Давление старения
Население планеты продолжает расти, увеличивается и продолжительность жизни на фоне успехов медицинской науки, улучшения санитарного состояния и в целом с повышением качества жизни (в среднем на планете). В то же время услуги медучреждений становятся дороже.
По данным экспертов ООН, численность населения в мире вырастет к 2030 году до 8,5 млрд человек (в 2013 году — 7,3 млрд), а к 2050 году — до 9,7 млрд. Одновременно население планеты стареет, поскольку средний показатель рождаемости падает. Как показали исследования ООН, к 2050 году доля людей старше 60 лет достигнет почти 22% общей численности населения, удвоившись по отношению к началу второго десятилетия XXI века.
По словам профессора кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлии Финогеновой, старение населения повысило спрос на долгосрочную медицинскую помощь. Все эти факторы увеличивают давление на систему здравоохранения, без новых подходов к решению задачи финансирования она может не выдержать даже в самых благополучных странах.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), расходы на здравоохранение в странах ОЭСР (включая государственное финансирование и добровольное страхование) варьируются от 4,3% ВВП в Турции до 17,2% ВВП в США. При этом в России они составляют 3,5% ВВП, то есть по этому показателю страна отстает даже от других развивающихся государств, говорит Юлия Финогенова. Согласно отчету ОЭСР, опубликованному в ноябре 2017 года, в 2016-м страны — члены организации тратили на здоровье в среднем $4000 на человека, самый высокий показатель был зафиксирован в США — $9892. Для сравнения: в России эти траты составили $1351 — где-то между Коста-Рикой ($1390) и ЮАР ($1149).
Основная нагрузка финансирования медицинского обслуживания приходится в большинстве развитых государств на госбюджет. По словам Юлии Финогеновой, во всех странах ОЭСР, за исключением США, основными механизмами финансирования здравоохранения являются государственные программы, в соответствии с которыми отдельные категории граждан автоматически получают право на медицинское обслуживание по месту жительства. В Дании, Швеции и Великобритании федеральное, региональное или местное правительство финансирует 80% или более всех расходов на здравоохранение. В Германии, Японии, Франции и Словакии свыше 75% всех расходов на здравоохранение оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования, и только в США правительство профинансировало меньше половины всех расходов на здравоохранение.
Российская специфика
Нагрузка по финансированию здравоохранения в России также ложится на государство. «Больше половины населения отдает предпочтение государственным медицинским учреждениям, что говорит о высокой нагрузке на систему здравоохранения», — отмечает Елена Солопова, руководитель российского представительства международной компании Madanes Advanced Healthcare Services (специализируется на создании и администрировании программ медицинского страхования для крупнейших страховщиков).
Что делать?
Модель, по которой будет корректироваться система финансирования здравоохранения, более или менее понятна — государственные средства будут постепенно замещаться частными и корпоративными, доля добровольного медицинского страхования, в том числе индивидуального, будет расти. Елена Солопова приводит в пример Германию, где гражданин, имеющий определенный подтвержденный уровень дохода, может заменить ОМС на ДМС как частично, так и полностью. Однако она признает, что у нас полисы ДМС по-прежнему приобретают преимущественно работодатели как часть социального пакета компании. И в условиях экономического спада страхование становится одной из первых статей в списке на сокращение расходов. Так, в 2017 году более чем вдвое снизилось число тех, кто имеет полис ДМС: с 35% в 2016-м до 15%, отмечает эксперт.
В условиях стагнации российской экономики рассчитывать на значительный рост индивидуальных трат населения на медицину преждевременно. В такой ситуации, возможно, стоит начать с совершенствования системы ОМС. По мнению Елены Солоповой, эта система недостаточно быстро и гибко реагирует на изменения, происходящие в современной социально-экономической сфере, а тарифы ОМС на медицинские услуги она считает устаревшими. Тарификация, в частности, не учитывает субъективных факторов в процессах оказания медицинской помощи. «Для примера: вне зависимости от того, прошла ли операция планово, за 45 минут без осложнений, или же хирургической бригаде понадобилось провести пять часов у стола и задействовать больше ресурсов, чем планировалось, тариф оплаты операции остается неизменным», — говорит Елена Солопова. Таким образом покрываются затраты на дополнительные расходные материалы, но время, затраченное врачебной бригадой, не компенсируется в финансовом отношении. Это приводит к дисбалансу затрат и, в свою очередь, к недостатку финансирования медицинских учреждений, работающих в системе ОМС. Кроме того, бюджетирование не предусматривает средств, которые можно было бы использовать для мотивации персонала, повышения квалификации через дополнительные программы обучения и пр.
Пока не видно факторов, которые могут дать возможность Российскому государству начать изменение баланса в финансировании здравоохранения, сокращая его государственную часть. По оценке Елены Солоповой, «ситуация меняется, все большее количество пациентов обращаются к услугам коммерческой медицины. Доля участия страховых программ в этом сегменте также постепенно растет, но пока не превышает четверти коммерческих медицинских услуг, за которыми обращается население».
Но сейчас новые вызовы ставит перед отраслью изменение возраста выхода на пенсию. Неизвестно, просчитывались эти вызовы или нет, но очевидно, что рост числа граждан предпенсионного возраста потребует новых решений. По словам аналитика ГК «Финам» Алексея Коренева, еще никто из официальных лиц не заявлял о разработке программ, посвященных глубокому реформированию системы здравоохранения, включая создание так называемой медицины пожилых. «Для кардинальных изменений в системе медицинского обслуживания надо в разы увеличить финансирование отрасли. При этом необходимо уделить особое внимание созданию условий для комфортной жизни и работы значительного числа вновь появляющихся трудящихся предпенсионного возраста и ускоренными темпами развивать медицинское обслуживание в регионах», — говорит эксперт.