#11 Образование, 20 июня 2019
Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Рабочая сила

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Среднему профессиональному образованию предстоит вернуть престиж. Этому могут способствовать технологическая трансформация рынка труда и быстрая адаптация самой системы профобразования к потребностям бизнеса.

На фоне роста инвестиционной активности регионов — по данным Национального рейтингового агентства, они второй год постепенно наращивают инвестиции в основной капитал и приток прямых иностранных инвестиций — наличие квалифицированной рабочей силы на местах становится одним из конкурентных преимуществ территорий.

Cпрос и предложение

В регионах наибольшими темпами растет спрос на рабочие специальности, отмечают аналитики компании HeadHunter: только в Казани, Красноярске и Ростове на Дону рост количества предложений в производстве на 1–3% отстает от роста по всем прочим сферам рынка труда, в остальных регионах предложение вакансий на производстве лидирует. В целом, по данным HeadHunter, количество вакансий в производственной сфере активно растет на протяжении трех последних лет и достигло 11% всего предложения.

«Сфера производства долго испытывала дефицит кадров. Но сейчас наступает переломный момент — мы видим интерес со стороны и работодателей, и соискателей. Идет работа по возвращению привлекательности рабочим специальностям. За счет этого мы наблюдаем активный рост резюме — видим, что и молодые специалисты сейчас размещают резюме в сфере производства», — приводят на сайте HeadHunter слова руководителя службы исследований Марии Игнатовой.

Для соискателей в производственной сфере сохраняется умеренный уровень конкуренции — в среднем три активных резюме на место. Однако для работодателей, по мнению аналитиков HeadHunter, это сигнал некоторого дефицита.

Больше всего востребованы, например, специалисты в области машиностроения (доля вакансий — 26%), пищевой промышленности (13%), металлургии (9%), электроэнергетики (8%). Доля запросов на инженеров в структуре рынка вакансий рабочих профессий составляет 19%. Примечательно, что среди соискателей преобладают специалисты с высшим образованием — 77–82%.

При этом, как рассказала РБК+ Мария Игнатова, большинство работодателей отмечает острый дефицит «синих воротничков», рабочих со средним профессиональным образованием: сварщиков, сантехников, электриков и т.д. Заметно это и в содержании размещаемых резюме, отмечает она: «Сегодня наличие высшего образования, которое несколько лет назад было одним из основных требований практически всех вакансий, перестало быть обязательным условием приема на работу. Работодатели чаще описывают необходимые конкретный опыт и навыки».

По словам директора по производству АО «Метаклэй» (российский производитель инновационных полимерных материалов) Романа Попова, с расширением производства потребность в квалифицированных рабочих только растет. Расположенное в Карачеве Брянской области предприятие черпает рабочие кадры в том числе в профильных училищах административного центра региона. Но к работе с высокотехнологичным оборудованием компании сотрудники приступают только после переобучения на предприятии и сдачи экзаменов, рассказал Роман Попов. Материально-техническая база среднего профессионального образования (СПО), по его словам, не дает тех навыков, которые необходимы для работы на современном оборудовании.

До 60% работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений, отмечают авторы бюллетеня «Реформа среднего профессионального образования» Аналитического центра при правительстве РФ и Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС.

При этом доля бизнеса в финансировании среднего профессионального образования незначительна даже на фоне средств населения: внебюджетные источники финансирования учреждений СПО составляют порядка 16%, из них 70% — средства населения (данные за 2016 год бюллетеня «Реформа среднего профессионального образования»).

По оценке авторов доклада The Boston Consulting Group (BCG) «Россия 2025: от кадров к талантам», доля финансовых вливаний работодателей в общем финансировании СПО составляет всего 2,3%. При этом частные и государственные компании — самый крупный заказчик кадров со средним профессиональным образованием.

Риск текучести и переманивания кадров останавливает российские предприятия от системных инвестиций в развитие социальных и когнитивных навыков высокого уровня и специфический человеческий капитал, отмечают авторы доклада «Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России» Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ.

От бизнеса системе СПО, говорит проректор по учебной работе НИТУ «МИСиС» Вадим Петров, прежде всего нужны четкие показатели, какие рабочие места он будет создавать, какие специалисты со средним профессиональным образованием будут востребованы.

Запрос работодателей, пожалуй, является самым сильным мотиватором развития рынка СПО, говорит ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, член экспертного совета по подготовке кадров для цифровой экономики Агентства стратегических инициатив Евгений Сженов: «Именно индустриальные партнеры формируют спрос на высококвалифицированных специалистов, которых поставляет система среднего профессионального образования». Особенно значимым, по его словам, стало после внедрения демонстрационного экзамена WorldSkills, позволяющего со всей очевидностью понять уровень подготовки будущих специалистов.

Запросы рынка

По мнению Евгения Сженова, СПО сегодня переживает взрывной рост. Стандарты WorldSkills, по его словам, смогли кардинально повысить уровень компетенций выпускников, а демонстрационный экзамен позволил в максимальной степени приблизить запросы производства и образовательных учреждений в данной сфере. Напомним, что последние несколько лет Россия участвует в международном движении и регулярно проводит национальный чемпионат по профессиональному мастерству. В этом году, в частности, чемпионат мира WorldSkills пройдет в Казани.

По данным ЦЭНО РАНХиГС, спрос на получение профессионального образования в системе СПО растет: численность студентов за период 2010–2016 годов увеличилась на 4%. А доля студентов организаций СПО, собирающихся стать специалистами среднего звена, в 2016 году достигла 31,4%. При этом наблюдалось снижение доли студентов вузов. В 2008 году пропорция их составляла 1/4 и 3/4 соответственно.

