— Объем российского несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) в 2018 году по сравнению с 2017-м увеличился, но динамика роста замедляется. Почему это происходит?
— По итогам 2018 года объем ННЭ составил $149,4 млрд (+11,6%) и установил тем самым исторический рекорд (в 2012-м было $143,5 млрд). Темпы роста несколько ниже, чем годом ранее: в 2017 году была компенсационная динамика после серьезного падения, работал эффект низкой базы. Сейчас ценовые факторы уже не оказывают большого влияния на динамику ННЭ. Но мы видим увеличение физических объемов продаж, которые являются определяющими: в 2017-м — 11%, а в 2018 году — 6%.
В рамках же реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» цифра объема ННЭ в 2018 году даже чуть больше — $150,6 млрд. Главное отличие: при подсчете добавляются рыба и морепродукты, отгружаемые вне зон таможенного контроля, их учитывает не ФТС в своей статистике, а Росстат.
 — Как думаете, удастся сохранить высокие темпы роста?
 — Удерживать их будет очень сложно. В последние годы ННЭ благоприятствовала макроэкономическая ситуация — курсы валют, восстановление международных рынков. Движение на основе этих факторов не может быть бесконечным. Теперь нужно, чтобы заработали полноценные меры поддержки в рамках отраслевой политики, велась региональная работа в целях улучшения делового климата и логистики, — это даст следующий толчок для развития.
 — Как российские производители воспользовались позитивными макроэкономическими факторами?
 — Наши драйверы известны: металлургия, химия, агропромышленный комплекс, лесопромышленный комплекс и машиностроение. Безусловно, все мы воодушевлены успехами, которые демонстрирует АПК. Возвращаются все инвестиции, в том числе государственные, которые были сделаны за последние десятилетия. Помните, у нас всегда говорили, что сельское хозяйство — это черная дыра? А сейчас оказалось, что не черная дыра, а золотой прииск. АПК дает нам зарабатывать больше, чем продажа вооружений, по итогам 2018 года экспорт составил $25,7 млрд.
В свою очередь, лесопромышленный комплекс достиг рекордных показателей 2014 года и уже превзошел их. При этом сейчас действуют законодательные ограничения вывоза кругляка, меняется структура экспорта, поставляется уже переработанная продукция.
У нас много точек роста, появление которых непросто было предвидеть. Например, расширяется присутствие российских производителей на мировом рынке анимации. Российский экспортный центр кредитует и страхует часть этих сделок. Недавно, например, европейские политики высказывали озабоченность, нет ли пропаганды, от которой надо защищаться европейцам, в мультсериале «Маша и медведь», — это говорит о его популярности. «Смешарики» уже давно и хорошо идут и в Америке, и в Китае.
Другая сфера, об успехе которой еще несколько лет назад не думали, — фешен. Одежду и обувь из России заинтересованы покупать прежде всего наши китайские партнеры. Имена российских дизайнеров активно продвигаются и на европейском направлении.
В США хорошо продаются товары из России для спорта и фитнеса. А фирма из Удмуртии является мировым лидером по пошиву спортивных костюмов для художественной гимнастики — поставляет их в сотню стран. Таких примеров много, они дают основания верить в то, что никаких границ для российских товаров не существует.
 — Какие отрасли еще недостаточно реализовали свои возможности на зарубежных рынках?
— Если сравнить объем зарубежных поставок в разных странах на душу населения, то Россия находится где-то в районе 70-х позиций, далеко отставая от Белоруссии и еще дальше — от США. Это дает основания предполагать, что рост может быть быстрым — при правильной политике.
Где возможно серьезное продвижение? Сейчас обсуждается химия полимеров. России с ее сырьевой базой под силу повторить успех ряда стран, которые реализовали стратегии по развитию этого бизнеса, потенциально многомиллиардного. В аграрной сфере мы можем продавать не только пшеницу и другие зерновые, но и сою, которая крайне востребована в Азиатском регионе.
Серьезный интерес зарубежные покупатели проявляют к автокомпонентам, произведенным на территории РФ.
— С учетом геополитических раскладов какие новые для себя рынки могут открыть российские производители?
— Карта торговых связей сейчас активно меняется. Многие страны настроены на то, чтобы диверсифицировать свои коммерческие контакты. Мы видим подобный подход со стороны Китайской Народной Республики, которая заинтересована в российских поставках по целому ряду позиций. Большой интерес проявляют страны Персидского залива, Африки, Азиатского региона.
— Какие меры поддержки экспорта оказались эффективными, а каких в стране не хватает?
— Очень эффективны и востребованы прежде всего меры финансовой поддержки, которые осуществляет РЭЦ, — это страхование экспортных поставок, льготные кредиты, гарантирование. Я бы даже сказал, что без подобного рода инструментов зачастую и невозможно выйти на сделку. В прошлом году наше участие сыграло определяющую роль в поставках ННЭ на $18 млрд.
Безусловно, важно наращивать просто число экспортеров — менее 1% компаний занимаются экспортом. Нужны акселерация компаний, обучение, помощь в составлении экспортных программ и прохождении различных формальностей. Все этапы деятельности экспортера покрыты соответствующей линейкой продуктов, мы ее расширяем, совершенствуем, вовлекаем в эту работу региональные центры поддержки экспорта. Мы подписали соглашение о взаимодействии с Минпромторгом и сейчас все это объединяем в единую сеть на базе цифровой платформы.
 — Традиционно считалось, что экспортная деятельность — удел корпораций. Сейчас об этом задумываются средние и малые предприятия. Как такой компании получить господдержку?
 Инфраструктура для этого уже развернута. Прежде всего надо понять экспортный потенциал продукта. Недавно мы запустили экспортный акселератор совместно со Сбербанком. Акселерационные программы позволят подготовить участников ко всем сложным процессам международной торговли.
Экспортная акселерация станет доступна для зарегистрированных пользователей онлайн-платформы «Банк бизнес-партнеров» — Bankofpartners.com. Программа включает в себя образовательный модуль, консалтинговую поддержку, помощь в поиске зарубежных партнеров, логистическую поддержку и другие популярные у экспортеров сервисы.
Мы помогаем производителю сориентироваться, на какие рынки ему имеет смысл выходить. Если компания заинтересована, торгпредства на местах могут помочь организовать прямые коммуникации.
— А как получить льготный кредит?
— Льготный кредит РЭЦ предоставляет российским компаниям на единых условиях, которые установлены постановлением правительства. Для этого компании нужно соответствовать установленным требованиям. Здесь мы тоже оказываем необходимую поддержку.
— Какова схема сотрудничества Российского экспортного центра и Внешэкономбанка?
— Одно дело — помочь экспортировать товар, который предприятие уже производит. Другое дело — помочь продукцию доработать, чтобы она имела хорошую перспективу. И уже третья история — когда речь идет о создании нового экспортного производства. Чтобы поднять большое производство, нужны ресурсы крупнейшего института развития, такого как ВЭБ. Наше сотрудничество является очень естественным. РЭЦ помогает структурировать и конфигурировать продукт как экспортный, оценить его перспективы, понимая, что мы со своими мерами поддержки вступим в работу позже, когда перед предприятием уже встанут практические вопросы о торговле.