Автомобильно-дорожная сеть Московской области — одна из самых протяженных в России (41 тыс. км) и самая загруженная. Во-первых, из-за маятниковой миграции: свыше 3,2 млн человек ежедневно ездят между областью и Москвой. Во-вторых, в Подмосковье высокая степень автомобилизации: около 2,5 млн машин (33% численности населения) — беспрецедентный показатель по стране, ежегодно автопарк прирастает на 70 тыс. машин. Кроме того, через Подмосковье проходит транзитный транспорт. В связи с этим очень высоки затраты на обслуживание дорог: только за последние три года на их ремонт было потрачено более 80 млрд руб. (протяженность отремонтированных дорог составила более 9 тыс. км, или 23% сети, это самый высокий показатель среди всех субъектов РФ). По мнению специалиста логистической компании «Даксер» Алексея Черкашина, наиболее проблемные дорожные участки — железнодорожные переезды и дороги, проходящие через населенные пункты, где из-за светофоров движение замедляется. Технический директор группы компаний AsstrA Вадим Плотников называет еще одну проблему: «После введения запрета на движение большегрузов по МКАД весь этот поток хлынул на дороги Подмосковья. Сегодня ведется масштабное строительство дорог, путепроводов, эстакад, мостов, развязок, это положительно сказывается на трафике».
Сделано
C 2014 года на территории Московской области построено 22 путепровода на пересечении автодорог с железнодорожными путями в Долгопрудном, Рузе, Одинцово, Домодедово, Химках, Чехове, Ступино, Ногинске, Красногорске, Подольске, Солнечногорске, Павловском Посаде, Раменском. Это позволило ликвидировать одноуровневые железнодорожные пересечения с дорогами.
Андрей Воробьев,
губернатор Московской области
«С 2013 по 2018 год было построено 109 объектов, это и развязки, и путепроводы, и дороги. — В этом году для нас ключевые работы — путепроводы в Балашихе, Реутове, обход Сергиева Посада, в 2020-м — выезды из Дедовска и микрорайона в Одинцово. Наша задача — обеспечить качественное проектирование и развязать самые болезненные точки».
Сегодня строится более 90 дорожных объектов, на которые будет потрачено свыше 680 млрд руб. (в том числе в строительстве находится более 40 региональных дорог протяженностью 57 км — на сумму 80 млрд руб.). Уже в этом году появится свыше 30 новых объектов, в том числе 12 мостов и путепроводов и 11 автодорог общей стоимостью почти 100 млрд руб.
«В Московской области разработана концепция стратегии транспортного развития на 2019–2023 годы. В дальнейшем мы планируем развитие основных транспортных магистралей — вылетных и хордовых направлений. Кроме того, будут построены дороги к точкам роста экономики», — говорит заместитель председателя правительства Московской области Игорь Тресков.
Адресные работы
В этом году, например, будут достроены путепроводы через железную дорогу в подмосковных Балашихе и Реутове. В сентябре 2019-го завершится строительство многоуровневой транспортной развязки на пересечении Ильинского и Волоколамского шоссе в городе Красногорске. Она устранит многокилометровые пробки, которые образуются из-за высокой интенсивности движения на этом участке трассы. Пропускная способность новой развязки превысит 80 тыс. автомобилей в сутки.
В декабре откроют Западный обход Сергиева Посада: на завершающей стадии — открытие автодороги от улицы Загорского до Новоугличского шоссе, путепровода в районе Деулинского переезда над железной дорогой, развязки на пересечении с Новоугличским шоссе и моста через реку Копнинку. Расчетная скорость движения новой четырехполосной трассы — 80 км/ч. В ноябре завершится строительство моста через реку Клязьма по Фабричной улице в Щелково, до конца года также завершится реконструкция Зенинского шоссе со строительством моста через реку Клязьма в Люберцах.
