Скачок в рейтинге: как теплеет бизнес-климат на Северо-Западе
Материалы выпуска
Скачок в рейтинге: как теплеет бизнес-климат на Северо-Западе Инструменты «В работе с бизнесом важен баланс ручного управления и технологий» Компетенция Экспорт по новым стандартам Рынок Льготы точной настройки Решения
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Скачок в рейтинге: как теплеет бизнес-климат на Северо-Западе

За четыре года Ленобласть поднялась на 25 строчек в рейтинге инвестпривлекательности регионов. С чем связана эта динамика и как оценивают бизнес-климат сами инвесторы, разбирался РБК+.
Фото: www.ust-luga.ru

По итогам четвертого Национального рейтинга состояния инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ленинградская область впервые вошла в десятку наиболее привлекательных для инвесторов субъектов РФ. Стартовав в 2016 году с 34-го места, регион продемонстрировал бурную динамику роста, переместившись в 2017 году на 20-е место, в 2018-м — на 12-е, а в 2019 году — на девятую строчку из 85 субъектов РФ.

Целью рейтинга, созданного по поручению президента Владимира Путина, является оценка состояния инвестиционного климата в регионах по таким ключевым направлениям, как регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. При этом рейтинг не только показывает место региона в числе всех субъектов, но и отражает сильные и слабые стороны по каждому из направлений.

«Следует отметить, что в подобных рейтингах лидирующие позиции чаще отводятся регионам с мощным ресурсно-сырьевым потенциалом, однако в оценке 2019 года важное место занимал не только анализ инвестклимата, но и качество госуслуг, включая выдачу разрешений и лицензий, регистрацию юридических лиц и поддержку малого бизнеса», — говорит доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Соколов.

С каждым годом конкуренция среди участников рейтинга возрастает, отмечают в АСИ. «Регионы в жесткой конкурентной борьбе наступают друг другу на пятки в улучшении инвестиционного климата», — заявила, представляя итоги рейтинга, гендиректор агентства Светлана Чупшева. По ее словам, в этом году только для того, чтобы сохранить занимаемую позицию, необходимо было улучшить семь показателей из 44, а чтобы подняться вверх — продемонстрировать прогресс не менее чем по 50% показателей. «Для регионов это огромный вызов: каждый показатель — это большая работа, и работа не одного дня», — подчеркнула глава АСИ.

«Ленинградская область всегда была в лидерах по привлечению инвестиций в регион, по росту количества жителей, занятых в малом и среднем бизнесе, и количеству предприятий, по финансовой поддержке малого и среднего бизнеса. Но у нас были и сложности, связанные с регистрацией предприятий, получением технических условий, подведением инженерных коммуникаций. Наша команда совместно с Агентством стратегических инициатив ознакомилась с лучшими практиками регионов и применила их в Ленинградской области», — заявил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

Прогресс на разных направлениях

Рост региона на три позиции в рейтинге связан с открытием специализированных МФЦ для бизнеса и эффективной работой новой команды Росреестра, уверен заместитель председателя правительства Ленинградской области по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов.

Так, рейтинг оценивает качество предоставления в регионе госуслуг для бизнеса — время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (такими, как регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям). Ленобласти удалось сократить число процедур, необходимых для регистрации юрлиц и прав собственности, а также процедур при подключении к электросетям. Кроме того, прогресс был зафиксирован по показателю «Оценка деятельности органов власти по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Вторая группа показателей характеризует эффективность институтов для бизнеса — наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды. Здесь Ленинградская область улучшила прошлогодние результаты по показателю «Наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты и поддержки инвесторов», а также «Интернет-портал об инвестиционной деятельности» — по обоим пунктам регион вошел в группу лидеров.

Третья группа оценивает наличие и качество инфраструктуры в регионе и доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности — от автомобильных дорог до технопарков. В ней прогресс в 2019 году отмечался по показателям, связанным с постановкой на кадастровый учет, — сокращение времени на процедуру и улучшение оценки деятельности органов власти в этой области. Кроме того, регион получил более высокую оценку по доступности необходимых трудовых ресурсов.

Четвертая группа показателей рейтинга посвящена уровню развития малого предпринимательства и эффективности мер его поддержки. В последнем рейтинге Ленобласть улучшила позиции по таким критериям, как доля рабочих мест в бизнес-инкубаторах и технопарках в общем числе занятых на малых предприятиях, доля государственных и муниципальных контрактов с субъектами МСП в общей стоимости контрактов, оценка процедур получения арендных площадей малым бизнесом и доступность для него кредитных ресурсов.

