— Какова сейчас ситуация на рынке премиального жилья?
— Премиальных проектов реализуется немного, но они стабильно продаются. После последнего кризиса этот сегмент сократился, однако он жив: люди с деньгами остались — бизнесмены, чиновники высокого ранга, топ-менеджеры. Сейчас главный тренд — перетекание спроса в наиболее качественные и продуманные объекты. Многие проекты, которые строились пять лет назад, уже не удовлетворяют критериям современного премиума. Есть покупатели, которые хотят переехать из жилья, считавшегося премиальным раньше, в новые проекты. У нас около 70% продаж проходит по ипотеке, и во многих случаях кредит будет закрываться с продажи имеющихся квартир.
— Чем нынешние проекты премиум-класса отличаются от прежних?
— Во-первых, используются новые технологии. В «Прайм Парке», например, абсолютно иная конструкция зданий, дающая больше возможностей в квартирографии. Архитекторы квартала, британское бюро Dyer, предложили создать центральное ядро, на которое планировочно «насаживаются» квартиры, а затем уже фасады. Такая компоновка позволяет разместить на площадке всего две-три квартиры. В квартирах нет несущих колонн и конструкций, а все вертикальные коммуникации, кроме канализации, вынесены за их пределы. Как следствие, в проекте можно создать до 260 вариантов планировок. По этому принципу в Москве строятся отдельные дома элитного класса, а такой большой объект, как у нас, еще никто не делал.
Другими стали фасады, уровень сервиса и наполнение проекта. Для фасадов мы используем натуральный камень, швейцарский фибробетон, немецкий клинкерный кирпич, итальянский керамогранит. Средняя стоимость отделочных материалов — около €100 за квадратный метр, а срок службы — до 150 лет. Входные группы состоят из лобби, лифтовой группы, комнат для почтовых отправлений, мойки лап собакам, колясочной, велосипедной, туалетных комнат для тех, кто гуляет во дворе. Более продуманным становится и внутреннее пространство двора. У нас есть три гектара частного парка с рекреационными зонами, скульптурами и Wi-Fi покрытием.
Мы изначально закладываем и «умное» управление — с помощью специального приложения будет осуществляться коммуникация жильцов с управляющей компанией. Системы доступа также электронные — с личного ключа или через приложение.
— Покупатели премиум-класса готовы покупать квартиры с отделкой?
— Премиум-класс в России движется к тому, что уже давно принято в мире, — квартиры продаются с отделкой, сантехникой и частичной меблировкой. В «Прайм Парке», например, десять вариантов отделки, включая два цветовых решения для классического и современного стилей, ряд люксовых линий и white box для тех, кто предпочитает индивидуальный дизайн.
— Как к сегменту относятся банки?
— В целом хорошо. Но все детали проекта скрупулезно проверяются. Например, проекту «Прайм Парк» Сбербанк открыл кредитную линию на 29 млрд руб., но для этого провел экспертизу объекта на всех уровнях — от концепции и этапов строительства до надежности подрядчиков. Также мы аккредитованы по ипотеке, включая программы с господдержкой. Всего с нами по ипотеке работают около десяти банков.
— Что дает премиум городу?
— Проекты этого класса имеют большое градостроительное значение. За счет масштабов они не только формируют некие городские доминанты, но и обеспечивают районы новой инфраструктурой. Например, мы строим образовательный комплекс площадью 16 тыс. кв. м со школой и ДОУ и уже заключили договор с учебным оператором, Академической гимназией, — это очень качественный образовательный комплекс, один из немногих в России со статусом Cambridge School.
На первых этажах квартала разместятся коммерческие площади.
Наконец, мы создаем «зеленую ось» — бульвар, соединяющий Петровский парк и новый парк на Ходынском поле, а также общественные парково-рекреационные зоны общей площадью шесть гектаров.