Официальные итоги развития Дальневосточного федерального округа (ДФО) в 2018 году появятся через несколько месяцев. С февраля статистическую отчетность начнут публиковать регионы. При этом по многим параметрам (например, по темпам роста ВРП макрорегиона, по привлечению инвестиций) цифры могут появиться только на Восточном экономическом форуме в сентябре 2019 года. Но некоторые предварительные итоги можно подвести уже сегодня, опираясь на отчетность Росстата и данные ряда регионов.
Новые лица
Весной, после смены состава правительства, нового руководителя получило Министерство по развитию Дальнего Востока. Им стал губернатор Амурской области Александр Козлов. О новом назначении прежнего министра, Александра Галушки, информации не появилось.
Отчет о ста днях работы Козлов опубликовал в Instagram. Среди успехов министр отметил подписание соглашения с регионами в рамках проекта «Единая субсидия» (это федеральные госинвестиции, предназначенные на строительство и модернизацию социальных объектов), выделение дополнительных 625 млн руб. на субсидирование авиаперевозок, а также разбор проблемных моментов проекта «Дальневосточный гектар».
Осенью макрорегион оказался в центре политических новостей. В Хабаровске в единый день голосования ни одному кандидату не удалось набрать большинство голосов. Во втором туре губернатором Хабаровского края был избран Сергей Фургал (ЛДПР). Аналогичная ситуация в единый день голосования сложилась в Приморье. Президент назначил врио главы региона губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко. Уже в декабре он был избран губернатором с убедительным отрывом от конкурентов. Регион, которым годами руководили чиновники с приставкой врио, обрел полноправного главу.
Одновременно столицу ДФО решением президента перенесли из Хабаровска во Владивосток. Инициатором переноса выступил Олег Кожемяко, президент подписал документ в декабре. Ранее депутаты краевого заксобрания называли решение «имиджевой потерей» для Хабаровска. Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев не исключил возможности кадровых перестановок в аппарате полномочного представительства. Он отметил, что переезд предполагает возможность провести анализ эффективности работы полпредства. По словам Юрия Трутнева, ротация кадров займет около года.
Также в конце года принято решение о присоединении Забайкальского края и Бурятии к ДФО (ранее регионы относились к Сибирскому федеральному округу). «На данных территориях будут работать созданные нами институты развития — Фонд развития Дальнего Востока должен начать отбор проектов для предоставления финансирования. Необходимо также найти возможность для выделения дополнительных средств на развитие социальной инфраструктуры, поскольку по регионам Дальнего Востока средства, выделенные на социальную инфраструктуру, уже распределены», — говорил Юрий Трутнев в ноябре на заседании совета ДФО.
Основные показатели
Дальний Восток в 2018 году вряд ли удивит высокими темпами роста промышленного производства, что ранее было главным козырем в дискуссиях об оправданности режима преференций для этого региона. При среднероссийском росте 3,0% (данные Росстата, январь—октябрь 2018-го) ДФО показывает 3,2%, тогда как Сибирский округ — 3,4%.
По данным Росстата, по темпам роста промышленного производства лидерство сохраняет Магаданская область, драйвером остается горнодобыча. Рост промышленного производства также продолжают демонстрировать Якутия и Камчатский край. Падение индекса промышленного производства по итогам 2018 года ожидается в Чукотском АО, Амурской области и Хабаровском крае. После грандиозных темпов роста, достигнутых в Еврейской АО с нулевой базы (по итогам 2017 года — более 40%), в этом регионе наблюдается небольшой спад. В лидерах падения — Хабаровский край (95,2% от уровня января—октября 2017 года).
Программа развития индивидуального жилищного строительства выдвинула в лидеры по темпам роста строительной отрасли Чукотку. Высокие темпы, и тоже за счет жилья, покажет Бурятия. В большинстве других регионов ДФО отрасль окажется в минусе.
Предметом серьезной дискуссии в свете политических событий в макрорегионе может стать ситуация с реальными денежными доходами. При их росте по России в целом на 2,1% (январь—август, Росстат) на Дальнем Востоке отмечается падение на 0,4%. Реальные денежные доходы снижаются везде, кроме Якутии и Хабаровского края, особенно заметный спад фиксируется в Магаданской области и на Чукотке.
При этом потребительские цены выросли во всех регионах, и особенно заметно в Магаданской области. При средней инфляции по России 2,5% (сентябрь 2018 года к сентябрю 2017-го, Росстат) на Дальнем Востоке она составила 2,7%. Магаданская область — единственная, которая показала спад показателей розничной торговли. Именно опережающий рост инфляции на Дальнем Востоке вызвал спад реальных денежных доходов, поскольку номинальные зарплаты в макрорегионе растут (плюс 11,5% к январю—августу 2017 года при среднероссийском показателе 10,1%). Но рост зарплат также неравномерен: от 15,8% в Камчатском крае до 6,5% в Магаданской области, которая по социальным показателям оказывается самой тревожной.