Причиной этого стало в том числе ужесточение барьеров для «входа» в вузы — повышения проходных баллов и роста дифференциации ЕГЭ, отмечают в ЦЭНО РАНХиГС: «Для ряда учащихся СПО представляет собой средство избежать ЕГЭ». При этом отмечается и рост образованности обучающихся в системе среднего профессионального образования — растет доля студентов с «третичным» образованием.

СПО действительно сформировало дополнительную образовательную траекторию — прямое поступление в вуз после окончания соответствующего образовательного учреждения, отмечает Евгений Сженов: «Кто-то говорит, что это возможность «срезать» самые сложные углы, но проведенный анализ показывает: выпускники с дипломами среднего профессионального образования действительно отличаются от обычных абитуриентов». По его словам, они в большей степени ориентированы на работу и профессиональную деятельность, у них нет иллюзий относительно высшего образования, они в большей степени готовы интегрироваться в форматы дистанционного и онлайн-обучения.

СПО является одним из важных элементов развития научно-технологического потенциала страны, уверены в НИУ ВШЭ. «Именно в этой сфере образования наиболее близки вопросы обучения и практики. Регионы, развивая СПО, инвестируют в свое ближайшее будущее, поскольку именно выпускники этой системы быстрее всего интегрируются в индустриальный сектор», — объясняет Евгений Сженов.

Территориальные власти осознали, что без системы подготовки специалистов среднего звена и рабочих специальностей инвесторов не привлечь. Так, по словам губернатора Московской области Андрея Воробьева, область за госсчет готовит кадры, востребованные на развивающихся производствах. Рабочих для стартовавшего недавно в Подмосковье завода Mercedes-Benz выпускает колледж «Подмосковье» в городском округе Клин, Химкинский техникум в следующем учебном году начнет подготовку специалистов для строящегося завода по сборке японских грузовиков Hino.

Государство продолжит доминировать в финансировании среднего профессионального образования, отмечают в РАНХиГС: «В инновационном секторе особенно велик разрыв между потребностями экономики в рабочих кадрах и их реальным наличием и соответствием их квалификаций требованиям работодателей».

Устарела материально-техническая база учреждений СПО, отмечается крайне низкий уровень их компьютеризации, подчеркивают в BCG. «Обучение проходит практически без современных цифровых средств — в среднем в колледжах и техникумах только шесть компьютеров, подключенных к интернету, на сто студентов. Как следствие, 60% работодателей отмечают сильную нехватку практических профессиональных навыков у выпускников СПО», — говорится в исследовании BCG.

Реформа системы СПО, стартовавшая в начале 2000-х, по словам проректора по учебной работе НИТУ «МИСиС» Вадима Петрова, уже дала ряд положительных результатов: «Управление сетью профессионального образования передано в регионы, и территории сами определяют заказ исходя из своих программ развития и развития бизнеса, что позволяет точнее формировать перечень профессий и специальностей и объемы подготовки».

Кроме того, у бизнеса, даже у малого и среднего, по словам Вадима Петрова, сегодня есть возможность принимать участие в формировании заказа и подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена. «Объем навыков, который формируется в практической подготовке обучающихся, достаточно велик, его нельзя сформировать только через образовательную среду. Необходимо использовать прикладную, технологическую сферу через программу производственных практик. И участие бизнеса в этом процессе тоже очень важно», — говорит Вадим Петров. Государство должно стать агрегатором и поддерживать востребованные бизнесом направления, считает он.

Так, приоритетный проект «Образование» в редакции 2016 года предусматривал создание конкурентоспособной системы СПО, обеспечивающей подготовку кадров в соответствии с современными стандартами и технологиями, а также рост числа выпускников, соответствующих стандартам WorldSkills, до 50 тыс. человек к концу 2020 года. В новой редакции нацпроекта 2018 года предусмотрена модернизация системы СПО.

О необходимости ускорить модернизацию среднего профессионального образования в послании к Федеральному собранию в феврале этого года заявил президент Владимир Путин: с 2022 года в колледжах необходимо переоснастить современным оборудованием более 2 тыс. мастерских.

Системе среднего профессионального образования предстоит готовить специалистов к серьезным экономическим и технологическим изменениям ближайшего будущего, отмечают авторы доклада «Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России». По мнению группы аналитиков Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ, требования к подготовке рабочих в высокотехнологичном секторе постепенно приближаются к уровню подготовки инженерного состава: «Современный рабочий использует технические знания из разных областей и принимает решения на основе сложных моделей и выбирая оптимальное действие из многих альтернатив».

Так, мехатроник, настраивающий автоматизированную технологическую линию, должен быть специалистом в механике, гидравлике, пневматике, электронике, пользоваться специализированным программным обеспечением и читать техническую документацию на нескольких языках. А фрезеровщик, вытачивающий сложные детали на современном станке, должен на высоком уровне владеть навыками программирования.

Кроме того, сокращается жизненный цикл самих технологий, что меняет квалификационный профиль рабочих мест. Для выпускников сегмента СПО, как и системы высшего образования, актуально развитие soft skills, умения учиться (Learning to learn) и адаптироваться к новым условиям рынка труда, говорится в исследовании.

Как отмечают в ЦЭНО РАНХиГС, помимо модернизации материально-технической базы СПО потребуется продолжить популяризацию рабочих профессии: «Одним из важнейших негативных факторов для развития системы профессиональной подготовки является недостаточная привлекательность профессий рабочих и специалистов среднего звена для населения».

Содержание
Закрыть