Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Сталь высоких достижений

Сталь высоких достижений
Увеличить маржинальность бизнеса российским металлургам позволяет расширение линейки высококачественного сортового проката и круга потребителей, прежде всего среди крупнейших машиностроительных компаний.

Россия входит в пятерку мировых производителей и экспортеров стали. При этом традиционно считается, что российская продукция — простая, с короткой линейкой марок и не очень высокими потребительскими характеристиками.

Необходимость увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью отражена в «Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2030 года» (утверждена в 2016 году). Определенная выгода высокого передела видна и по текущим показателям экспорта. Например, в прошлом году экспорт 4,82 млн т чугуна (в поставках этого продукта Россия является многолетним лидером), по данным Федеральной таможенной службы РФ, принес $1,63 млрд выручки, в то время как экспорт 4,21 млн т сортового проката и проволоки — уже $2,23 млрд. По оценке заведующего лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Игоря Буданова, разница в цене между чугуном и прокатом может достигать $600 за тонну. Но при таких расчетах нужно учитывать и накладные расходы, к примеру на плавку и прокатные операции, добавляют эксперты.

Есть маржинальные сегменты рынка, в которых позиции российских производителей достаточно сильны. Например, высококачественный сортовой прокат, к которому предъявляются повышенные требования, так как он используется для изготовления движущихся частей и механизмов в машиностроении. В 2016 году выпуск таких сталей в мире составлял 51 млн т (при общем производстве стали всех видов 1,69 млрд т), или 3%. В минувшем году отечественные производители выпустили 1,1 млн т сортового проката специального качества при общем объеме производства стали свыше 71 млн т.

Сталь высоких достижений

Звезда проката

Высококачественный сортовой прокат используют, в частности, для изготовления шатунов, распределительных и коленчатых валов, зубчатых колес, валов коробок передач, деталей рулевого управления, тяг, стоек и пружин амортизаторов — в автомобилестроении и транспортном машиностроении, для изготовления деталей бурильных колонн — в нефтедобыче, объясняет глава отдела исследований JSW Steel Гопалан Балачандран. В США такой прокат обозначается аббревиатурой SBQ (Special Bar Quality — прокат специального качества). В Европе его чаще называют Engineering steel, то есть конструкционной, машиностроительной сталью. Это высококачественный материал для изготовления движущихся частей механизмов, испытывающих интенсивную и длительную нагрузку.

Получить такой прокат можно из стали с минимальным содержанием вредных примесей, которые серьезно снижают срок службы деталей под нагрузкой, приводя к усталостным разрушениям. После дополнительной термической обработки сталь получает требуемую микроструктуру, которая определяет ее характеристики, а именно пластичность, вязкость и прочность, продолжает Гопалан Балачандран.

Прокат SBQ не редкий, но и не массовый продукт, каковым является его ближайший «родственник», представитель ординарного сортового проката — строительная арматура. Ее за последний отчетный год металлургические заводы России произвели, согласно данным Росстата, почти 4,5 млн т.

«Рынок очень конкурентный. Потребители, из которых важнейшими по объему заказов являются автомобильные концерны, придирчиво отбирают продукт, предпочитая максимально кастомизированный прокат, не требующий больших затрат на обработку. Поэтому взаимоотношения заказчика и продавца, как правило, долгосрочные. Контракты заключаются не менее чем на пять лет. Смена поставщика должна иметь серьезные обоснования и может готовиться несколько лет», — говорит Рей Фрайан, вице-президент по технологии и качеству компании TimkenSteel, 60% выручки которой приходится на SBQ.

Предложение и спрос

Рынки России и СНГ в сегменте SBQ имеют суммарную емкость около 2 млн т. Спрос на такого рода продукцию в США вдвое выше (причем около 500 тыс. т импортируется — данные World Steel Association). Руководитель аналитической службы ИИС «Металлоснабжение и сбыт» Виктор Тарнавский отмечает, что в последние годы видимое потребление (объем производства плюс объем импорта минус экспорт) внутри России растет. Если в 2015 году оно составило 1,1 млн т, то в 2017-м — уже 1,35 млн т. В 2018 году, как ожидает эксперт, этот показатель может превысить 1,4 млн т.

