Тренд 1. Массовые электрокары
Электрокары марки Tesla перевернули рынок буквально за несколько лет, в течение которых почти все крупные производители разработали собственные электрические модели, пригодные для ежедневного использования. Первыми стали премиальные бренды, но нынешний автосалон показал, что электромоторы вот-вот придут и в массовый сегмент.
Например, один из главных бестселлеров европейского рынка — компакт Peugeot 208 нового поколения — построен на модульной платформе CMP, которая помимо традиционных агрегатов предполагает использование электрических двигателей. Новый Peugeot 208 будет предлагаться не только с традиционными турбомоторами, но и в электрическом исполнении: это модель e-208 с силовой установкой мощностью 136 л.с. и запасом хода около 450 км.
А псевдокроссовер Kia Soul третьего поколения в Европе в отличие от России вообще будет доступен исключительно в электрическом исполнении, причем на выбор предложат сразу две силовые установки: 136-сильную с запасом хода до 277 км и 204-сильную с 452 км пробега. Автомобиль оснащен системой быстрой зарядки, которая способна пополнить батареи до 80% за 42 минуты.
Японская Honda тоже переводит европейский модельный ряд на электротягу. Первой моделью новой линейки станет серийная версия компакта Honda E Prototype с приводом на заднюю ось и запасом хода около 200 км. Серийным совсем скоро станет и Seat el-Born — вариация на тему уже существующего электрокара Volkswagen I.D. под испанской маркой в своей собственной стилистике. У машины электромотор мощностью 204 л.с. и задний привод, а запас хода составляет 420 км.
Наконец, очередной электрический компакт-кроссовер Škoda под названием Vision iV в этот раз представлял собой не намек на традиционную модель ближайшего будущего, а концепт полноценного электрокара, продажи которого начнутся в 2021 году. Два электромотора суммарной мощностью 306 л.с. обеспечивают привод на переднюю и заднюю оси, запаса батарей хватает на 500 км.
Тренд 2. Персонализация брендов
Дизайн-студии начали делать собственные автомобили, а компании, которые раньше помогали крупным производителям строить заряженные или особые версии, выделяются в отдельные бренды и суббренды, предлагая условно независимую продукцию. Например, ателье Pininfarina представило электрический гиперкар Battista, который имеет серийный статус и будет продаваться со следующего года по цене $2–2,5 млн. С четырьмя электродвигателями суммарной мощностью около 1900 л.с. он станет самым мощным итальянским автомобилем в истории, причем заявленный запас хода достигает 450 км.
А за малоизвестным именем GFG Style Kangaroo скрывается творение знаменитого дизайнера Джорджетто Джуджаро, владельца марки GFG Style. Машина представляет собой микс суперкара и внедорожника, причем тоже с электрическим приводом. Два мотора в сумме развивают 490 л.с., привод — полный, а клиренс меняется от 140 до 260 мм.
Первой серийной моделью, отделившейся от Aston Martin марки Lagonda, в 2021 году станет кроссовер All-Terrain — по сути, электрическая версия модели Aston Martin DBX, которая и сама пока существует только в виде концепта. Предполагается, что будущий All-Terrain станет более технологичной альтернативой роскошным внедорожникам Rolls-Royce Cullinan и Bentley Bentayga.
Точно так же от испанской марки Seat отделился бренд Cupra, который представил дебютную модель Formentor. Купе-кроссовер, впрочем, не утратил родственных связей, позаимствовал ряд стилистических решений у флагманского Seat Tarraco и получил гибридную установку с отдачей 250 л.с.
А компания Polestar, бывшее придворное ателье Volvo, запускает уже вторую собственную модель. Электрокар Polestar 2, который выйдет на рынок в следующем году, построен на шведской платформе CMA и имеет два электромотора суммарной мощностью 408 л.с., но выпускаться будет в Китае. Автомобиль станет конкурентом Tesla Model 3.
Тренд 3. Специально для каршеринга
Следуя трендам экономики шеринга, автопроизводители предлагают собственные программы краткосрочной аренды, организуют продажи по подписке, а теперь стали разрабатывать специализированные автомобили для систем городского проката — пока в качестве экспериментов и с весьма необычными концепциями. Это компактные электромобили с высокой степенью автономности, рассчитанные на одного-двух пассажиров.
Концептуально электрокар Seat Minimo очень напоминает звезду европейского каршеринга Renault Twizy: внешность как у квадроцикла, два кресла, расположенные одно за другим, электрический двигатель небольшой мощности. Запас хода на одной зарядке не превышает у Seat Minimo 100 км, зато он сможет самостоятельно добираться до арендатора и самостоятельно возвращаться к зарядной станции.
Компактный Citroën Ami One Concept исповедует примерно те же принципы и предполагает возможность управления таким транспортным средством без водительских прав. Машинка длиной не более 2,5 м предназначается для молодежного каршеринга. Максимальная скорость Ami One Concept не превышает 45 км/ч, а запас хода составляет около 100 км. Для полной зарядки этого электромобиля потребуется около двух часов, и этот процесс тоже предполагается полностью автоматизировать.
Тренд 4. Электровэны и электрогрузовики
Электрические технологии потихоньку приходят и в коммерческие сегменты рынка. В Женеве Mercedes-Benz помимо обновленного фургона модели V-Class представил электрический прототип EQV. Внешне EQV выглядит как особое исполнение того же V-Class, но на самом деле это совершенно новый автомобиль, стилизованный под знакомый кузов. Восьмиместный минивэн комплектуется электромотором мощностью 201 л.с. на передней оси и батареей, обеспечивающей более 400 км пробега.
Серийный Mercedes-Benz EQV должен стать полноценным конкурентом микроавтобусу Volkswagen ID Buzz, который немцы показали почти два года назад и пока не успели довести до серийного производства. Хотя прототип казался многообещающим: симпатичная внешность в стиле VW Transporter первого поколения, восьмиместный салон и полностью автономный режим движения. Силовая установка — два электромотора суммарной мощностью 369 л.с., запас хода — около 600 км.
Но если ID Buzz — автомобиль недалекого будущего, то электрический VW e-Transporter нынешнего поколения — это уже настоящее. Правда, сам Volkswagen к машине отношения не имеет, поскольку созданием электрической версии занималось знаменитое тюнинг-ателье ABT Sportsline. Поэтому и выглядит e-Transporter по-спортивному: аэродинамический обвес, 20-дюймовые колеса, заниженная подвеска.
Самое же главное — электромотор мощностью 110 л.с. и не слишком вместительная батарея, с которой фургон может проехать около 200 км. Создатели обещают и более емкий вариант с запасом хода до 400 км. При этом вместимость грузового отсека объемом 6,7 куб. м не изменилась. Следом ABT обещает перевести на электротягу и другие модели Volkswagen, включая «каблучок» Caddy.