По программе «Цифровая экономика РФ» к 2024 году в России должно появиться минимум десять высокотехнологичных и конкурентоспособных на глобальном рынке предприятий в сфере высоких технологий, десять индустриальных цифровых платформ для основных отраслей экономики, 500 малых и средних цифровых предприятий. Аналитики McKinsey предсказывают: за счет цифровизации экономики к 2025 году ВВП России увеличится на 4,1–8,9 трлн руб.
Дан старт трансформации национального законодательства. К примеру, уже вступил в силу закон № 173-ФЗ, который закрепил механизмы взаимодействия государства и частных организаций по разработке, созданию и модернизации ИT-объектов.
Инвестиции в цифровую среду
Законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» пока прошел первое чтение. Если Госдума примет его, коммерсанты смогут привлекать инвестиции с использованием информационных технологий. Для этого появятся специальные операторы инвестиционных платформ.
«Бизнес ждет законодательства, которое защищало бы права и интересы инвесторов, но в то же время было гибким для проведения операций с криптовалютами и токенами, включая ICO. В условиях санкций есть объективная необходимость в новых механизмах и инструментах привлечения денег, и ими могли бы стать ICO и токенизация активов», — считает юрист компании Allen & Overy Legal Services Екатерина Первова. «Пока проект закона вызывает опасения, поскольку нацелен на привлечение инвестиций широкого круга лиц для крупных проектов. Не проще ли под дорогостоящий проект привлечь финансирование одного крупного инвестора?» — задается вопросом адвокат «S&K Вертикаль» Иван Бабин.
Криптовалюта для бизнеса
«Технология криптовалюты предполагает отсутствие субъекта, который стоит над системой и может императивно осуществить операцию с криптовалютой. Сама идея криптовалюты заключается в невозможности принудительно ее изъять», — напоминает Иван Бабин. Тем не менее арбитражный суд в этом году вынес принципиальное решение: в рамках банкротства гражданина признал криптовалюту имуществом и обязал должника передать доступ к криптокошельку. Эксперты оценили решение по-разному. «Должна сформироваться устойчивая судебная практика, прежде чем говорить о его влиянии», — считает юрист Dentons Рузанна Ахобекова. «Теперь кредиторы, которые знают о наличии у должника криптовалюты, могут сообщить об этом управляющему. Значит, этот актив не будет «слепым пятном», — уверена юрист Lidings Анастасия Сковпень.
Законопроект «О цифровых финансовых активах», который прошел первое чтение, тоже относит криптовалюту к имуществу, но запрещает ее использование в России в качестве средства платежа. Профильный комитет Госдумы подготовил документ ко второму чтению, однако глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников недавно сообщил о выявленных в законопроекте недостатках. Юристы обнаружили конфликты норм о цифровых активах с корпоративным законодательством РФ и регулированием оборота акций и долей в ООО.
Уйти от налогов с помощью криптовалюты не получится. Так, Минфин не так давно разъяснил: с дохода от операций с биткоинами надо платить НДФЛ. А Банк России предложил идентифицировать виртуальные деньги как цифровой товар, который нужно обложить налогом.
Держать финансовые активы в криптовалюте или нет, решать вам. «Главное, помните: в случае пропажи цифровых денег сегодня нет инстанции, в которую можно обратиться со своими претензиями», — отмечает заместитель управляющего партнера компании Alliance Legal CG Артем Гришин.
Активы на обмен
Проект закона «О цифровых финансовых активах», который принят в первом чтении, разрешает добычу криптовалюты (майнинг), считая это предпринимательством. Можно рассчитывать на квоты и специальные тарифы на электричество, которые предлагает ввести Минкомсвязь. Первые несколько лет предстоит вести бухучет, а потом уплачивать налог на прибыль. Также появятся критерии по объемам потребления электроэнергии, исходя из которых майнинг признается промышленным.
После добычи криптовалюты станет актуальна ее продажа. Законопроект предполагает появление операторов обмена цифровых финансовых активов — юрлиц, которые будут проводить сделки, например менять токены на рубли и иностранную валюту. Порядок обмена определит российский Центробанк по согласованию с кабинетом министров.
Пока законопроект не принят, правоохранители не дремлют. Например, не так давно они задержали трех граждан, которые обменивали биткоины, и возбудили против них уголовное дело.
Защита данных
В этом году суд защитил правообладателя базы данных — социальную сеть «ВКонтакте» — от использования ее интеллектуальной собственности без соответствующего разрешения. Стартап «Дабл» зарабатывает на том, что оценивает для банков кредитоспособность заемщиков по их открытым профилям. Соцсеть подала к стартапу иск с требованием прекратить незаконное использование информации. Суд по интеллектуальным правам (СИП) направил дело на второй круг рассмотрения.
«СИП подтвердил, что суды готовы защищать от пиратства инвестиции в цифровые базы данных, а Арбитражный суд города Москвы при новом рассмотрении должен только определить форму правонарушения, меру и субъекты ответственности», — говорит партнер юркомпании «S&K Вертикаль» Андрей Миконин. «Подход СИП может повлечь ограничения для бизнеса по продаже программного обеспечения, основанного на сборе и обработке данных, опубликованных в социальных сетях», — резюмирует адвокат антимонопольной практики юркомпании Art De Lex Анна Большакова.