По данным опубликованного недавно отчета международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG), в 2010–2018 годах в России наблюдался «феноменальный», почти тридцатикратный рост числа безналичных карточных транзакций — с 5,8 до 172 раз в год на человека. При этом технологии NFC (near field communication — коммуникации ближнего поля), позволяющие осуществлять моментальные платежи простым прикосновением банковских карт и смартфонов к считывающим ридерам, очень быстро завоевали российскую потребительную аудиторию. Сегодня, как отмечает старший эксперт практики управленческого консалтинга для финансовых институтов Accenture в России Мария Гусева, уже более половины всех безналичных операций в нашей стране совершается бесконтактно.
Перспективы рынка
Доля скептиков, с опасением относящихся к бесконтактным платежам, сегодня стремится к нулю, говорит руководитель департамента эквайринга, вице-президент ВТБ Алексей Киричек: «Период фобии относительно нового способа оплаты уже давно прошел. NFC-технологии стали настоящим драйвером для роста безналичных платежей в России. Причем колоссальный прирост дает аудитория потребителей, которые привязали свои банковские карты к смартфонам». В том же отчете BCG отмечается, что Россия стала мировым лидером по числу платежных операций с помощью банковских карт, интегрированных в мобильные устройства. Авторы отчета объясняют это тем, что российские потребители лучше воспринимают новые технологии, поскольку «во многих аспектах жизни свободны от унаследованных традиций» и «смогли «перепрыгнуть» сразу через несколько этапов».
Мест, где нельзя было бы расплатиться бесконтактным способом, в России становится все меньше. По данным ВТБ, доля розничных точек, не установивших у себя POS-терминалы с функцией NFC, сократилась за последние три года с 30 до 12% в общем объеме. На них приходится всего 3% торгового оборота. При этом в целом по экономике оборот бизнесов, принимающих только наличные, составляет примерно 10% от расходов физлиц.
Впрочем, Алексей Киричек считает, что такое положение дел сохранится недолго: «Вопрос «тотального эквайринга» — дело максимум ближайших двух лет. Отсутствие платежных терминалов — осознанное решение отдельных продавцов, которые намеренно не хотят идти в безналичный оборот, желая сохранить «серый» кеш и уходить от налогов. Однако законодательство меняется, оставляя для таких субъектов все меньше лазеек. Онлайн-фискализация, внедрение облачных касс со встроенным эквайрингом для магазинов — все это неминуемо заставит продавцов выйти из тени». По статистике Банка России, в стране установлено около 3 млн POS-терминалов. Если соотносить с данными ФНС, то нужно еще около 1,5 млн терминалов, чтобы все торговые точки могли принимать безналичную оплату, подсчитал топ-менеджер ВТБ.
В свою очередь, несколько лет назад Visa и Mastercard выдвинули предварительные требования к российским банкам: выпускать только карты с поддержкой «бесконтакта». Visa уже ввела новые правила минувшей весной, Mastercard отсрочила их до апреля 2021-го.
Росту «безнала» способствует и развитие платежных решений, предлагаемых мировыми технологическими гигантами. «На рынке OEM Pay появляется все больше крупных игроков. Вслед за GPay, Apple Pay и Samsung Pay идет Garmin Pay. На подходе Mir Pay, Huawei Pay. Начинают появляться альтернативные носители-гаджеты — более дешевые по сравнению со смартфонами брелоки, браслеты, фитнес-трекеры, часы. Что интересно потребителю, то и будет популярно», — говорит директор по информационным технологиям компании «НоваКард» (производитель платежных карт) Алексей Ковалев.
По мнению заместителя генерального директора группы компаний «Программный продукт» Тимура Аитова, различные сервисы на базе NFC сегодня становятся дополнительным инструментом с точки зрения конкуренции за клиентов на финансовом рынке: «Внедрение «бигтехов» в пространство платежей заставляет банки еще активнее развивать на своей стороне платежные технологии и сопутствующие сервисы. На российском рынке здесь хорошо проявляет себя, к примеру, ВТБ, который активно участвует в проектах по бесконтактной оплате проезда в транспорте».
Драйверы роста
Установка бесконтактных платежей на транспорте — мощный драйвер роста безналичного денежного оборота в России. Сегодня оплатить банковской картой с поддержкой NFC или смартфоном с функцией Pay можно проезд в метро, автобусе, троллейбусе в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани и других городах. Проекты реализуются региональными транспортными компаниями совместно с банками и платежными системами. В наземном транспорте Москвы доступна оплата проезда с помощью бесконтактных банковских карт, а также смартфонов с функцией бесконтактной оплаты.