Точки роста
Горнодобыча остается драйвером промышленности макрорегиона в целом. Единых данных о добыче угля пока нет, но Якутия заявит о росте этого параметра на 5,2%, как следует из материалов республиканского правительства. Чукотка, стартовав с невысокой базы, показывает рост на 61%, по данным местного отделения Росстата. По данным рейтингового агентства АКРА, мировые цены на уголь будут оставаться высокими до 2023 года, это предопределит рост показателей добычи.
О росте добычи золота отчитаются Магаданская область и Якутия, следует из заявлений местных чиновников. Данные по добыче драгоценных металлов опубликовали Хабаровский край и Чукотский АО (до ноября включительно). В Хабаровском крае добыча золота выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,9%, но на 3% сократилась добыча серебра. На Чукотке добыча золота сократилась на 2%, серебра — на 16%. При этом в Хабаровском крае на 38,3% выросла добыча олова. Пока не появились данные по добыче золота на Камчатке, но, судя по заявлениям чиновников Камчатского края, объемы добычи в 2018 году сократились из-за истощения запасов.
Данных по добыче алмазов (АЛРОСА, активы расположены в Якутии) пока нет, но продолжает обсуждаться создание центра по обработке алмазов и продаже бриллиантов во Владивостоке. Цель этого решения — укрепление позиций России на мировом рынке бриллиантов.
Порты впереди железной дороги
Показатели перевозок по железной дороге в целом росли, но рост был неровный. Дальневосточная железная дорога в январе—ноябре 2018 года сократила погрузку на 0,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главным источником падения стало сокращение погрузок угля (минус 5,8%). Рост погрузки нефтепродуктов (0,7%) и черных металлов (50,4%) не смог компенсировать падения. При этом грузооборот вырос на 2,2%. Объемы угля взяла на себя Забайкальская железная дорога. В целом погрузка там выросла на 8,4%, по углю — на 7,5%. Грузооборот увеличился на 5,3%.
В отличие от железной дороги порты макрорегиона демонстрировали уверенный рост. Так, рост перевалки контейнеров составил 11,8%. Лидерами оказались порт Восточный (плюс 14,9%), порт Владивосток (11,5%) и порт Петропавловск-Камчатский (20,6%). В целом грузооборот дальневосточных портов за десять месяцев 2018 года вырос на 3,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При этом порт Восточный показал рост грузооборота лишь на 0,8%.
Аэропорт Владивосток нарастил пассажиропоток на 21% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, следует из отчетности предприятия. Рост в основном достигнут за счет международных рейсов (48%). Наиболее динамично растущим направлением стала Южная Корея (75% иностранного пассажиропотока). Это связывают с упрощением режима въезда в Россию для бизнес-пассажиров, следующих на Дальний Восток, а также с усилением деловых контактов с Южной Кореей.
Что будет
Итоги 2018 года на Дальнем Востоке не будут столь впечатляющими, как прежде, но говорить о жесткой просадке именно этого макрорегиона все же не стоит, его показатели отражают общероссийские тенденции, говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Не стоит, продолжает эксперт, слишком привязываться и к резким колебаниям показателей по отдельным областям, они связаны с реализацией крупных проектов. «Вступает в строй крупный проект — мы наблюдаем статистический всплеск, как это случилось в 2017 году в Еврейской АО, потом коррекцию. В целом же ситуация не улучшается, налицо отстающее развитие, и итоги 2019 года будут еще хуже, так что будем радоваться тому, что есть», — констатирует Игорь Николаев.
Надежда на ускоренный рост Дальнего Востока небольшая, согласен главный аналитик Института современного развития Никита Масленников. По его словам, уже этот год продемонстрировал набор рисков, а следующий предъявит их во всей красе. «Во-первых, это шок от роста НДС, что будет сказываться как минимум три квартала, — продолжает эксперт. — Во-вторых, нарастающее замедление потребительского спроса, что вызвано фактическим сокращением покупательной способности. В-третьих, и это самое серьезное, риски в регионах АТР, на которые ориентирован Дальний Восток. Южная Корея и Япония уже демонстрируют плохие показатели, прогнозы еще хуже. Китай погрузился в торговую войну с США, и зарубежные аналитики уже почти в открытую говорят, что прогнозы по ВВП придется серьезно снижать».
Дальнему Востоку в 2019 году придется опираться в основном на внутренние резервы, и хорошо бы эти резервы оживить, считает Никита Масленников. Пока налицо неразбериха в правилах реализации крупных государственных проектов, реформа господдержки промышленности застряла на подступах. Не лучше и в отдельных отраслях. Например, в рыболовной отрасли так и не появилось четких правил по квотам и аукционам. Все это будет провоцировать инвесторов к осторожности, и по сравнению с 2019 годом итоги 2018-го покажутся неплохими, уверен экономист.