В уходящем году законодатель вынудил фискалов ослабить давление на предпринимателей, сделал процедуру госзакупок прозрачнее, упростил порядок госрегистрации юрлиц и ИП.
Минус давление на бизнес
Постановлениями правительства РФ в этом году предмет проведения плановой проверки ограничили проверочным листом — перечнем вопросов, из ответов на которые проверяющие могут сделать однозначный вывод о соблюдении или несоблюдении требований, являющихся предметом проверки. Такие проверочные листы есть у представителей контрольных и надзорных органов, а также в открытом доступе на сайтах органов госконтроля. При желании ИП и организации могут провести по ним самопроверку. «Это серьезный шаг навстречу бизнесу, он определяет рамки для проведения проверки и барьеры для проверяющих органов. Выход за пределы проверочных листов означает превышение полномочий со стороны надзорных органов и нарушение прав проверяемого хозяйствующего субъекта», — считает руководитель группы антимонопольной практики юридической компании Art De Lex Кирилл Дозмаров.
Срок камеральной проверки по НДС федеральным законом № 302-ФЗ сократили до двух месяцев. Но он продлевается до трех месяцев, если до окончания камеральной проверки налоговики установят признаки налогового правонарушения. При повторной выездной налоговой проверке, проводимой из-за подачи уточненных сведений, теперь проверяется не период, а правильность исчисления налога. Срок представления документов, истребуемых вне рамок проверок в отношении конкретных сделок, увеличен с пяти до десяти дней.
Закупки стали ближе
В закупках произошел ряд изменений, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства. Во-первых, снизились пороговые значения выручки и величины активов юрлиц, которые обязаны или вправе закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства. Во-вторых, повысился минимальный уровень годового объема закупок, в которых участвуют субъекты малого и среднего предпринимательства. В-третьих, электронная форма стала обязательной, если в закупке участвуют только субъекты малого и среднего предпринимательства. Эти изменения, внесенные правительством РФ, помогают развиваться небольшим компаниям, а также повышают контроль за обеспечением объема фактически заключенных контрактов.
Закупки госкорпораций, унитарных предприятий и прочих коммерческих организаций с участием государства более 50% федеральными законами № 504-ФЗ и № 505-ФЗ поделили на конкурентные и неконкурентные. В конкурентных извещение размещается в Единой информационной системе, а сами закупки проводятся в электронной форме и имеют приоритет.
С 1 ноября запустился Единый агрегатор торговли — специальный информационный ресурс для госзакупок. В соответствии с распоряжением правительства РФ теперь федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения (кроме ФГБУ и ФГУП) закупают с использованием этого агрегатора. Юрлица и ИП, специализирующиеся на малых заказах, получили дополнительный объем работ, а ФКУ и другие заказчики — возможность оперативно приобрести товары, работы и услуги по открытой и выгодной цене. «Этот своеобразный интернет-магазин будет положительно влиять на развитие конкурентоспособности в сфере госзакупок и привлечет большое число потенциальных поставщиков при одновременном «отсеве» недобросовестных лиц», — считает старший консультант департамента юридической практики компании Alliance Legal CG Игнат Горнштейн.
Меньше документов для налоговой
Налоговые изменения затронули экспортные компании. Во-первых, упростилось подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте. Раньше компания, которая продавала товары за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС), для подтверждения права на нулевой НДС предъявляла контракты с иностранными лицами. Теперь достаточно показать контракт с российской организацией на поставку товара ее обособленному подразделению, которое расположено за пределами ЕАЭС.
Во-вторых, экспортерам в страны ЕАЭС больше не нужны транспортные документы, чтобы доказать вывоз товаров из России. Вместо этого федеральный закон № 302-ФЗ позволяет отправить в налоговую электронный перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Изменились критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам: приказ ФНС исключил размер активов и суммарный объем начисления федеральных налогов. При этом увеличен критерий по суммарному объему доходов: для регионального уровня к крупнейшим налогоплательщикам причислены организации с доходами от 2 млрд до 35 млрд руб., для федерального уровня — более 35 млрд руб.
Кредит из нескольких источников
Синдицированный кредит теперь можно получить в рамках российского законодательства. Принятый год назад федеральный закон № 486-ФЗ говорит, что участниками синдиката могут быть, например, кредитные организации, иностранные банки, негосударственные пенсионные фонды, а заемщиком — юрлицо или ИП. «Синдицированное кредитование актуально для реализации крупных проектов, когда компании требуется финансирование, слишком большое для одного банка (например, из-за ограничения по рискам или по иным причинам), и при этом нет возможности или желания выходить на иностранные рынки кредитования. Среди российских компаний синдицированные кредиты привлекали «Уралкалий», «Русал», СУЭК, ЧТПЗ», — рассказала партнер компании «Яковлев и партнеры» Кира Корума.
По ее словам, синдицированное кредитование поможет развитию банковской системы, поскольку позволяет средним по размерам банкам участвовать в кредитовании крупных проектов. «Также можно прогнозировать, что синдицированное кредитование станет более доступным для российского бизнеса. Ведь в сделках могут участвовать не только крупнейшие банки, но и иные лица, которых раньше пугало отсутствие четкого регулирования», — добавила эксперт.
Сэкономить на регистрации
Соответствующие изменения внесены федеральным законом № 312-ФЗ и приказом Минфина.
Во-первых, документы о регистрации теперь можно направить в электронном виде — они имеют такую же юридическую силу, как и бумажные. Во-вторых, если заявитель после 1 октября предоставил неполный комплект документов или документы с ошибками, при повторном обращении ему не нужно еще раз платить за госрегистрацию. Это экономит 800 руб. ИП и 4000 руб. юрлицам.
Банки и подозрительность
Банки получили право приостанавливать подозрительные операции. Если перевод имеет признаки платежа, осуществляемого без согласия клиента, приходится ждать до двух рабочих дней. После приостановления операции банк, согласно федеральному закону № 167-ФЗ, запрашивает у клиента подтверждение транзакции, и операция возобновляется.
Указанием Банка России расширен перечень инсайдерской информации. Помимо прочего к ней теперь причисляют сведения о возбуждении уголовного дела против руководителя или члена совета директоров компании и об аресте активов компании в рамках принятия обеспечительных мер. К инсайдерам причисляют депозитариев и доверительных управляющих — на них распространяются требования закона об использовании инсайдерской информации, а следовательно, к ним может быть применена административная и даже уголовная ответственность.
Управление рисками
В таких организациях теперь есть внутренний контроль. Политику и документы, определяющие деятельность общества в системе управления рисками и внутреннего контроля, утверждает совет директоров. «Главным принципом работы внутреннего аудита становится его независимость от органов управления», — сообщила руководитель практики корпоративного и трудового права юркомпании Alliance Legal CG Елена Терсинцева.
Обязательная ревизионная комиссия в публичных акционерных обществах теперь создается, лишь когда это предусмотрено уставом. Вместо нее появился комитет совета директоров, который предварительно рассматривает вопросы, связанные с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью, для их последующего вынесения на совет директоров.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы предоставляют Росфинмониторингу информацию о подозрительных клиентах. Речь идет о сделках и финансовых операциях аудируемого лица, которые могут быть направлены на финансирование терроризма или легализацию доходов, полученных преступным путем. При этом, как указано в федеральном законе № 209-ФЗ, аудитор не вправе разглашать факт передачи этой информации никому, в том числе клиенту.