Экспорт по новым стандартам
Материалы выпуска
Скачок в рейтинге: как теплеет бизнес-климат на Северо-Западе Инструменты «В работе с бизнесом важен баланс ручного управления и технологий» Компетенция Экспорт по новым стандартам Рынок Льготы точной настройки Решения
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Экспорт по новым стандартам

Аккумулирование федеральных и региональных мер поддержки предпринимателей позволяет Ленинградской области достичь опережающих темпов роста несырьевого экспорта.
Фото: Пресс-служба губернатора и правительства Ленобласти

Прогнозы по достижению Ленинградской областью объемов несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) сбываются: до конца текущего года целевой показатель составляет $2,65 млрд руб. За девять месяцев он уже вышел на уровень $1,89 млрд.

По итогам 2024 года объем ННЭ должен достичь уже $4,42 млрд. В рамках этой категории рекордными темпами растет экспорт продукции АПК: за девять месяцев 2019 года он составил $220 млн, что на 50% больше, чем в аналогичном периоде 2018 года. К 2024 году же власти области рассчитывают нарастить объем экспорта сельхозпродукции вдвое, до $496 млн.

Несырьевое лидерство

По итогам девяти месяцев 2019 года, по данным Российского экспортного центра (РЭЦ), Ленинградская область заняла 13-е место среди регионов РФ по объему экспорта и стабильно удерживает вторую позицию в СЗФО. Совокупные зарубежные поставки составили $4,96 млрд, или 1,6% всего российского экспорта. В структуре экспорта с заметным отрывом лидирует топливо: на него приходится 58,17%, при этом регион остается одним из лидеров по доле несырьевых неэнергетических товаров в экспорте: она составляет 38,28%.

Крупнейшими товарными группами являются каучук и резинотехнические изделия, древесина и продукция деревообработки, бумага и картон, черные металлы, удобрения, табак, продукты органической химии; на прочие группы приходится 11,34%. Основными торговыми партнерами Ленобласти выступают Нидерланды ($0,72 млрд), Финляндия ($0,51 млрд), Китай ($0,49 млрд), а всего участники ВЭД экспортировали товары в 136 стран мира.

В борьбе за зарубежные рынки производители пытаются занять все возможные ниши. «Мы сегодня поставляем продукцию птицеводства в несколько стран. Например, куриные лапки — в Гонконг и Вьетнам, куриные субпродукты — в страны Африки (Египет и Габон), яйца — в Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар. Хлебобулочные изделия — в Великобританию, Финляндию и Израиль, рыбное филе — в Швейцарию, растворимый кофе — в Великобританию, Чехию, Турцию, Иран, Монголию. Электронные сигареты, заменители табака — в Филиппины, Нидерланды, Польшу, Сербию, Турцию, Тайвань, Иорданию, Италию, Данию, Германию, Швейцарию, Канада. Кроме того, в 2019 году ООО «Галактика» получило аккредитацию на экспорт молочной продукции в Китай. В ближайшее время предприятием планируется пробная поставка ультрапастеризованного молока и молочных коктейлей», — перечислял губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в октябре на агропромышленной выставке «Золотая осень». Новыми перспективными направлениями могут стать рынок рыбных консервов, а также поставки молочной продукции в страны СНГ и Северной Европы.

Впрочем, развитие экспорта силами одного региона невозможно, так как важнейшим фактором является интеграция бизнеса в мировые цепочки создания стоимости, указывает профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г.В. Плеханова Константин Ордов. «Это же обстоятельство предопределяет желание бизнеса развиваться в регионах с развитой транспортной и деловой инфраструктурой. Такие регионы, как Ленобласть, могут создавать дополнительный положительный эффект от федеральных инвестиций в развитие железных дорог, портового сообщения», — полагает он.

Нацпроект совместными усилиями

Ленобласти в числе других регионов также предстоит внести и свой вклад в реализацию нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», ключевыми целями которого является увеличение к 2024 году объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров до $250 млрд в год, объема экспорта продукции АПК — до $45 млрд, а объема экспорта услуг — до $100 млрд.

«Основные усилия федеральных властей будут сосредоточены на создании экспортно ориентированной инфраструктуры и системы продвижения российской продукции и услуг на внешних рынках, снятии торговых и административных барьеров, снижении логистических издержек», — отмечает доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ имени Г.В. Плеханова Максим Соколов, при этом «усиление роли региональных властей будет происходить не только в рамках реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», но и нацпроекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Должны быть разработаны и реализованы в регионах принципы «Регионального экспортного стандарта 2.0», сформирована единая региональная и зарубежная сеть экспортных центров, указывает эксперт.

Ключевыми направлениями акселерации бизнеса станут образовательные, партнерские программы и проекты на базе инфраструктуры РЭЦ. В рамках этой работы Ленобласть стала одним из 11 пилотных регионов, где в этом году начали внедрять новую систему поддержки бизнеса в рамках «Регионального экспортного стандарта 2.0».

«Ленинградская область на протяжении последних шести лет экспортирует производимую продукцию в половину стран мира. Новый стандарт — это стимул не останавливаться, помогать бизнесу, ориентированному на экспорт, и развивать линейку экспортной продукции», — заявил, подписывая соглашение, глава региона. В рамках реализации стандарта в Ленобласти был составлен реестр экспортеров, в который попали 560 организаций. На сопровождении по выводу продукции на внешние рынки сейчас находится 73 компании, работающие по 33 экспортным контрактам на различных стадиях. Предполагается, что в 2019 число экспортеров-субъектов МСП несырьевого экспорта вырастет на 10%, до 370, а в 2024 составит уже 672.

