В 1956 году американский писатель-фантаст Филип Дик в романе «Миссия невыполнима» описал технологии, которые выглядели сказочными. Наряду с распознаванием лиц, которые заменяют человеку документы, писатель упомянул персонифицированную рекламу, показываемую героям романа. В 2002 году, когда вышла кинокартина по мотивам произведений Дика, эти технологии уже не казались фантастикой. А еще через пятнадцать лет человеческие лица стали заменять документы, пусть пока и на стадионах, да и частные компании вовсю обкатывают маркетинговые идеи Филипа Дика. Так, Virgin Mobile несколько лет назад тестировала программу Blinkwashing, в которой пользователь мог управлять потоком показываемых ему видеоклипов простым морганием глаз. Британская благотворительная компания Plan UK разработала билборды, демонстрирующие социальную рекламу только женщинам, которых узнают видеокамеры. Южноафриканская фирма Douwe Egberts установила в аэропорту Йоханнесбурга кофейный автомат, сканирующий проходящих мимо людей и выдающий бесплатную чашку кофе наиболее часто зевающему пассажиру. А шведская компания Tobii выпустила в продажу серию компьютерных гаджетов Eye Tracker, с помощью которых курсор на экране можно двигать одним лишь движением глаз. Пока этой технологией активно пользуются производители компьютерных игр, но многие вендоры размышляют, как использовать этот революционный манипулятор. Наконец, биометрию в неожиданном формате использовали власти Пекина, установив в 2017 году в общественных туалетах систему распознавания лиц для выдачи их посетителям туалетной бумаги. В администрации китайской столицы объясняли, что система внедряется из-за участившихся краж, поэтому новые порции бумаги будут выдаваться посетителям, опознанным автоматическим туалетом, лишь через девять минут.
По данным TechNavio Analysis, объем мирового рынка видеонаблюдения по итогам 2017 года подберется к отметке почти $24 млрд и в следующем году вырастет еще примерно на 15%. У видеоаналитики пока показатели скромнее, но и темпы роста выше. По данным исследовательской компании MarketsandMarkets, к 2021 году объем этого сегмента рынка вырастет почти втрое и достигнет $6,8 млрд.
Увидеть аудиторию
Заметный рост сегмента видеоаналитики во многом связан с тем, что многие наработки в этой области в 2017 году перешли из разряда экспериментальных технологий в категорию готовых продуктов. Руководитель управления биометрических систем компании ЦРТ Алексей Маркачев приводит в пример продукты по определению «на лету» пола и возраста граждан в общественных местах, поясняя, что еще в начале 2017 года таких предложений для ретейлеров на рынке не было. Возможность сканировать возраст и пол целых групп граждан в помещениях можно использовать, например, в финансовых учреждениях. «В одном из банков мы проводили испытания, которые показали, что днем там показывают рекламу военной ипотеки, а в зале находятся одни женщины среднего возраста. Видеоанализ поможет понять, что такой аудитории лучше демонстрировать, скажем, рекламу пенсионных накоплений. И это уже начинает внедряться массово», — говорит представитель ЦРТ.
Глазастый магазин
Повсеместно эти технологии начали использовать и ретейлеры, причем не только для наиболее очевидных задач по выявлению магазинных воришек. Так, в крупнейшей в мире сети Walmart внедряют систему лицевого видеоанализа, способную определить, доволен ли покупатель посещением магазина, — и связаться с ним в противном случае. В поданной Walmart заявке на официальный американский патент говорится, что «биометрические данные клиента могут быть сопоставлены с данными его транзакций, чтобы обнаружить изменение покупательских привычек из-за недовольства покупателя». Управляющий директор технологической компании из Гонконга Jardine One Solution Марк Лант рассказал CNBC, что данные о покупателях с камер видеонаблюдения собирают многие азиатские сети. На основе собранного массива в Азии уже подбирают звучащую в торговых залах музыку. Работу в этом направлении ведут и российские компании. Так, в «Дикси» заявляли о тестовых испытаниях систем видеоанализа с целью определения гендерного состава покупателей и показа им таргетированной рекламы. В X5 Retail Group пробовали применять лицевую биометрию для уменьшения очередей у касс и оптимизации устройства торговых залов. В первом случае речь идет о подаче автоматических сигналов на открытие дополнительных касс, во втором — об определении «горячих» и «холодных» зон магазина в целях последующей правильной раскладки тех или иных продуктов.
Новая техника может быть востребована и в автосалонах. «Можно будет установить, что, скажем, каждое воскресенье один и тот же гость крутится возле определенного автомобиля. Значит, выбирает именно его, и этим надо воспользоваться продавцам», — рассуждает Алексей Маркачев. Очевидно, что биометрия пригодится и сервисным отделам таких салонов для определения марки и модели машины каждого входящего посетителя вместе, скажем, со временем записи на техобслуживание автомобиля. «Биометрия позволит выстраивать естественное общение, скажем, при входе в булочную, где вам с порога смогут предлагать любимый бородинский хлеб», — рассуждает Алексей Маркачев.
По мнению экспертов, достоверно распознавать человеческие эмоции системы видеоанализа смогут уже в 2018 году. После чего производители должны научить аппаратуру анализировать антропометрические параметры того или иного человека в общественных пространствах — например, походку, рост, вес или размер одежды. Гендиректор ЦРТ Дмитрий Дырмовский считает, что развитие технологий приведет к тому, что торговые моллы смогут прямо на входе выдавать клиенту информацию о том, в каких магазинах есть вещи, подходящие ему по размеру и фасону. Впрочем, такие системы производителями пока еще не отработаны.
дать роботизированным системам возможность работать с полным контекстом того, что происходит в акустическом канале. К примеру, анализировать сложную звуковую картину, отделять и расшифровывать речь от наложенных шумов, определять, что поет птица, шумит кондиционер. Нужно создать платформу, которая позволит большому количеству российских и западных разработчиков интернета вещей использовать технологии в своих продуктах. Надеюсь, что мы большую часть этих проблем сможем преодолеть.
Биометрия и этика
С развитием биометрических технологий многие торговые сети задаются вопросом об этичности использования полученных данных с видеокамер. «Это очень деликатная сфера, затрагивающая частную жизнь, — рассуждает в беседе с CNBC гендиректор аналитической компании в сфере ретейла HeadCount Corporation Марк Риски. — У биометрических данных есть потенциал, особенно с точки зрения безопасности, но меня беспокоит, что некоторые ретейлеры могут использовать их для других целей под видом улучшения качества обслуживания клиента». Впрочем, в компании ЦРТ считают, что личные данные — то есть имена, фамилии, номера документов — сетями как раз не собираются, а пол, возраст и эмоции покупателей к таким параметрам не относятся. Старший вице-президент аналитической компании в сфере ретейла из США Бреннан Уилки говорит, что общественности нужно как можно быстрее продемонстрировать преимущества технологий, чтобы снизить обеспокоенность клиентов возможностью недобросовестного использования их данных.