Также начнется расширение выездов из крупных населенных пунктов: заключены контракты на реконструкцию Путилковского шоссе в Красногорске, Октябрьского проспекта в Люберцах, участка Каширского шоссе в Ленинском городском округе; строительство развязки на пересечении с платной дорогой Северный обход в микрорайоне Трехгорка в Одинцово, трассы от Западного объезда в Сергиевом Посаде до микрорайона Конкурсный, автомобильной дороги по улице 43-й Армии в Подольске. От пробок избавят и Химки, где планируется строительство сразу двух развязок на самых проблемных направлениях, а также Балашиху. В ближайших планах подмосковных властей — строительство путепроводов у железнодорожных станций, где пройдут Московские центральные диаметры.
В развитие дорожно-транспортной инфраструктуры региона вкладываются не только бюджетные деньги, но и средства инвесторов. В 2020 году начнется строительство десяти объектов дорожно-транспортной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства. Общий объем инвестиций в проекты составит 40,6 млрд руб. Речь идет, в частности, об автомобильной дороге Виноградово — Болтино — Тарасовка и еще девяти путепроводах. Завершение проекта запланировано на 2021 год.
А в рамках проекта «Быстрые решения» на проблемных перекрестках в подмосковных городах строят дополнительные поворотные и переходно-скоростные полосы, создают перекрестки с круговым движением и заездные карманы. Эти решения позволяют сократить время в пробках в среднем на 30 минут. И, например, организация кругового движения на перекрестках в среднем позволяет на 70% снизить количество ДТП с летальным исходом.
Борьба за жизнь
Пять лет назад статистика по числу погибших в ДТП в Московской области была пугающей. Сказывалась не только интенсивность транспортных потоков, но и высокая средняя скорость движения автомобилей. Работы по комплексному обустройству аварийных дорог вместе с другими мерами дали эффект: за эти годы число погибших в ДТП удалось сократить на 42,7%. В этом году область вошла в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Цель проекта — по итогам года сократить число аварийно-опасных участков на 10%, а количество смертей в ДТП — на 25%. Работы в рамках программы ведутся на 48 дорогах. В первую очередь речь идет о Волоколамском, Носовихинском, Каширском шоссе и дороге Хлебниково — Рогачево. Вдоль региональных дорог запланировано установить свыше 200 км дорожных ограждений и 12 тыс. новых дорожных знаков, построить более 240 км тротуаров.
Безопасные решения
Важным инструментом повышения безопасности дорог в Подмосковье станет развитие линий наружного освещения, что позволит повысить безопасность примерно на 50%. Уже в 2019 году будет построено свыше 320 км линий наружного освещения на 120 участках автодорог (на 10% больше, чем в прошлом году): их, в частности, установят на Каширском, Пятницком, Можайском, Егорьевском и Носовихинском шоссе.
Для повышения безопасности будет развиваться и система фотовидеофиксации нарушений ПДД. Планируется расширить функционал на стационарных комплексах на ста участках дорог. Согласно предварительным оценкам, эти меры позволят снизить смертность в ДТП и от наездов на пешеходов примерно на 30%.
Чужими силами
Положительное воздействие на работу дорожной сети Подмосковья может оказать и реализация инфраструктурных проектов в соседних регионах. «Нагрузка на транспортную систему Московской области из-за роста строительства жилья возрастает, — говорит директор департамента доставки логистической компании ПЭК Сергей Гребенщиков. — Ситуацию способны изменить такие крупные проекты, как международный транспортный маршрут Европа — Западный Китай. Отдельные его участки помогут перераспределить транспортные потоки Московского региона и разгрузить некоторые магистрали Подмосковья».
Но уже сейчас бизнес замечает изменения в транспортной сети региона. «Мы положительно относимся ко всем изменениям, в том числе к появлению платных трасс, которые позволяют ускорять доставку коммерческих грузов, — говорит директор по операциям логистической компании FM Logistic Алексей Бормин. — И мы очень ждем открытия ЦКАД как ключевого объекта инфраструктуры, она позволит существенно разгрузить московские Малое и Большое кольцо, МКАД».
На сайте mtdi.mosreg.ru опубликован полный перечень мест установки стационарных и передвижных комплексов фото- и видеофиксации.