Центр поддержки

В мае 2019 года в регионе при областном Центре развития промышленности (АНО «ЦРП ЛО») был создан Центр поддержки экспорта (ЦПЭ). Он выступает провайдером широкого спектра мер стимулирования внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день малые и средние предприятия Ленобласти могут получить 26 мер поддержки, 19 из которых предоставляет непосредственно ЦПЭ. Услуги центра включают в себя индивидуальное консультирование по вопросам ведения экспортной деятельности, экспортный аудит, акселерационные программы, сертификацию и стандартизацию. Предприниматели могут рассчитывать также на помощь в переводе маркетинговых материалов на иностранные языки, создании сайтов, организации участия в выставках и размещении на таких международных e-commerce площадках, как Alibaba.com, Europages.com, BBP. Государство обеспечивает экспертизу и сопровождение экспортных контрактов, содействие в правовой охране за рубежом объектов интеллектуальной собственности и размещение в каталоге экспортеров Ленобласти.

В этом году 90 представителей 48 компаний Ленобласти прошли обучение в «Школе экспорта РЭЦ», а в ноябре была запущена пилотная пятимесячная акселерационная программа для подготовки предприятий к выходу на немецкий рынок, организованная в партнерстве с консалтинговыми компаниями из Германии. Предпринимателей ознакомят с условиями работы с торговыми сетями Германии и оплатят 80% от стоимости экспертизы контрактов и международной сертификации на сумму до 1 млн руб. По расчетам организаторов, не менее 40% участников заключат по итогам программы экспортные контракты.

Компании МСП также могут получить федеральные дотации для размещения на международных электронных торговых площадках. Стоимость такой процедуры, по данным ЦПЭ, колеблется в диапазоне $1,3–5,9 тыс. в год, при этом компании могут возместить до 80% затрат.

«Благодаря Центру поддержки экспорта мы получаем всестороннее бесплатное консультационное сопровождение от РЭЦ, участвуем в семинарах «Школы экспорта», получили сертификат и право использования товарного знака «made in Russia», — рассказывает руководитель отдела маркетинга производственной компании «РусКомПолимер» (торговая марка Vatex) Александр Каретников. Компания занимается разработкой и производством емкостного, гальванического и вентиляционного оборудования для химической и нефтяной промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д. При поддержке ЦПЭ компания получила возможность экспонироваться на международной выставке в Казахстане, приняла участие в бизнес-миссиях в Малайзию и Вьетнам.

«Мы получили поддержку в проведении международной выставке в Норвегии. На данный момент мы готовимся к проведению сертификации, что является достаточно трудоемким и дорогостоящим процессом и также планируем получить помощь от ЦПЭ ЛО в решении данного вопроса», — делится опытом своей компании генеральный директор ООО «Теплоблоки Северо-Запад» Елена Бухарбаева. Компания занимается производством теплоэффективных стеновых блоков для индивидуального строительства.

Заместитель генерального директора ООО «Ховеркрафт» (занимается проектированием и производством катеров и судов на воздушной подушке) Юрий Проценко основную пользу, которую ЦПЭ может принести экспортерам, видит в организации коллективного участия в зарубежных выставках с общим стендом для малых предприятий. «Сами мы не решимся, да и дорого по одному ездить. А так и переводчик общий, и прочие выставочные расходы. Такой своего рода вожатый для пионеров», — говорит Юрий Проценко.

Системные меры

В 2019 году у экспортеров из числа малых и средних предприятий также появилась возможность компенсировать до 90% затрат на внешнеэкономическую деятельность. В ноябре были одобрены заявки 11 субъектов МСП — экспортеров на общую сумму 10,2 млн руб. Объем предоставленной финансовой поддержки предприятиям варьируются от 41,6 тыс. руб. до 1,6 млн руб. Это производители изделий из бумаги и картона, охлажденного мяса, торфа, лакокрасочные производства и лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия, предприятия, впускающие сельхозоборудование и готовые корма. География их поставок — от Финляндии до Гонконга.

При этом компания, получившая субсидию, должна будет продемонстрировать эффективность использования полученных средств — заключить как минимум один экспортный контракт и увеличить не менее чем на 5% выручку или не менее чем на 3% среднемесячную заработную плату сотрудникам.

Также по результатам отбора Минпромторга 13 экспортно ориентированных производителей из Ленобласти, разработавших корпоративные программы повышения конкурентоспособности, получат господдержку в виде льготных займов в рамках федерального и регионального проектов «Промышленный экспорт» нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». «Все представленные от предприятий Ленинградской области заявки одобрены Министерством промышленности и торговли России. Уверен, что эта поддержка станет для наших производителей хорошим стимулом для дальнейшего развития экспортной деятельности», — отметил Александр Дрозденко. Участники программы смогут получать экспортные кредиты коммерческих банков по ставкам в размере от 3 до 4,5% базовой ставки при условии ежегодного увеличения объемов экспортной выручки до 2024 года. Общая сумма заявок на финансирование проектов компаний Ленобласти составила более 20 млрд руб.