О том, что видеоигры являются одним из драйверов компьютерной индустрии, свидетельствует любой тест производительности устройств. Независимо от того, идет ли речь о настольном компьютере, ноутбуке или мобильном гаджете, в «комплект» измерения мощности обязательно войдет показатель количества кадров в секунду, который аппарат способен выжать в трехмерных видеоиграх. Лет двадцать назад начал развиваться и новый класс устройств для геймеров — видеоускорители. По данным Jon Peddie Research, только в четвертом квартале 2017 года в мире было продано подобных устройств на сумму $4,4 млрд.
Первым графическим ускорителем стало выпущенное в 1997–1998 годах компанией 3dfx семейство видеокарт Voodoo. Трехмерные игры и тогда отличались прожорливостью по части системных ресурсов и заставляли игроков постоянно обновлять свои компьютеры. Однако получить более мощную технику в то время было можно лишь проведя апгрейд процессора. Компания 3dfx, а затем и производитель чипов Nvidia задали новые стандарты: трехмерную графику стали обсчитывать ускорители с встроенными процессорами. Об эволюции мощности видеокарт, довольно скоро вступивших в соревнование по производительности с процессорами, можно судить по усложнению систем охлаждения видеокарт. Если в 2002 году один из первых игровых видеоадаптеров Nvidia довольствовался небольшим вентилятором, то одна из последних разработок GeForce GTX 1080 Ti этой компании потребляет 250 Вт, и спасти ее от перегрева способны лишь двухсекционный радиатор с медными теплоотводящими трубками и целый блок специальных вентиляторов.
Очень скоро спрос на видеокарты превысил предложение производителей чипов, и начался расцвет рынка графических плат от сторонних производителей. Несмотря на то что все они используют одни и те же чипы графических процессоров, эффективность альтернативных систем охлаждения и цепей питания может значительно превышать таковую в производимых относительно небольшим тиражом референсных (образцовых) плат. Так, флагманская MSI GeForce GTX 1080 Ti Gaming X Trio с системой охлаждения TRI-Frozr до 20% мощнее стандартной ревизии, но при этом работает почти на 20% тише (по данным профильного портала Overclockers).
Только за последние семь лет, судя по тестам 3DMark, мощность графических ускорителей выросла тридцатикратно. Наконец, не зря именно игровые ускорители, как способные на невероятно быстрые вычисления, скупают майнеры. По данным Jon Peddie Research, только в четвертом квартале 2017 года для майнинговых ферм было скуплено 17,6% видеокарт на общую сумму $776 млн.
Рост производительности видеокарт и увлечение играми привели к росту рынка геймерских компьютеров. Аналитики из Newzoo прогнозируют, что по итогам 2018 года будет продано до 24 млн таких устройств, тогда как в прошлом году было реализовано около 21 млн.
Больше чем лэптоп
По данным Newzoo, до 70% продаж геймерских компьютеров обеспечивают настольные станции, оснащенные мощными видеоускорителями. Однако остальное приходится на игровые ноутбуки — еще один относительно новый сегмент рынка. Его датой рождения можно считать 2006 год, когда производитель Alienware выпустил 17-дюймовый лэптоп, оснащенный видеокартой Nvidia GeForce с 1 Гб памяти. Динамика этого сегмента впечатляет. По данным тайваньского издания DigiTimes, если в 2015 году рынок переварил 3,8 млн игровых лэптопов (порядка 3% поставок всех ноутбуков), то в 2016 году продажи превысили 4,5 млн штук, а по итогам прошлого года подобрались к отметке 5 млн портативных компьютеров. По мнению заместителя вице-президента MSI по глобальному маркетингу Сэма Черна, игровые ноутбуки и в целом игровое «железо» серьезно продвигают всю компьютерную индустрию. «В последние пять лет рынок персональных компьютеров уменьшился более чем на 20%, но рынок игровых ноутбуков и высокопроизводительных компьютеров ежегодно растет на 4–10%», — поясняет Cэм Черн.
