По данным Банка России, только за первое полугодие 2018-го российские граждане потратили на покупки в иностранных интернет-магазинах $5,19 млрд; по сравнению с январем—июнем 2017 года ЦБ отметил рост на 24%. Согласно экспертным оценкам, общий объем рынка интернет-торговли в России по итогам прошлого года достиг 1,15 трлн руб., что означает рост на 19% к 2017-му; на трансграничную торговлю, по данным экспертов банка Morgan Stanley, приходится 486 млрд руб.
Большую часть отечественного рынка кросс-бордер занимают китайские маркетплейсы (платформы электронной коммерции): доля двух лидеров, AliExpress и Pandao, по данным Morgan Stanley, составляет 53%, а к 2023 году вырастет до 67%. Однако эта планка будет достигнута в том случае, если в России не будут понижать порог беспошлинного ввоза интернет-заказов из-за границы для физлиц, а такие планы у правительства есть. Сейчас без дополнительных платежей можно в месяц купить товаров на €1 тыс. весом не больше 31 кг.
В исследовании ЦБ отмечается, что интернет-торговля в России растет за счет числа заказов, но не за счет среднего чека, размер которого, напротив, падает второй год подряд — в прошлом году он снизился на 2%, до 3970 руб., при этом количество заказов увеличилось на 18%, до 290 млн. Как рассказывал в интервью РБК глава AliExpress в России Лю Вэй, у этого популярного китайского интернет-магазина в нашей стране около 20 млн пользователей — тех, кто хотя бы раз в год что-то покупает.
Таблица 1. Рынок трансграничной интернет-торговли в России (прогноз), млн руб.
Компания |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Aliexpress |
231 |
304 |
405 |
531 |
666 |
813 |
Pandao |
26 |
35 |
46 |
60 |
76 |
93 |
Трансграничная площадка «Яндекс.Маркет»* |
— |
3 |
8 |
14 |
23 |
27 |
Остальные |
229 |
266 |
313 |
359 |
393 |
422 |
Общий объем трансграничной интернет-торговли |
486 |
608 |
772 |
965 |
1158 |
1355 |
* Запускается.
Источник: Morgan Stanley
Причин резкого роста трансграничных покупок несколько. Одна из них в том, что ожидающееся снижения порога беспошлинной торговли подтолкнуло многих совершить покупки до 1 января 2019 года, отмечает председатель комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России Александр Борисов. Кроме того, добавляет он, не последнюю роль в бурном росте сыграло расширение сети пунктов приема и выдачи заказов в России и появление новых международных игроков, таких как маркетплейс Joom, интернет-магазин Wish и новые, отдельные разделы продаж китайских товаров, например «Яндекс.Маркет» и Pandao.
Все последние сделки в 2018 году и все последние инвестиции в е-commerce были направлены на развитие трансграничной безналоговой модели торговли, говорит президент Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ) Артем Соколов. «Достаточно вспомнить «Яндекс» и Сбербанк с проектом Bringly, Mail.Ru, Alibaba, Pandao и РФПИ, которые инвестировали в совместное предприятие, базирующееся на модели трансграничной торговли. Целый ряд компаний вывел свой бизнес из России и построил его по трансграничной бизнес-модели», — указывает он, отмечая бóльшую эффективность такой модели.
Еще одной причиной бурного роста кросс-бордера эксперты называют агрессивное продвижение иностранцев на российском рынке, в результате внутренние игроки оказываются в неравных с ними условиях. «Используются любые методы, вплоть до того, что продавцы товара дотируют доставку себе в убыток, но заходят на российский рынок», — сетует Иван Кургузов, руководитель кластера «Электронная коммерция» РАЭК.
Внутренний резерв
Некоторые эксперты считают оценки темпов роста трансграничной e-commerce завышенными, поскольку эта часть рынка традиционно росла активнее внутреннего. «Я не вижу оснований говорить, что трансграничная торговля в 2018 году выросла выше прогноза», — говорит Борис Овчинников, партнер исследовательского агентства Data Insight.
Таблица 2. Кросс-бордер vs покупки в России: что растет быстрее? *
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Рост внутрироссийских онлайн-продаж, в рублях |
23 |
21 |
19 |
Рост трансграничных онлайн-продаж, в рублях |
45 |
16 |
29 |
Рост внутрироссийских онлайн-продаж, |
13 |
39 |
7 |
Рост трансграничных онлайн-продаж, |
34 |
31 |
23 |
Рост заказов внутрироссийских онлайн-продаж, |
20 |
19 |
34 |
Рост заказов трансграничных онлайн-продаж, |
80 |
51 |
18 |
* Прирост к предыдущему году в процентах.
Источник: Data Insight
Российские продавцы вполне успешно конкурируют с иностранными, и даже повышение скорости и надежности доставки из зарубежных интернет-магазинов в последние годы не ослабило доминирования российских игроков. «На стороне последних — доверие покупателей, удобные сайты с хорошим контентом на нормальном русском языке, быстрая доставка, часто возможность потрогать товар, необязательность предоплаты и так далее», — отмечает Борис Овчинников.
Кроме того, указывает Артем Соколов, российские площадки часто могут предложить более быструю доставку, а зарубежные магазины пока не научились доставлять товары за один день. Из положения выходят те иностранцы, у которых есть партнеры в России, оказывающие им услугу временного хранения без растаможки. Товар юридически остается иностранным, после покупки российским партнером его оперативно растаможивают и быстро доставляют, объясняет Иван Кургузов. Но у отечественных игроков по-прежнему остается такое преимущество, как более высокий уровень сервиса, включая предоставление гарантий. Кроме того, российские компании лучше учитывают реальные потребности клиентов, поясняет Александр Борисов.
Российский рынок e-сommerce растет со скоростью около 20% в год, и в ближайшие два-три года сохранит эти темпы роста, прогнозирует Борис Овчинников. Рост трансграничной торговли предсказать сложнее: его динамика будет зависеть в том числе от колебаний курса валют и возможных изменений законодательства РФ. «Осторожно предположу, что доля кросс-бордера в структуре российской e-commerce (точнее, в структуре расходов на онлайн-покупки) в 2019–2021 годах незначительно снизится или по крайней мере не увеличится», — предполагает эксперт.
Часть аналитиков все же больше верит в опережающие темпы роста иностранных игроков. «Мы абсолютно уверены, что и в этом году рынок интернет-торговли продолжит свой стремительный рост. Думаю, к концу года увидим примерно 1,8 трлн руб. Причем такой показатель будет обеспечен за счет динамичного роста кросс-бордера», — объясняет Артем Соколов. Он напоминает, что стартовавшие в 2018 году проекты в 2019-м должны заработать в полную силу.
Бесспорно для всех то, что главный стимул роста — перенос в онлайн повседневных покупок. Это одежда «на каждый день», продукты питания (в первую очередь бакалея), корма для животных, всевозможные товары для дома, лекарства и другие товары. «В самом большом выигрыше окажутся не те, кто предлагает конкретные товарные категории, а те немногочисленные игроки, кто способен предложить максимально широкий спектр товаров», — заключают в Data Insight.