В столичном метро и на Московском центральном кольце работают карты платежных систем Mastercard, Visa, UnionPay и «Мир». По данным ВТБ (банк осуществляет эквайринг процесса и предоставляет свои технологии для обеспечения бесконтактных операций), в сентябре этого года в среднем в день в московской подземке было зафиксировано около 300 тыс. проходов по банковским картам. Для сравнения: на начальной стадии проекта в мае нынешнего года этот показатель равнялся 6–7 тыс.
По словам Алексея Киричека, если на первых этапах внедрения на транспорте бесконтактные системы устанавливались только в кассах и билетоматах, то в последнее время реализуется все больше турникетных проектов, когда сумма за проезд списывается непосредственно с карты при прикосновении к ридеру на пропускном устройстве или валидаторе: «Один из первых турникетных проектов мы реализовали на «Аэроэкспрессе». Хотя наши опросы показали, что до сих пор не все пассажиры знают, что на пути в аэропорт или обратно не обязательно покупать билет — на выходе всегда есть вся линия турникетов, через которые можно пройти с помощью банковской карты». По мнению эксперта, следующим сегментом, где бесконтактные платежи получат широкое распространение, станут платные автодороги и вендинговые аппараты.
Потенциальная конкуренция
С появлением в стране Системы быстрых платежей (СБП) стали возможны расчетные операции по динамическому QR-коду. Эксперты считают, что технология составит хорошую конкуренцию бесконтактным платежам. «В перспективе этот способ может стать альтернативой карточным NFC-платежам в рознице, если ретейлеры начнут активно предлагать его своим клиентам, чтобы получить выигрыш в стоимости приема таких платежей. Этому будут способствовать более низкие тарифы на переводы через СБП по сравнению и с платой за эквайринг, и с затратами на инкассацию наличных», — говорит Мария Гусева. Платежи по QR-коду, по ее словам, в первую очередь могут занять те ниши, где не работают традиционные карточные платежи: чаевые, пожертвования и прочие сборы средств с2с, и упростить межбанковские переводы по реквизитам.
В конце октября банковский сервис CloudTips для безналичных чаевых, донатов и адресных пожертвований, который работает на основе QR-кода, запустил Тинькофф Банк совместно с CloudPayments. «Сервис позволяет перечислять безналичные чаевые в любых сферах услуг, где они могут быть востребованы: официантам, барменам, парикмахерам, таксистам, курьерам, делать адресные пожертвования уличным музыкантам и артистам. На следующем этапе развития с помощью сервиса можно будет отправлять донаты стримерам и проводить краудфандинг», — сообщили в пресс-службе банка. Сразу два аналогичных сервиса с несколько разным функционалом сейчас разрабатывает ВТБ, рассказал Алексей Киричек. Банк уже начал подключать клиентов к сервису приема бесконтактных платежей на смартфонах. Это мобильное приложение SoftPOS, которое полностью заменит классический POS-терминал. Банк обеспечит эквайринговое обслуживание данной платформы для самозанятых россиян и предприятий микробизнеса. Теперь они смогут принимать оплату за предоставляемые услуги, не приобретая специальное оборудование.
ВТБ также стал одним из первых банков, который в тестовом режиме в августе совместно с «М.Видео-Эльдорадо» запустил проект оплаты покупок по QR-коду через СБП. «При оформлении покупки сумма к оплате вводится на кассовом аппарате, банк передает эти данные в Национальную систему платежных карт (НСПК), которая генерирует уникальный QR-код. Клиент через мобильное приложение своего банка, подключенного к СБП, сканирует этот код на эквайринговом терминале и подтверждает оплату, после чего деньги моментально поступают на счет ретейлера», — объяснили в ВТБ. Месяцем позднее аналогичные операции в формате с2b были проведены банком «Русский стандарт» в мобильных приложениях банков ПСБ и СКБ Банк.
Технология с QR-кодом привлекательна для самих торговцев, соглашается Тимур Аитов: «Но при этом там, к примеру, сложнее, чем в картах, встраивать бонусные программы и кешбэки, к которым привыкли российские потребители. Технология более хлопотная, чем привычный «бесконтакт», поскольку нужно каждый раз активировать мобильное приложение в смартфоне, считывать код и пр.».
Как говорит Алексей Киричек, в любом случае оплата по QR-коду — это тоже эквайринговая технология, которая будет способствовать росту безналичных расчетов. «Данный сервис гораздо проще и удобнее для операций микропредприятий», — отмечает он.
По мнению Алексея Ковалева, в будущем все материальные платежные носители могут заменить биометрические технологии, когда платеж будет списываться путем аутентификации человека, например по лицу или голосу. «Присущие человеку биометрические данные всегда при нем. Но в этой технологии есть и большая опасность для пользователя из-за создания централизованной базы по хранению персональных биометрических данных. Еще предстоит до конца оценить все возможные риски», — предупреждает эксперт.