Инструменты , Весь мир ,  
0 

ДМС наполняется технологиями

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Сборы компаний по добровольному медстрахованию (ДМС) обновили шестилетний максимум. Помогло развитие медицинский сервисов — чекапов и телемедицины. На очереди — создание страховщиками экосистем по оказанию медуслуг.

ДМС традиционно считается источником умеренного, но стабильного роста для страхового рынка. Премии в этом сегменте с 2014 года росли ежегодно в среднем на 5–6%, что соответствует уровню медицинской инфляции. Однако в первом полугодии 2019 года объем премий по ДМС взлетел на 11%, до 116 млрд руб., — это около 15,6% всех сборов страховщиков.

Телемедицина в «коробках»

В Банке России объясняют взрывной рост сегмента популярностью программ по защите от тяжелых заболеваний, недорогих программ контроля состояния здоровья (так называемый чекап), а также распространением полисов с франшизой и развитием телемедицины. На росте премий сказался и сезонный спрос на страхование выезжающих за рубеж и страхование от укусов клещей. Например, число выездов в Турцию увеличилось на 40%, в шенгенскую зону для горнолыжного отдыха — на 5–7%.

Отдельно аналитики указывают на роль банковского канала продаж: через банки продаются «коробочные» продукты, говорит управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний агентства RAEX («Эксперт РА») Алексей Янин. «Коробочные» продукты покупают граждане, у которых отсутствует полноценный ДМС и их не до конца устраивает качество программ по ОМС, поясняет глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. В такие продукты часто встраивают услуги по телемедицине. Особенно популярны подобные полисы среди жителей регионов, для них это почти единственная возможность получить онлайн-консультацию врачей из ведущих клиник в России или за рубежом.

По мнению директора Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексея Зубца, причины увеличения страховых премий в ДМС кроются еще и в росте реальных зарплат и повышении платежеспособности бизнеса на волне небольшого, но устойчивого роста экономики. ДМС в отличие от фонда оплаты труда не подлежит налогообложению, что делает финансирование таких программ более интересным для бизнеса, отмечает он.

ДМС классически считается корпоративным продуктом. Согласно статистике ЦБ, премии по договорам с физлицами составляют 14,5%, остальная часть приходится на страхование ИП и юрдиц. При этом средняя премия по ДМС за шесть месяцев 2019 года составила 12,3 тыс. руб., снизившись на 15,9%. Средняя выплата равнялась 3,1 тыс. руб., снизившись в 2,2 раза. Как говорят в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА), снижение средней премии и выплаты связано с ростом доли небольших коллективных договоров. В ЦБ добавляют, что большую роль в снижении выплат и цен на такие полисы играет рост популярности программ с ограниченным наборов рисков, программ диспансеризации, которые не предполагают регулярных посещений врачей в течение года.

Будущее рынка и дальше будет зависеть от программ корпоративного страхования. Как замечает аналитик S&P Виктор Никольский, классическое ДМС имеет очень ограниченные перспективы роста — этот рынок поделен крупными игроками и медицинскими учреждениями. Однако в новых сегментах — чекапах и телемедицине — рост будет продолжаться, в том числе благодаря низкой базе.

Расти будут не только классические страховщики, но и ИТ-сервисные компании. Многие страховщики активно развивают онлайн-продажи ДМС, предлагая различные цифровые медицинские решения: «второе медицинское мнение» — для получения альтернативного заключения по поводу текущего заболевания и лечения, а также различные программы, нацеленные на достижение конкретных результатов с постоянной онлайн-поддержкой коучей (как снизить вес, улучшить свою физическую форму).

Набирают популярность и программы по медицинскому консьержу, в рамках которых предоставляются консультации по оформлению квот, поддержка медицинского юриста, поиск и подбор лекарств. В ВСК также верят в развитие прямых продаж через интернет и мобильные приложения, что отчасти будет способствовать снижению стоимости полиса.

Медицинские экосистемы

В целом аналитики прогнозируют дальнейший рост сегмента ДМС темпами 7–12% в год. Среди клиентов компаний ожидается увеличение доли малых предприятий и купивших полис граждан. В итоге на 8–10% будет прирастать и количество застрахованных по ДМС (по итогам первого полугодия 2019-го держателей таких полисов 9,4 млн человек). Как говорится в исследовании Финансового университета, интерес населения к ДМС по итогам августа вырос на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Спрос на страхование от критических заболеваний увеличился за год на 77%.

В перспективе, как и во всем развитом мире, страховая медицина наравне с автострахованием и страхованием жизни станет одним из основных столпов страхового рынка, считает Алексей Зубец. Во Франции, например, ДМС и страхование от несчастного случая являются самым быстрорастущим сегментом страхового рынка: премии за 2018 год выросли по ним на 5,6%, до €24 млрд. Причем почти половина этой суммы приходится на страхование расходов по уходу за людьми с ограниченными возможностями: больными, стариками, инвалидами. Алексей Зубец считает, что эти услуги будут все более актуальны и в России по мере старения населения.

Медицина станет более персонализированной, будут учитываться индивидуальные особенности каждого пациента, точнее ставиться диагноз, а значит, и лечение будет адресным и более эффективным, говорит руководитель Центра добровольного медицинского страхования ВСК Ольга Фортушина. Практика персонализированного подхода в медицине существенно продвинется по мере появления баз генетических данных пациентов, а также технологий «интернета медицинских вещей» — сети подключенных медицинских устройств, собирающих данные и передающих их в ИТ-систему для дальнейшего анализа. Это носимые устройства, мобильные приложения, смарт-кровати, таблетки, «умные» измерительные устройства.

Игорь Юргенс отмечает, что страховые компании уже движутся к концепции маркетплейсов, когда на одной площадке клиент может получить полный спектр услуг по медицине: вызов врача на дом, заказ лекарств, онлайн-консультацию в режиме реального времени. «Мы называем это экосистемой и видим, что в ближайшие три года это будет нормой на нашем рынке», — говорит он.

В свою очередь, главной угрозой для роста рынка продолжает оставаться снижение платежеспособности бизнеса и населения и, как следствие, сокращение корпоративных и частных бюджетов на медицинское страхование. «При заработной плате 20–30 тыс. руб. и росте цен на коммунальные услуги, продукты и транспорт человеку трудно будет выделить из своего бюджета средства на страховку», — поясняет Ольга Фортушина. «ДМС не является обязательным видом страхования, и для его развития необходимо повышать культуру рынка ДМС и формировать доверие людей к этому виду страхования, проводить законодательные и инфраструктурные изменения для интеграции медицинских информационных систем в единую государственную информационную систему», — предлагает она.

Скачать Содержание
Закрыть