Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Экспорт по новым стандартам

Фото: Пресс-служба губернатора и правительства Ленобласти
Фото: Пресс-служба губернатора и правительства Ленобласти
Аккумулирование федеральных и региональных мер поддержки предпринимателей позволяет Ленинградской области достичь опережающих темпов роста несырьевого экспорта.

Прогнозы по достижению Ленинградской областью объемов несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) сбываются: до конца текущего года целевой показатель составляет $2,65 млрд руб. За девять месяцев он уже вышел на уровень $1,89 млрд.

По итогам 2024 года объем ННЭ должен достичь уже $4,42 млрд. В рамках этой категории рекордными темпами растет экспорт продукции АПК: за девять месяцев 2019 года он составил $220 млн, что на 50% больше, чем в аналогичном периоде 2018 года. К 2024 году же власти области рассчитывают нарастить объем экспорта сельхозпродукции вдвое, до $496 млн.

Несырьевое лидерство

По итогам девяти месяцев 2019 года, по данным Российского экспортного центра (РЭЦ), Ленинградская область заняла 13-е место среди регионов РФ по объему экспорта и стабильно удерживает вторую позицию в СЗФО. Совокупные зарубежные поставки составили $4,96 млрд, или 1,6% всего российского экспорта. В структуре экспорта с заметным отрывом лидирует топливо: на него приходится 58,17%, при этом регион остается одним из лидеров по доле несырьевых неэнергетических товаров в экспорте: она составляет 38,28%.

Крупнейшими товарными группами являются каучук и резинотехнические изделия, древесина и продукция деревообработки, бумага и картон, черные металлы, удобрения, табак, продукты органической химии; на прочие группы приходится 11,34%. Основными торговыми партнерами Ленобласти выступают Нидерланды ($0,72 млрд), Финляндия ($0,51 млрд), Китай ($0,49 млрд), а всего участники ВЭД экспортировали товары в 136 стран мира.

В борьбе за зарубежные рынки производители пытаются занять все возможные ниши. «Мы сегодня поставляем продукцию птицеводства в несколько стран. Например, куриные лапки — в Гонконг и Вьетнам, куриные субпродукты — в страны Африки (Египет и Габон), яйца — в Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар. Хлебобулочные изделия — в Великобританию, Финляндию и Израиль, рыбное филе — в Швейцарию, растворимый кофе — в Великобританию, Чехию, Турцию, Иран, Монголию. Электронные сигареты, заменители табака — в Филиппины, Нидерланды, Польшу, Сербию, Турцию, Тайвань, Иорданию, Италию, Данию, Германию, Швейцарию, Канада. Кроме того, в 2019 году ООО «Галактика» получило аккредитацию на экспорт молочной продукции в Китай. В ближайшее время предприятием планируется пробная поставка ультрапастеризованного молока и молочных коктейлей», — перечислял губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в октябре на агропромышленной выставке «Золотая осень». Новыми перспективными направлениями могут стать рынок рыбных консервов, а также поставки молочной продукции в страны СНГ и Северной Европы.

Впрочем, развитие экспорта силами одного региона невозможно, так как важнейшим фактором является интеграция бизнеса в мировые цепочки создания стоимости, указывает профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г.В. Плеханова Константин Ордов. «Это же обстоятельство предопределяет желание бизнеса развиваться в регионах с развитой транспортной и деловой инфраструктурой. Такие регионы, как Ленобласть, могут создавать дополнительный положительный эффект от федеральных инвестиций в развитие железных дорог, портового сообщения», — полагает он.

Нацпроект совместными усилиями

Ленобласти в числе других регионов также предстоит внести и свой вклад в реализацию нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», ключевыми целями которого является увеличение к 2024 году объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров до $250 млрд в год, объема экспорта продукции АПК — до $45 млрд, а объема экспорта услуг — до $100 млрд.

«Основные усилия федеральных властей будут сосредоточены на создании экспортно ориентированной инфраструктуры и системы продвижения российской продукции и услуг на внешних рынках, снятии торговых и административных барьеров, снижении логистических издержек», — отмечает доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ имени Г.В. Плеханова Максим Соколов, при этом «усиление роли региональных властей будет происходить не только в рамках реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», но и нацпроекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Должны быть разработаны и реализованы в регионах принципы «Регионального экспортного стандарта 2.0», сформирована единая региональная и зарубежная сеть экспортных центров, указывает эксперт.

Ключевыми направлениями акселерации бизнеса станут образовательные, партнерские программы и проекты на базе инфраструктуры РЭЦ. В рамках этой работы Ленобласть стала одним из 11 пилотных регионов, где в этом году начали внедрять новую систему поддержки бизнеса в рамках «Регионального экспортного стандарта 2.0».

«Ленинградская область на протяжении последних шести лет экспортирует производимую продукцию в половину стран мира. Новый стандарт — это стимул не останавливаться, помогать бизнесу, ориентированному на экспорт, и развивать линейку экспортной продукции», — заявил, подписывая соглашение, глава региона. В рамках реализации стандарта в Ленобласти был составлен реестр экспортеров, в который попали 560 организаций. На сопровождении по выводу продукции на внешние рынки сейчас находится 73 компании, работающие по 33 экспортным контрактам на различных стадиях. Предполагается, что в 2019 число экспортеров-субъектов МСП несырьевого экспорта вырастет на 10%, до 370, а в 2024 составит уже 672.