Кроме автопроизводителей спрос на SBQ предъявляют и другие отрасли. Растет число заказов предприятий сельскохозяйственного машиностроения, судостроителей, производителей грузоподъемной техники, продолжает Виктор Тарнавский, при этом объем импорта спецпроката оценочно составляет не более 5–10% произведенной в стране продукции.

В мире в отношении металлургов из России сейчас действуют несколько десятков ограничительных мер, только за последний год были введены или подтверждены десять ограничений. Помимо введения пошлин в США, коснувшегося и российских металлургов, действуют антидемпинговые пошлины в ЕС, акцизный налог в Узбекистане, ввозные пошлины в Иране и Турции, квоты на поставки в Бразилии и Аргентине, перечисляются примеры в исследовании «Русской стали».

Основные игроки

Оскольский электрометаллургический комбинат (ОЭМК), входящий в компанию «Металлоинвест», за счет использования чистой первородной шихты — металлизованных окатышей (прямовосстановленного железа, ПВЖ)  — при выплавке металла способен производить сталь с узким диапазоном химического состава, низким содержанием газов и вредных примесей, повышенной прочности и пластичности. Именно поэтому комбинат стал ведущим российским производителем высококачественного сортового проката (1 млн т в 2017 году, 0,9 млн т — в 2016-м). Ключевым событием в развитии производства SBQ явился запуск цеха отделки проката (ЦОП) в 2010 году, в котором производятся правка, обточка, резка и упаковка сортового проката.

Основные поставки осуществляются на автомобилестроительные и подшипниковые заводы России, СНГ и Европы. Покупателями являются АвтоВАЗ, КамАЗ, ведущие европейские производители автомобилей (Volkswagen, Ford, Peugeot-Citroën, Škoda, Daimler). ОЭМК прошел процедуры одобрения в компаниях Schaeffler, SKF и Timken — европейских лидерах рынка подшипников.

В прошлом году на предприятии был введен в эксплуатацию редукционно-калибровочный блок (РКБ) в среднесортной линии прокатного стана 350. Он позволяет производить продукцию с более высокой точностью, с полем допусков по диаметру плюс-минус всего лишь 0,15 мм. В 2018 году запущен специализированный склад накопления и отгрузки готовой продукции, что обеспечило возможность увеличения объема отгрузки металлопроката на 60 тыс. т в год.

В 2018 году «Металлоинвест» подписал контракт с итальянской компанией Danieli Centro Combustion на поставку оборудования для термообработки проката мощностью 70 тыс. т в год. В проект входит строительство здания термического отделения и двух термических печей. На новом участке можно будет проводить различные виды термообработки в диапазоне температур 400–980°C для получения проката с определенной микроструктурой. Это позволит серьезно расширить диапазон производимой продукции SBQ. Только за 2016 год, по сообщениям самой компании, ОЭМК разработал 17 новых марок стали для российских предприятий и потребителей из Германии, Турции, Польши и Италии. Весь же диапазон предлагаемых марок на рынке высококачественного сортового проката SBQ составляет более 500 позиций.

На роль производителя номер два претендует предприятие «Тулачермет-Сталь». Это новое производство, строительство которого вел Промышленно-металлургический холдинг (ПМХ). Его планировали запустить в конце текущего года, планы по запуску несколько раз сдвигались. Это интегрированный конвертерный и сортопрокатный комплекс мощностью 1,5 млн т в год, как сообщал ПМХ.

Продукцией, как заявлялось ранее, будет сортовой прокат для машиностроения (круг, квадрат, шестигранник, швеллер, уголок, полоса), катанка для получения качественных метизов, пружинная и рессорная сталь. На полную мощность литейно-прокатный комплекс, по расчетам инвесторов, выйдет в 2021–2022 годах. При этом, по словам вице-президента по стратегии и коммуникациям ПМХ Сергея Фролова, продукция нового предприятия не будет напрямую конкурировать с существующими российскими проектами. Она будет направлена на выпуск машиностроительного сортамента, 90% которого сейчас импортируется, уточнил Сергей Фролов.

Компетенция «Борьба за свежий воздух позволяет хорошо зарабатывать»
Скачать Содержание
Закрыть