#7 Банковское дело, 27 ноября 2019
Инструменты , Весь мир ,  
0 

Долг маркетплейсом красен

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Зачем банки создают электронные площадки для реализации залогового имущества.

В России начинают развиваться онлайн-сервисы по продаже имущества, которое в качестве непрофильных активов перешло на баланс банков из-за неисполнения заемщиками своих обязательств по кредитам. Причем речь идет не столько о заводах, самолетах и сельхозугодьях, сколько о более интересных для широкой аудитории квартирах, дачах и автомобилях. Как утверждает председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова, в случае с жильем такая схема дает возможность существенно дисконтировать его стоимость: «Особенно это касается введенных в эксплуатацию ЖК, когда собственнику приходится содержать и обслуживать объект за свой счет». Действительно, по отдельным лотам банки предоставляют специальные скидки до 20%, а также льготные условия по кредитам на покупку «непрофиля».

В августе масштабное освоение этого сегмента начал ВТБ, запустив сайт КомиссиON, ставший начальным этапом в формировании полноценной площадки по реализации непрофильных активов. В ноябре Сбербанк заявил о модернизации своих сервисов — «Портала DA», где представлены реализуемые Сбербанком непрофильные и залоговые активы, и агрегатора данных о банкротах Bankro.TECH, которые в своем первоначальном виде начали работать еще в прошлом году. К обновлению электронной площадки по продаже «непрофиля» недавно приступило Агентство по страхованию вкладов (АСВ). На площадке Lot-online Российского аукционного дома размещают информацию о продаже изъятых залогов Росбанк и тот же Сбербанк.

От «доски объявлений» до элемента экосистемы

Для реализации непрофильных активов и выбора подходящих покупателю вариантов из их числа пока нет четко структурированной системы. По данным Сбербанка, сегодня в России существует около 500 площадок, где размещается информация о «непрофиле», что затрудняет поиски, осложняет процессы ценообразования и взаимодействия между продавцом и потенциальным инвестором.

Как считает руководитель департамента розничного взыскания ВТБ Евгений Новиков, большинство работающих сегодня площадок представляют собой просто электронные доски объявлений, на которых размещена информация об экспонируемых объектах недвижимости или автомобилях. По такому же принципу созданы профильные странички на сайтах почти у каждого банка. Представитель ВТБ считает, что в этом плане предложение существенно отстает как от запросов рынка, так и от современных финансовых технологий.

ВТБ намерен в течение ближайшего года заполнить существующий на рынке пробел, превратив проект КомиссиON в полноценный маркетплейс с расширенным функционалом и полностью цифровым клиентским опытом. Сейчас на площадке размещается полная информация о непрофильном имуществе банка и партнеров (фотографии объектов, их краткое описание, стоимость лота, понятная история его существования и владения). Первым шагом в развитии проекта по реализации «непрофиля» стало добавление опции полного сопровождения представленных на площадке объектов в контакт-центре банка, а также возможность подать заявку на их покупку. На сайте есть кросс-ссылки на банковские продукты, которые могут понадобиться при приобретении того или иного предмета, — ипотеку, страхование, авто— и потребкредитование. Здесь же можно оформить онлайн-заявку. «Пока это, можно сказать, начальный этап развития ресурса, — признается Евгений Новиков. — В ближайшее время будет запущен сервис электронной регистрации сделок по покупке недвижимости, что даст возможность осуществлять всю операцию дистанционно».

Следующим шагом станет создание раздела для формирования «лучшего предложения», где покупатели смогут побороться за наиболее привлекательные активы, рассказывают разработчики платформы. В итоге функционал расширится до полноценного электронного аукциона с опцией совершения сделок «под ключ», предоставлением кредитного плеча и возможностью электронной регистрации прав на недвижимость. Маркетплейс будут делать открытым для всего рынка: обеспечат доступ как для профучастников рынка — банков, инвесторов, так и для покупателей-физлиц. С рядом игроков рынка уже есть предварительные договоренности.

«Задача — упростить клиентский путь не только в отношении покупки объекта по сниженной стоимости, но и в плане его дальнейшей эксплуатации. ВТБ планирует значительно расширить функционал площадки в 2020 году и создать полностью цифровой клиентский опыт, предложив услуги по самой сделке, оценке, регистрации имущества, переезду, обслуживанию купленной квартиры, автоматизации работы управляющей компании, ТСЖ, заказу мелких услуг для дома, ремонта и пр.», — говорят в банке.

