприятия, которые выбрасывают в атмосферу загрязняющие вещества с превышением предельно допустимой концентрации, устанавливать дополнительные очистные сооружения или менять технологии. Однако на практике этим не пользуются. «В большинстве случаев нарушитель просто платит штраф и продолжает работать по-прежнему до следующей проверки», — говорит эксперт.
По мнению Александра Багина, нужно переходить от жесткого нормирования к стандартам качества, сделать контроль промпредприятий более гибким. «Меры по защите окружающей среды должны быть направлены на реальное улучшение ситуации, а не на сбор денег», — подчеркивает эксперт. Пока же штрафы заводов-нарушителей растворяются в местных бюджетах, а не направляются на целевое использование для улучшения экологической ситуации, что, по его мнению, было бы куда логичнее.
Чистые и бедные
По данным Минприроды РФ, самый чистый атмосферный воздух зафиксирован в трех регионах — республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария и Севастополе.
Ингушетия — аграрно-индустриальная республика со слабо развитой экономикой. Больше 60% земель занимают пашни, больше половины населения проживает в сельской местности. Основные отрасли — растениеводство и животноводство. Представлены также нефтедобыча и производство строительных материалов. Регион входит в создаваемый кластер курортов Северного Кавказа, но пока туристическая индустрия развита слабо.
Кабардино-Балкария — преимущественно аграрный регион. Развито садоводство, животноводство и промышленное виноградарство. 65% территории республики занимают горы, здесь находятся все «пятитысячники» России, кроме Казбека, что способствует притоку горных туристов и альпинистов. Республика не относится к промышленно развитым регионам. Крупнейшее предприятие — Нальчикский машиностроительный завод.
Треть территории Севастополя занимают заповедники, заказники, ландшафтные и гидрологические парки. В советское время город развивался как военный порт и центр военного судостроения. Другие сферы деятельности представлены слабо. Экономика региона является дотационной.