Центр поддержки

В мае 2019 года в регионе при областном Центре развития промышленности (АНО «ЦРП ЛО») был создан Центр поддержки экспорта (ЦПЭ). Он выступает провайдером широкого спектра мер стимулирования внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день малые и средние предприятия Ленобласти могут получить 26 мер поддержки, 19 из которых предоставляет непосредственно ЦПЭ. Услуги центра включают в себя индивидуальное консультирование по вопросам ведения экспортной деятельности, экспортный аудит, акселерационные программы, сертификацию и стандартизацию. Предприниматели могут рассчитывать также на помощь в переводе маркетинговых материалов на иностранные языки, создании сайтов, организации участия в выставках и размещении на таких международных e-commerce площадках, как Alibaba.com, Europages.com, BBP. Государство обеспечивает экспертизу и сопровождение экспортных контрактов, содействие в правовой охране за рубежом объектов интеллектуальной собственности и размещение в каталоге экспортеров Ленобласти.

В этом году 90 представителей 48 компаний Ленобласти прошли обучение в «Школе экспорта РЭЦ», а в ноябре была запущена пилотная пятимесячная акселерационная программа для подготовки предприятий к выходу на немецкий рынок, организованная в партнерстве с консалтинговыми компаниями из Германии. Предпринимателей ознакомят с условиями работы с торговыми сетями Германии и оплатят 80% от стоимости экспертизы контрактов и международной сертификации на сумму до 1 млн руб. По расчетам организаторов, не менее 40% участников заключат по итогам программы экспортные контракты.

Компании МСП также могут получить федеральные дотации для размещения на международных электронных торговых площадках. Стоимость такой процедуры, по данным ЦПЭ, колеблется в диапазоне $1,3–5,9 тыс. в год, при этом компании могут возместить до 80% затрат.

«Благодаря Центру поддержки экспорта мы получаем всестороннее бесплатное консультационное сопровождение от РЭЦ, участвуем в семинарах «Школы экспорта», получили сертификат и право использования товарного знака «made in Russia», — рассказывает руководитель отдела маркетинга производственной компании «РусКомПолимер» (торговая марка Vatex) Александр Каретников. Компания занимается разработкой и производством емкостного, гальванического и вентиляционного оборудования для химической и нефтяной промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д. При поддержке ЦПЭ компания получила возможность экспонироваться на международной выставке в Казахстане, приняла участие в бизнес-миссиях в Малайзию и Вьетнам.

«Мы получили поддержку в проведении международной выставке в Норвегии. На данный момент мы готовимся к проведению сертификации, что является достаточно трудоемким и дорогостоящим процессом и также планируем получить помощь от ЦПЭ ЛО в решении данного вопроса», — делится опытом своей компании генеральный директор ООО «Теплоблоки Северо-Запад» Елена Бухарбаева. Компания занимается производством теплоэффективных стеновых блоков для индивидуального строительства.

Заместитель генерального директора ООО «Ховеркрафт» (занимается проектированием и производством катеров и судов на воздушной подушке) Юрий Проценко основную пользу, которую ЦПЭ может принести экспортерам, видит в организации коллективного участия в зарубежных выставках с общим стендом для малых предприятий. «Сами мы не решимся, да и дорого по одному ездить. А так и переводчик общий, и прочие выставочные расходы. Такой своего рода вожатый для пионеров», — говорит Юрий Проценко.

Системные меры

В 2019 году у экспортеров из числа малых и средних предприятий также появилась возможность компенсировать до 90% затрат на внешнеэкономическую деятельность. В ноябре были одобрены заявки 11 субъектов МСП — экспортеров на общую сумму 10,2 млн руб. Объем предоставленной финансовой поддержки предприятиям варьируются от 41,6 тыс. руб. до 1,6 млн руб. Это производители изделий из бумаги и картона, охлажденного мяса, торфа, лакокрасочные производства и лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия, предприятия, впускающие сельхозоборудование и готовые корма. География их поставок — от Финляндии до Гонконга.

При этом компания, получившая субсидию, должна будет продемонстрировать эффективность использования полученных средств — заключить как минимум один экспортный контракт и увеличить не менее чем на 5% выручку или не менее чем на 3% среднемесячную заработную плату сотрудникам.

Также по результатам отбора Минпромторга 13 экспортно ориентированных производителей из Ленобласти, разработавших корпоративные программы повышения конкурентоспособности, получат господдержку в виде льготных займов в рамках федерального и регионального проектов «Промышленный экспорт» нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». «Все представленные от предприятий Ленинградской области заявки одобрены Министерством промышленности и торговли России. Уверен, что эта поддержка станет для наших производителей хорошим стимулом для дальнейшего развития экспортной деятельности», — отметил Александр Дрозденко. Участники программы смогут получать экспортные кредиты коммерческих банков по ставкам в размере от 3 до 4,5% базовой ставки при условии ежегодного увеличения объемов экспортной выручки до 2024 года. Общая сумма заявок на финансирование проектов компаний Ленобласти составила более 20 млрд руб.

Решения Льготы точной настройки
Содержание
Закрыть