Рынок «детских» франшиз генеральный директор компании EMTG, организатор выставок франшиз Buybrand Екатерина Сойак, называет evergreen — «вечнозеленым», поскольку услуги для детей актуальны всегда. По ее словам, уже давно присутствуют на рынке сеть детских клубов «Бэби клуб» и частные детские сады Sun School, языковые школы «Англичанка».
При этом дополнительное образование для детей — одна из самых динамично развивающихся сегодня сфер, добавляет Анна Рождественская, руководитель отдела продажи франшиз компании «Франкон», и рост сегмента осуществляется во многом благодаря диверсификации сферы. «Четыре-пять лет назад развивался формат детских досуговых и образовательных центров, сейчас актуальна специализация, которая становится все более узкой. Появляются сети школ отдельных видов спорта (хоккей, волейбол, футбол, бег, грудничковое плаванье), отдельных видов искусств (балет, эстрадный танец, школа джаза), технической направленности (робототехника, программирование), интеллектуального развития (скорочтение, ментальная арифметика). Появились даже франшизы школ видеоблогерства, самопрезентации и ораторского мастерства для детей», — говорит эксперт.
По данным портала Franshiza.ru, доля подобных образовательных франшиз в России составляет около 8% всего франчайзинга, и она будет увеличиваться в ближайшие несколько лет. Например, в связи с проведением в России чемпионата мира по футболу привлекли большее внимание футбольные франшизы для детей, указывает Екатерина Сойак.
Никита Россолимис, директор по продажам франшизы международной сети футбольных школ «Юниор», подтверждает, что спрос на подобные проекты действительно вырос. С 2013 года, когда франшиза «Юниор» была выведена на рынок, было открыто 437 филиалов, где у 2 тыс. тренеров занимаются более 40 тыс. детей.
К новым специализированным предложениям можно отнести и обучение детей танцам. Из развивающихся по франшизе детских танцевальных школ Екатерина Сойак отмечает Step by Step и «Дети на паркете»: «Первый проект уже давно на рынке, но франшизу запустил только в этом году, а вот франшиза «Дети на паркете» появилась в 2016-м».
Устойчивость той или иной модели «детских» франшиз, как и любых других, зависит от головной компании-франчайзера. Имеет значение, насколько последовательно и грамотно правообладатель развивает бизнес, отмечает Екатерина Сойак.
Антон Ходоровский, гендиректор компании «Дальневосточный инвестиционный центр», которая предлагает франшизу балетной школы Lil Ballerine, говорит, что оценку будущей устойчивости тренда в специализированных нишах надо оценивать по объему рынка, числу потенциальных клиентов: «Когда мы запускали Lil Ballerine, исходили из того, что в детском секторе нет подобных предложений. Модель новой ниши должна содержать свое ноу-хау, секреты ведения бизнеса или особую методологию, что не позволит попросту взять и скопировать этот бизнес. В нашем случае это методика «балет и сказка». Не стоит искать ниши, где число потребителей ниже 100 тыс. человек, иначе клиент придет к вам за услугой только один раз». Из других рекомендаций Антона Ходоровского: чем больше уникальности вы заложите в фундамент, тем дольше конкуренты будут пытаться догнать вас; ну и защитой интеллектуальных наработок пренебрегать нельзя.
Сужение алкорынка
Дрейф в сторону специализации проектов заметен и на рынке, максимально далеком от детей, — алкогольном.
После того как алкомаркеты широкого профиля, такие как «Красное и белое» или «Бристоль», покрыли Россию плотной сетью магазинов (у двух этих сетей более 9 тыс. точек, часть из них франчайзинговые), у франшиз-аналогов почти нет шансов для развития.
На рынке появились предложения от преимущественно винных концепций (например, «Ателье вина Абрау-Дюрсо»), но бурного развития этой темы во франчайзинге пока не видно. Зато среди свежих франшиз алкогольной тематики — более десятка предложений по открытию точек с разливным пивом (например, предложения брендов «Пенная гильдия», «Калинкино», «Разливнович», «Заправка», «Пиво Живо», «Пинта», «Бир Мир», «Старый приятель», «Бодрисар» «Литра», «ПивКо»). «В России растет число частных пивоварен — с 2015 года оно увеличилось практически в два раза. При этом 25–30% пива в России уже реализуется через магазины разливного пива», — констатирует Анна Рождественская. По ее словам, к выходу на рынок готовится еще несколько крупных игроков в этом сегменте рынка.
А вот, например, рынок франчайзинга кофеен, по мнению Антона Ходоровского, однозначно перенасыщен, потому что в этом сегменте мало оригинальных идей. Признаком слабости таких франшиз Ходоровский считает большое количество самостоятельных компаний: «Чтобы открыть кофе-точку, многие не покупают франшизу, так как это не столь сложная модель и ноу-хау фактически отсутствует. А бизнес, чтобы развиваться по франчайзингу, должен иметь признаки уникальности».
Франшиза с дополнением
Впрочем, на рынке можно наблюдать и явления, обратные специализации предложений, — когда опытные франчайзеры осваивают ниши, в которых раньше не работали. Такова, например, сеть «Инвитро», предлагающая услуги лабораторной диагностики. Первые франчайзи у нее появились еще в 2005 году. Сейчас в сети около 1 тыс. офисов (539 из них открыты по франчайзингу; данные на май 2018 года). В программу привлечения франчайзи вносятся изменения. Уже более года продается франшиза «Инвитро. Городок» (до этого предложение было единым, прежний вариант стал носить название «Инвитро. Стандарт»). Это предложение для небольших городов (от 10 тыс. до 50 тыс. жителей). Инвестиции и расходы, как написано на сайте компании, в четыре—шесть раз ниже затрат на стандартную франшизу «Инвитро». Конкурент «Инвитро» — компания «Гемотест» тоже сделала для франчайзи из небольших городов специальное предложение
«Инвитро» модифицирует не только формат, но и суть своего предложения, делая его более универсальным. Как рассказывает недавно возглавивший франчайзинговое подразделение компании Андрей Кондратюкин, компания разрабатывает новое для себя направление — линейку медицинских услуг под собственным брендом. Спрос на такое расширение есть. Например, некоторые партнеры-франчайзи уже развивали медицинский бизнес, но за пределами бренда «Инвитро». Сейчас разрабатываются лечебные стандарты медицинского центра «Инвитро», в котором будут принимать пациентов два-три специалиста. В 2019 году новое предложение будет запущено — сначала для существующих франчайзи.
Уход от специализации может быть сделан компанией и на ранних стадиях существования. Например, Данил Костромин, основатель златоустовской школы IQ007, рассказывает, что школа появилась в 2009 году, а франчайзинговое направление запущено в 2013-м. Сейчас в этой сети 510 школ, из которых только 12 собственных, остальные работают по франчайзингу. 85% учеников — дети в возрасте 8–13 лет. Изначально в школе был один предмет — скорочтение, в 2015 году, по словам Костромина, добавилась набиравшая популярность ментальная арифметика, а в 2017-м — грамотное письмо и каллиграфия.