По данным DigiTimes, одним из лидеров отрасли по итогам 2017 года выступила компания MSI, продавшая более 1 млн игровых ноутбуков. Однако не дремлют и их конкуренты из Asus, HP, Dell, Acer и Lenovo; пару лет назад к основным поставщикам добавились новые игроки вроде Microsoft, Huawei и Xiaomi. Конкуренцию подстегивает технический прогресс: упомянутая компания Nvidia в 2017 году выпустила видеоадаптеры десятой серии для ноутбуков, после чего те стали способны тягаться с самыми производительными рабочими станциями. Отдельного упоминания заслуживает технология Nvidia Max-Q, которая позволила снизить тепловыделение чипов почти без вреда для производительности — благодаря этому родилось новое поколение ультратонких игровых ноутбуков вроде MSI GS65, которые превосходят большинство настольных компьютеров, но весят меньше 2 кг и легко помещаются в деловой портфель.
По мнению аналитиков из Technavio, в ближайшие два года продажи геймерских ноутбуков будут ежегодно расти на 21%, в результате чего объем этого сегмента рынка к 2021 году может перевалить за $22,5 млрд. Если эти прогнозы верны, игровые лэптопы к тому времени займут 5–6% рынка ноутбуков.
Через тернии к играм
Геймерская отрасль создала рабочие места не только в отдельных секторах — на эту работу переключились целые компании. Характерным примером выступает случай тайваньского производителя MSI, который с 1986 года производит материнские платы. Все 1990-е и до конца 2000-х эта компания развивалась по сценарию технологических гигантов: в 2003 году в MSI вывели на рынок собственные ноутбуки, в 2008 году — нетбуки и тогда же сообщили о прибыли в $3,1 млрд. Впрочем, в американском издании Entrepreneur констатировали, что с нетбуками компания запоздала. Сэм Черн отмечает, что в секторе нетбуков MSI сначала вступила в ценовую гонку с конкурентами, а затем производитель понял, что эти устройства не дают «достаточно производительности» для клиентов. В 2010 году было принято решение полностью переориентироваться на продукцию для геймеров, тем более что продажи в этом секторе росли, в отличие от застоя в целом по отрасли. «Мы приняли решение изменить бизнес-стратегию, поскольку поняли, что с такими дешевыми устройствами, как нетбуки, никогда не достигнем успеха на рынке», — поясняет Сэм Черн.
Игрокам производитель из Тайваня предложил несколько линий: геймерские видеоускорители, материнские платы, настольные компьютеры, игровые лэптопы (цена которых в топовых модификациях доходила до $5 тыс.) и даже особый комплект VR One, состоящий из шлема виртуальной реальности, заплечного ранца с компьютером и манипуляторов. Сэм Черн говорит, что в компании спонсировали более 20 киберспортивных команд, «так как хотели понять, о чем думают геймеры». Одновременно, по данным Entrepreneur, были приняты жесткие кадровые решения: один из основателей марки, Генри Лю, без обиняков заявил персоналу, что не держит в компании тех, кому не нравится новый курс MSI. В следующие два года, как сообщает Entrepreneur, расчет попросили 400 сотрудников, однако новая стратегия в итоге сработала. В 2012 году, по словам Сэма Черна, годовые доходы MSI показали прирост 250%. В 2016 году в компании заявили о выходе на рекордную цифру продаж $3,23 млрд. Стоимость акций на бирже (в сравнении с 2011 годом) тогда практически утроилась. По словам Сэма Черна, успех обеспечили ноутбуки серии GE стоимостью $1400–2400, которые «лучше всего продаются в последние шесть-семь лет», а с 2015 года — еще и ультратонкие модели GS. При этом компании, считает менеджер, удалось сделать многое и для технического прогресса в целом: в пример он приводит систему охлаждения видеоускорителей с десятком медных трубок в ноутбуках Cooler Boost или игровую клавиатуру для лэптопов с настраиваемой светодиодной подсветкой SteelSeries.
В 2016 году тайваньские аналитики из издания DigiTimes констатировали, что на рынке игровых ноутбуков тайваньская марка фактически заняла доминирующее положение с долей 19%. Ну, а обороты всего рынка игрового «железа», по прогнозам аналитиков из Jon Peddie Research, к 2019 году превысят $140 млрд.