— Согласно международным исследованиям, в мире растет популярность инженерного образования. Характерна ли эта тенденция для нашей страны?
— По данным опросов общественного мнения, которые регулярно проводит ВЦИОМ, профессия инженера сегодня входит в тройку самых престижных для россиян: 66% опрошенных выбрали бы для своих детей получение именно инженерно-технического образования.
Рост престижа инженерных специальностей вызван в первую очередь тем, что мир находится на пороге очередной промышленной революции. Роботизация и цифровизация всех сфер деятельности активно трансформируют рынок труда: по прогнозу Агентства стратегических инициатив, в ближайшие 12 лет исчезнет около 60 профессий. На этом фоне современное качественное инженерное образование дает выпускнику вуза значительное преимущество — он станет творцом мира новых технологий.
О росте популярности инженерного образования свидетельствуют и результаты приемных кампаний. В наш университет с каждым годом приходят все более подготовленные выпускники школ: в прошлом году средний балл ЕГЭ абитуриентов МИСиС составил 82,8 (для сравнения: в 2012 году — 67,3). По данным Мониторинга качества приема в вузы, в целом средний балл ЕГЭ у поступивших в университеты страны вырос с 63,5 балла в 2012 году до 69,1 в 2018-м.
Немаловажным фактором являются усилия государства, направленные на раннюю профессиональную навигацию школьников с целью подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики, науки и высокотехнологичных отраслей промышленности. Этому вопросу уделено большое внимание в майском указе президента РФ и национальных проектах, принятых на его основе.
— Насколько тесно МИСиС работает со школьниками, насколько эффективна ранняя профнавигация?
— Университет с 2012 года реализует программу профессиональной навигации, в частности такие проекты, как Дни науки, олимпиада «МИСиС зажигает звезды», «Два дня в НИТУ «МИСиС», мы проводим хакатоны для молодых программистов и другие мероприятия по профориентированию. Комплексная программа профнавигации школьников охватывает не только Москву и все регионы России, но также страны ближнего и дальнего зарубежья.
Мы участвуем в общенациональных и региональных инициативах, проводимых с целью популяризации инженерного образования и формирования у детей интереса к научно-исследовательской деятельности. Так, в 2015 году стартовал проект «Инженерный класс в московской школе», реализуемый департаментом образования города Москвы совместно с ведущими вузами столицы. Сегодня наши инженерные классы организованы в 35 столичных школах, в них обучаются около двух тысяч школьников, 700 из которых задействованы в постоянных проектах с преподавателями нашего университета.
Еще одно направление профнавигации, позволяющей талантливым и целеустремленным школьникам попасть в креативную среду, — сотрудничество с детскими образовательными центрами «Артек», «Орленок», «Смена», «Океан» и др. Например, в 2017 году университет совместно с ведущими металлургическими компаниями страны стал куратором направления «Новые материалы» масштабной образовательной программы «Большие вызовы» Всероссийского образовательного центра «Сириус». Ежегодно в ней принимают участие 40 тыс. одаренных детей со всей страны.
Во время тематической смены в «Сириусе» участники в течение трех недель работают над реальными научными проектами под руководством наставников — наших ученых и преподавателей. Работа со школьниками продолжается и после окончания смены.
Так, ученица инженерного класса московской школы №1080 Алена Никифорова разработала под научным руководством завкафедрой физической химии НИТУ «МИСиС» профессора Михаила Астахова инновационный метод получения гидрофобного покрытия для очистки поверхности воды от нефтепродуктов, который представила во время обучения в ОЦ «Сириус». Это изобретение было признано одним из лучших в рамках крупнейшего международного довузовского научного конкурса Intel International Science and Engineering Fair. В прошлом году Алена в составе научной группы получила патент на изобретение.
Наши профнавигационные проекты помогают старшеклассникам сделать выбор будущей профессии, а университету — привлечь талантливых и мотивированных абитуриентов.
— Требуют ли изменения в экономике и появление новых специальностей апдейта образовательных программ? Как осуществляется обратная связь с работодателями?
— Еще десять лет назад о переходе к экономике данных, основой которой являются информационные технологии, говорили как о чем-то неизбежном, но отдаленном.
Сегодня цифровая трансформация экономики — часть федеральной повестки и требует от нас реальных шагов. К нам приходят молодые люди, которые в зависимости от выбранной образовательной траектории обучаются в университете от четырех до шести лет. Поэтому вуз обязан не только учитывать сегодняшние кадровые потребности экономики, но и уметь прогнозировать запросы, которые появятся у работодателей завтра.
Именно поэтому мы ежегодно проводим аудит существующих образовательных программ и создаем новые в тесном сотрудничестве с нашими академическими и бизнес-партнерами — отечественными и зарубежными компаниями, лидирующими в своих отраслях.
Тесное взаимодействие вуза с бизнес-партнерами является залогом эффективной научной деятельности и подготовки высококвалифицированных кадров. Лучшие образовательные и научные практики в регионах страны и ближнем зарубежье мы внедряем совместно с такими ведущими компаниями России и мира, как ГК «Металлоинвест», Объединенная металлургическая компания, «Роснано», «Росатом», Huawei, НЛМК, ПАО «Северсталь», «Норникель», Mail.ru Group, Micromine и др.