При этом не все игроки сегодня готовы продавать непрофильные активы физическим лицам. Подразделение по работе с просроченной задолженностью Росбанка не проводит уступку залоговых активов через электронные площадки и аудитории b2c, говорит заместитель директора департамента по работе с просроченной задолженностью Евгений Сеньковский. По его словам, продажа розничного портфеля проходит через внутреннюю торговую площадку. Уступка проводится юридическим лицам через тендерную процедуру и аукцион. «Сейчас для нас данный вариант является оптимальным с точки зрения как стоимости, так и чистоты сделки», — уточняет банкир.

Квадратные метры и другое

Между тем продавать на электронных площадках есть что. На балансах отечественных банков сегодня находятся непрофильные активы на сумму более 2,6 трлн руб., уточняют в пресс-службе Сбербанка, ссылаясь на публичные данные. Розничные непрофильные активы большинства банков на 90% состоят из жилой недвижимости, оценивает Евгений Новиков. Остальное — это машины, коммерческая недвижимость, земля, оборудование, материалы, ценные бумаги.

В то же время банки видят интерес, который проявляют к непрофильным активам инвесторы и частные покупатели. Ведущие игроки отвечают на этот запрос, создавая специальные онлайн-сервисы. «Для реализации непрофильных и залоговых активов в Сбербанке работает электронная площадка Distressed Assets («Портал DA»). На портале реализуется залоговое имущество нашего и других банков, арбитражные управляющие размещают имущество банкротов. Кроме того, нам начали поступать заявки от бизнеса, который просит разместить на «Портале DA» свои б/у-активы», — рассказывает начальник управления принудительного взыскания и банкротства Сбербанка Евгений Акимов.

Выбор лотов достаточно широкий. На площадке DA сегодня размещено 6,2 тыс. активов (коммерческой и жилой недвижимости, производственных предприятий, автотранспорта, спецтехники и пр.), а также зарегистрировано 3,5 тыс. профессиональных инвесторов. Стоимость выставленных на торги непрофильных активов на портале превышает 200 млрд руб.

В прошлом году ВТБ, по данным банка, уже реализовал непрофильные активы только по рознице и малому бизнесу на 5 млрд руб. В банке подчеркивают, что этот проект во многом ориентирован на b2c-сегмент и малый бизнес — ресурс объединяет более 3 тыс. объектов по всей стране: квартиры, апартаменты, дома, таунхаусы, земельные участки, автомобили, спецтехнику, оборудование. В течение ближайшего года в банке планируют существенно увеличить количество выставленных лотов, в том числе за счет других игроков рынка.

На балансе АСВ, по словам Андрея Дерябина, сегодня находятся непрофильные активы 450 финансовых организаций (банков, негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний), которые были санированы или лишились лицензий. Хотя точного объема он не называет.

В последнее время банки стали гораздо более дисциплинированно относиться к непрофильным активам, и электронные площадки — удобный инструмент для их реализации, отмечает директор департамента городской недвижимости международной брокерско-консалтинговой компании Knight Frank Андрей Соловьев. Евгений Новиков добавляет, что реализуемое имущество (особенно если банк крупный и с именем) в подавляющем большинстве случаев прошло через юридические фильтры и имеет повышенные гарантии в плане прозрачности своей истории.

Аналогичное мнение высказывают представители юридических и оценочных компаний. «Приобретение у банков квартир, дач, машин и прочего имущества, которое для кредитных организаций является «проблемкой», для покупателя на самом деле может стать самой безопасной с юридической точки зрения покупкой. Также безопасно покупать активы компаний, находящихся в процедуре банкротства», — следует из слов директора департамента корпоративного права юридической компании РКТ Елены Кравцовой. Ирина Доброхотова считает, что легче и быстрее всего на электронных площадках продаются «кредитные» автомобили. Чуть сложнее — земельные участки и недвижимость.

Таким образом, создание сервисов по продаже непрофильных активов для крупных российских банков постепенно становится не неким побочным продуктом, а частью формируемых экосистем. «Наряду с другими ведущими банками мы создаем экосистемы в первую очередь в интересах потребительской аудитории, предлагая клиентам онлайн в режиме личного кабинета целый комплекс банковских и небанковских продуктов и услуг», — резюмирует Евгений Новиков.

Инновации Голос робота: как речевые технологии помогают банкам и их клиентам
Содержание
Закрыть