На мировом рынке целлюлозно-бумажной продукции намечаются новые тренды — в частности, растет доля стран, производящих целлюлозу из эвкалиптовой древесины. Стоит ли ожидать серьезных изменений в технологиях, рыночном раскладе?
Серьезных изменений в технологиях или рыночных раскладах мы не ожидаем. Начиная с экономического кризиса 1998–1999 годов основным спасательным кругом и крупнейшим и быстрорастущим потребителем целлюлозы является Китай. Эвкалиптовая целлюлоза не будет настолько востребованна, если Китай снизит объемы потребления. А это вполне вероятный сценарий развития. Последствия торговой войны между Китаем и США для других государств в целом будут умеренными. Страны эвкалиптового пояса, например Чили и Бразилия, больше, чем другие, зависят от спроса на экспортируемую продукцию со стороны КНР. Если смотреть на долгосрочную перспективу, то мы надеемся на увеличение роли Индии с ее многочисленным населением как драйвера для развития мировой целлюлозно-бумажной промышленности.
По экспертным оценкам, отечественный рынок тарного картона в текущем году продолжит рост, но менее высокими темпами, чем в 2018-м. Вы согласны с таким прогнозом?
Российский рынок сохраняет потенциал роста по тарному картону. Ежегодно в России растут объемы потребления гофротары. За 2018 год рост произведенной гофропродукции составил 4,1%, ожидаемое увеличение объемов ее выпуска в 2019 году — 3,3% и в 2020-м — 3,6%. Все это соответствует восходящей динамике потребности в тарном картоне. При этом в 2018 году увеличился спрос и на целлюлозное сырье, с 31,5 до 32,5%.
Учитывая общую динамику рынка, Pulp Mill Holding (австрийско-германская группа, владелец АЦБК. — РБК+) провела коренную модернизацию картоноделательной машины (КДМ) на АО «Архангельский ЦБК», увеличив мощности по выпуску тарного картона на 20%. Это позволит обеспечить потребности растущего рынка, а также собственных предприятий гофродивизиона «Упаковка». 22 мая мы официально запустим новую площадку по производству гофропродукции в Воронеже. Акционеры за два года вложили в завод более 3,5 млрд руб.
Чем объяснить рост цен на гофрокартон и как долго, по вашим оценкам, он продлится?
На сегодняшний день рост цен прекратился. В 2018 году рост цен на гофрокартон и упаковку из него возник из-за дефицита макулатурных картонов, а доля их потребления на российском рынке существенна. Еще одна причина — повышенный спрос и, соответственно, рост цен на целлюлозный картон в Европе. Дефицит макулатурных тарных картонов объясняется остановкой на длительное время ряда крупных предприятий по их выпуску, связанной с модернизацией производства, установкой нового оборудования. В 2019 году в России вводится более 600 тыс. т дополнительных мощностей по выпуску тарного картона, что приведет к избыточному объему сырья. Соответственно, мы ожидаем, что в следующем году сформируется спокойный ценовой фон на рынке гофрокартона, без значительных всплесков.
В то же время могу сказать, что повышение цен на тарные картоны в прошлом году сформировал новый тренд у гофропроизводителей — это поиск путей снижения издержек на гофроупаковку и спрос с их стороны на тарные картоны низкой плотности, но с сохранением основных физико-механических свойств. А это возможно только при условии применения марок картона хорошего и высокого качества. И, кстати, модернизация картоноделательной машины на АО «Архангельский ЦБК», о которой я уже говорил, позволит нам расширить собственную линейку плотностей от 80 до 280 г/кв. м с новыми показателями качества.
Каковы перспективы новых предприятий по производству гофрокартона с учетом того, что на рынке есть сильные игроки?
Сегодня на рынке не появляется новых серьезных игроков, которые могли бы составить конкуренцию действующим крупным. В основном идет процесс развития производств, в том числе за счет строительства действующими компаниями новых заводов. Например, наша группа компаний в этом году запустит новое производство в Воронеже и вторую очередь Истринского филиала АО «Архбум». Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат ввел в строй завод в Клину, появится новая площадка SFT Group в Тульской области. Такая тенденция обусловлена высокой конкуренцией на рынке гофроупаковки. Необходим запуск производств, соответствующих высоким требованиям по качеству и сложности упаковки, предъявляемым покупателями.
И все производители гофроупаковки, как существующие давно, так и новые, направляют вектор своего развития на создание эффективных производств, снижая издержки. Например, за счет использования низкограммажных картонов (граммаж — масса 1 кв м полотна. — РБК+). Только эффективные предприятия, обладающие высоким технологическим уровнем и гарантированным сбытом продукции, смогут безубыточно конкурировать на этом рынке.
Каковы перспективы производства макулатурного тарного картона, есть ли у вас идеи, как справиться с дефицитом этого сырья в России?
В 2018 году такие компании, как Набережночелнинский КБК, «Л-Пак» (Липецк) и Пермский ЦБК реализовали свои проекты по запуску, модернизации КДМ, что позволило значительно увеличить объемы производства макулатурных тарных картонов. Поэтому в 2019 году уже ни о каком дефиците речи идти не может. Предполагаю, что эта тенденция сохранится и в 2020 году.
Поддерживаете ли вы инициативу по ограничению его экспорта?
На стоимость макулатурного картона по большей части влияет не вопрос ограничения его экспорта, а стоимость макулатуры как сырья для его производства. А это уже история ее собираемости и оборота внутри нашей страны. В России существует СРО «Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры» — это крупнейшее отраслевое объединение России в области сбора и переработки макулатуры, которое активно взаимодействует с законодательными и исполнительными органами власти России, выражая консолидированную отраслевую позицию по вопросам правового, экономического и статистического регулирования.
Удерживает ли восходящую динамику рынок тиссью в России?
Однозначно да. Рост рынка тиссью (бумага санитарно-гигиенического назначения. — РБК+) оценивается в 3–4% в год. Как я уже говорил, с вводом первой очереди нашего нового завода «Архбум Тиссью Групп» в Ворсино Калужской области в этом году мы займем 15% рынка санитарно-гигиенических изделий в России. В настоящее время на заводе активно идут работы по инсталляции второй линии конвертинга Futura (Италия) и новой бумагоделательной машины под ключ компании Andritz AG (Австрия) мощностью 70 тыс. т в год.
Когда новая бумагоделательная машина будет установлена, у нас появится уникальная возможность запустить второй в России после Soffione бренд. Мы начали довольно успешно реализацию продукции по всей территории европейской части РФ, подписаны договоры с крупными федеральными сетями.