В партнерстве с ОК «Русал» при поддержке Минпромторга и Минобрнауки России в структуре университета создается новый институт — легких материалов и технологий (ИЛМиТ). Деятельность ИЛМиТ сфокусирована на разработке аддитивных технологий, создании новых материалов для высокотехнологичных отраслей и других перспективных направлениях.
Тесное взаимодействие с бизнес-партнерами, а это более 1600 компаний, создает возможность реализации совместных образовательных, научных, инфраструктурных и социальных проектов, стипендиальных и грантовых программ. Наш университет несколько лет подряд является лидером международных рейтингов по критерию «Взаимодействие с работодателями» не только в России, но и мире, набирая 95–100 баллов из ста возможных.
— Как изменились требования к инженерным специальностям, что позволяет вашим выпускникам им соответствовать?
— Современный инженер должен обладать знаниями не только в профессиональной области, но и хорошо разбираться в архитектуре бизнеса, уметь управлять проектами компании, широко использовать возможности цифровых технологий, обладать набором soft skills.
Отмечу, что одним из конкурентных преимуществ отечественного высшего образования является междисциплинарный подход. Именно на стыке различных направлений и дисциплин рождаются уникальные разработки и перспективные решения.
Примером междисциплинарного подхода служит наша новая магистерская образовательная программа «Экосистема больших данных для цифровой трансформации». Обучение основано на практических кейсах от бизнес-партнеров с привлечением к образовательному процессу ведущих специалистов компаний. Со второго года обучения магистранты принимают участие в реализации реальных проектов.
— Нацпроект «Наука» нацелен на привлечение молодых отечественных и иностранных научных кадров. Что будет этому способствовать?
— Да, реализация федерального проекта «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок» предполагает увеличение доли исследователей в возрасте до 35 лет на 25% к 2024 году.
Российская школа традиционно готовит молодых ученых через систему аспирантуры и докторантуры. В 2017 году НИТУ «МИСиС» в соответствии с распоряжением правительства РФ получил право самостоятельно присуждать ученые степени кандидата и доктора наук. Отмечу, что эффективность нашей аспирантуры выросла с 27% в 2015 году до 64% в 2018-м.
Мы фокусируемся на создании условий для подготовки высококвалифицированных кадров для науки и промышленности. На подготовку молодых исследователей, в частности, направлена программа вуза Integrated PhD, которая предназначена тем, кто видит свое призвание в науке и нацелен на академическую карьеру.
Обучение по программе продолжается пять лет (два года в магистратуре и три в аспирантуре) по профилям «Биоматериаловедение», «Аддитивные технологии для производственной отрасли» или «Квантовое материаловедение». Студенты заняты научной работой под руководством ведущих ученых России и мира в наших современных исследовательских лабораториях.
Принцип модульного обучения позволяет сформировать для каждого студента индивидуальный образовательный трек, в соответствии с темой, над которой он работает. Нашими партнерами в рамках программы iPhD являются ведущие научно-исследовательские центры мира, такие как Оксфорд, Технологический институт Карлсруэ, Саутгемптонский университет и др. Это дает молодым исследователям возможность работать в составе международных коллабораций, стать частью мирового академического сообщества.
— Университет участвует в международных проектах MegaScience и научных коллаборациях. Какие практические задачи решают ученые университета?
— Мы уделяем особое внимание развитию сотрудничества с ведущими научно-исследовательскими центрами мира. В 2015 году университет вошел в число участников реализации проектов Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN). В настоящее время вуз является полноправным членом международной коллаборации LHCb на большом адронном коллайдере, а также коллаборации SHiP на ускорителе SPS.
Лидер проекта по поиску скрытых частиц (SHiP), профессор Андрей Голутвин возглавил созданный в 2017 году Центр инфраструктурного взаимодействия и партнерства MegaScience НИТУ «МИСиС».
Наши ученые занимают лидирующие позиции в экспериментах CERN в области создания специальных материалов и перспективных технологий, необходимых для поиска новых физических эффектов. В лабораториях университета разрабатываются новые технологии в области радиационно стойких материалов, детекторов нового поколения, ядерных эмульсий, защитных систем и анализа больших данных.
Совместно с CERN мы разработали образовательную программу «Перспективные решения, технологии, методики и материалы для поиска новых физических эффектов», которая реализуется с привлечением ведущих ученых Европейской организации по ядерным исследованиям и партнерских вузов — университетов Цюриха, Неаполя, Федеральной политехнической школы Лозанны и Имперского колледжа Лондона. В этом году лучшие студенты этой программы получили приглашение на стажировку в CERN с возможностью дальнейшего трудоустройства.
В 2019/20 учебном году программу планируется не только усовершенствовать, но и расширить до уровня магистерской. Эксперименты CERN в области поиска новых частиц требуют передовых инженерных решений, выпускники совместной программы НИТУ «МИСиС» — CERN станут именно теми специалистами, которые смогут осуществить прорыв в этой сфере.
— Отражается ли это сотрудничество на количестве индексируемых публикаций и других достижениях?
— Работа наших ученых в рамках международных коллабораций позволила университету занять лидирующие позиции по количеству и качеству научных публикаций. Общее их количество с 2013 года увеличилось примерно в четыре раза, объем цитирований на одного исследователя — в 12 раз.
Достигнутые результаты стали возможны не только как следствие решения одной из важнейших задач нашего университета — формирования современной научной инфраструктуры и условий для проведения исследований мирового уровня, но и благодаря последовательной реализации принципов академических свобод для наших ученых.