Ленинградская область стабильно занимает позицию одного из лидеров роста Национального рейтинга АСИ, отмечала по его итогам уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ленинградской области Елена Рулева. «Это подтверждает результат 2019 года и дает дополнительную мотивацию не останавливаться на достигнутом. Предстоит продолжение работы над цифровой платформой для инвесторов, снижением административного давления на бизнес, взаимодействием с контрольно-надзорными органами в рамках проектной логики», — указывала омбудсмен.

Методология рейтинга в значительной степени опирается на мнение предпринимательского сообщества, которое не всегда может быть довольно сложившейся ситуацией в отдельно взятом регионе, говорит основатель блокчейн-платформы Universa Александр Бородич. «Это одна из причин, почему некоторые регионы как резко взлетают, так и резко падают в рейтинге. Другая причина — внешняя: приход инвесторов под конкретные проекты, выделение финансирования и т.д. При этом топ-10 в рейтинге довольно устойчив, так как в него входят самые успешные и эффективные регионы», — уверен он.

Рейтинг достаточно точно отражает сложившийся уровень экономической активности региона, но слабо связан с его потенциалом в современной цифровой экономике, отмечает профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г.В. Плеханова Константин Ордов. «Индекс не учитывает один из самых главных факторов трансформации современной мировой экономики. Для текущей оценки регионов рейтинг вполне репрезентативен, но опросы и экспертные оценки отражают индустриальный подход к развитию экономики, что для постиндустриального общества является несколько устаревшим», — отмечает эксперт.

Бизнес идет за поддержкой

Впрочем, инвесторы готовы подтвердить результаты рейтинга собственными действиями. «На наш взгляд, Ленинградская область сейчас является одним из лидеров среди российских регионов по привлечению инвестиций. Мы видим, что каждый год общий объем средств, которые вкладывают в Ленобласть предприниматели, увеличивается», — говорит заместитель генерального директора по взаимодействию с федеральными и региональными органами государственной власти ООО «Новотранс Актив» Вячеслав Петренко. Компания занимается строительством терминала для перевалки руды и зерна в порту Усть-Луга мощностью более 24 млн т, а в сентябре начала строительство нового Балтийского вагоноремонтного завода в Волосовском районе. Суммарный объем инвестиций холдинга «Новотранс» в регион оценивается почти в 50 млрд руб. По словам представителя компании, регион предоставляет инвесторам редкие условия. «Например, налог на прибыль понижается до 13,5% (на срок до шести лет), а налог на имущество — так и вовсе до нуля», — указывает Вячеслав Петренко.

«Когда мы начали работать в Ленобласти, там уже действовал продвинутый механизм по работе с инвесторами, какими бы они ни были — иностранными, российскими. Достаточно сильная команда со стороны инвестиционного блока дает возможность эффективно, быстро в режиме «одного окна» решать проблемы предпринимателей. Регион также предоставляет существенные налоговые льготы на прибыль и на имущество. Благодаря наличию законодательной базы, направленной на поддержку масштабных инвестиционных проектов, они согласуются веерно, как местными, так и федеральными властями. Это открывает для инвестора дополнительные возможности, в том числе связанные с землей», — комментирует Дмитрий Танаев, начальник юридической службы группы компаний «Ультрамар» (реализует проект строительства промышленно-логистического парка по хранению и перевалке минеральных удобрений в порту Усть-Луга).

Режим «одного окна» на базе Агентства экономического развития — важный механизм для инвесторов, добавляет Дмитрий Танаев. «Вас буквально берут за руку и пошагово проводят, понимая, что задача у инвесторов и местных властей одна — реализация проектов. Нечто подобное существует за границей и в других регионах, но чтобы это было так адаптировано под российские реалии, механизмы, правовые условия — такого я еще нигде не встречал», — говорит он.

Из десятки — в тройку

Однако останавливаться на достигнутом в регионе не собираются. «Нам есть над чем работать, есть к чему стремиться и шаг за шагом двигаться к амбициозной задаче — попасть в тройку лидеров рейтинга», — заявил Александр Дрозденко.

Шансы на это у региона есть, полагают эксперты. «Ленобласть вполне может рассчитывать не только на закрепление в первой десятке рейтинга, но и на рост, который основан на результатах инфраструктурных проектов (например, порт Усть-Луга), создание зон с льготным налоговым режимом и решенин проблем моногородов», — указывает Константин Ордов.

«В целом десятка лидеров рейтинга достаточно стабильна и ее не покидают такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Тюменская, Калужская, Тульская, Московская, Ульяновская и Белгородская области, а также Чувашская Республика», — отмечает Максим Соколов. По его словам, заметный рост рейтинговых позиций отдельных регионов произошел благодаря планомерной реализации «дорожных карт» и предпринимаемым усилиям со стороны региональных и местных властей. «Таким образом, перспективы улучшения позиций Ленинградской области будут зависеть от целенаправленной и слаженной работы органов власти по формированию благоприятной бизнес среды», — заключает он.