Льготы точной настройки
Материалы выпуска
Скачок в рейтинге: как теплеет бизнес-климат на Северо-Западе Инструменты «В работе с бизнесом важен баланс ручного управления и технологий» Компетенция Экспорт по новым стандартам Рынок Льготы точной настройки Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Льготы точной настройки

Новый закон о региональных инвестиционных проектах и статус ТОСЭР на территории моногорода Пикалево помогут Ленобласти сохранить конкурентоспособность в борьбе за инвестора.
Фото: Пресс-служба

По итогам 2018 года Ленинградская область привлекла инвестиций на общую сумму 470 млрд руб., то есть около 44% ВРП было сформировано именно за счет инвестиций. «Это один из мировых уровней, это уровень Китая, который нам всем ставят в пример», — отмечал в докладе о деятельности правительства глава региона Александр Дрозденко. Рост объема инвестиций в реальном выражении составил 26,8% по сравнению с 2017 годом, при этом положительная динамика отмечалась и в предыдущие годы. 60% инвестиций приходится на инфраструктурные объекты. Крупнейшими инвесторами в регионе выступают ООО «Криогаз-Высоцк», Ленинградская АЭС, «ЕвроХим», «Филип Моррис Ижора», агрофирма «Выборжец», ООО «Нокиан Тайерс», «Кнауф Петроборд», «Газпром нефть», «ФосАгро» и др.

По итогам оценки эффективности деятельности региональных органов власти субъектов по достижению высоких темпов роста экономического (налогового) потенциала за 2017 год, проведенной Минэкономразвития РФ, Ленобласть оказалась на пятом месте среди всех субъектов РФ, а в марте 2019 года министерство признало регион лидером по качеству проводимой инвестиционной политики. С 2014 года в области действует региональный инвестиционный стандарт.

В основе инвестиционной активности региона лежат не только выгодное географическое положение, развитая инфраструктура и наличие квалифицированных кадров, но и обширная система налоговых льгот. Так, для инвесторов, готовых вложить в промышленное производство не менее 50 млн руб., предусмотрено прогрессивное пакетное решение, позволяющее одновременно получить налоговые льготы и на прибыль, и на имущество. Особый набор налоговых льгот действует на территории опережающего социально-экономического развития «Пикалево».

Инвестиционная реформа

Сейчас в рамках областного закона 113-оз «О режиме государственной поддержки организаций...» для инвесторов, вкладывающих не менее 300 млн руб., ставка налога на прибыль может быть снижена с 20 до 13,5%. Однако с 2023 года в связи с изменением федерального законодательства регионы больше не смогут устанавливать новые льготы по налогу на прибыль организаций, исключение предусмотрено лишь для специальных инвестиционных контрактов (СПИК), территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и региональных инвестиционных проектов (РИП).

Такое ограничение выглядит вполне разумным, полагает профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г.В. Плеханова Константин Ордов. «Меры поддержки в виде льгот способны исказить конкурентную среду, поэтому такой инструмент целесообразно использовать не веерно, а очень взвешенно», — говорит эксперт.

«Запрет на установление регионами пониженной ставки по налогу на прибыль организаций может стать мерой регулирующего воздействия, переориентирующей инвестиционную политику субъектов РФ в сторону активизации мер по созданию иных благоприятных для инвестора режимов — территории опережающего развития, специальный инвестиционный контракт, региональный инвестиционный проект», — отмечает доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ имени Г.В. Плеханова. Максим Соколов.

Механизм РИП изначально создавался для стимулирования инвестиционной политики на Дальнем Востоке, а с 2017 года был распространен и на другие субъекты РФ. Соответствующий статус может получить проект, направленный на производство товаров (за исключением добычи и транспортировки нефти и газа и выпуска подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов).

Однако законодательство Ленобласти такого инструмента не предусматривало. Поэтому в ноябре 2019 года Законодательное собрание области приняло новый закон «О мерах стимулирования при реализации региональных инвестиционных проектов на территории Ленинградской области». Он предусматривает создание нового механизма налоговой поддержки инвестиций, имеющих статус региональных инвестиционных проектов. Таким инвесторам предлагается снизить до 10% ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в региональный бюджет, а также освободить их от уплаты налога на имущество организаций.

Получить льготы смогут компании, вложившие в РИП от 50 млн руб. (взамен нижней границы в 300 млн руб., предусмотренной прежней системой льгот). При этом доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, должны составлять не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Это означает, что среди инвестиционных проектов будут преобладать новые производства.

«РИП является для региональных властей инструментом, обеспечивающим активизацию производственной деятельности, насыщения рынка товарами, а также управления и контроля объемами капвложений в соответствии с инвестиционной декларацией. Таким образом, мы можем наблюдать трансформацию механизмов государственной налоговой и инвестиционной политики в сторону более точечного воздействия на инвесторов и предпринимателей, что в перспективе может стать весьма эффективным», — говорит Максим Соколов.

Льготы будут действовать с момента получения первой операционной прибыли до налогового периода, в котором экономия от применения налоговых льгот не превысит объем инвестиций. При этом для инвестиционных проектов от 50 млн до 500 млн руб. срок действия льгот составит не более четырех лет, а при инвестициях свыше 500 млн руб. — не более шести лет.

«По федеральному законодательству мы РИП должны предоставлять только льготу по налогу на прибыль. Мы единственный субъект России, где предусмотрены налоговые льготы на имущество на одинаковый срок со льготами по налогу на прибыль. Для инвесторов на начальном этапе реализации проекта преференции по имуществу зачастую важнее», — отмечал заместитель председателя правительства Ленобласти по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов. В областной администрации уверены, что новый закон позволит не только усовершенствовать регулирование господдержки инвесторов, но и будет способствовать сохранению конкурентоспособности региона в борьбе за инвестора.

Благодаря налоговым льготам повышается рентабельность бизнеса, а многие инвесторы использует эти средства для повторных вложений. Наиболее яркий пример — компания «Нокиан Тайерс». В 2011 году в связи с созданием завода по производству автомобильных шин компании и ее торговому дому предоставлялись инвестиционные льготы и субсидии на компенсацию затрат в связи с производством и реализацией продукции. Эти меры повлияли на решение «Нокиан Тайерс» продолжить инвестиционную деятельность и вложить в 2018 году еще 4 млрд руб. в развитие завода. Такие дополнительные инвестиции позволили самой компании повысить свою эффективность, а Ленинградская область получила дополнительные 90 рабочих мест и 670 млн руб. налоговых поступлений ежегодно.

Инструмент РИП прогрессивен и сложен в реализации, отмечает Константин Ордов. «То, что было хорошо в одном регионе, совсем не гарантирует аналогичную эффективность для другого, принимая во внимание объем финансирования и уровень административного сопровождения, который мы наблюдали на Дальнем Востоке. Налоговые льготы приятны, но главным является доходность бизнеса», — говорит эксперт.

Льготы с опережением

Помимо инвесторов со статусом РИП область сохранит возможность предоставлять пониженную ставку по налогу на прибыль резидентам ТОСЭР «Пикалево», созданной в марте 2018 года. За счет существенных налоговых льгот эта территория рассматривается в основном под размещение проектов компаниями, относящимися к малому и среднему бизнесу.

Так, в статусе резидента ТОСЭР инвестор получает существенные льготы и преференции. В частности, в первые пять лет инвестор не уплачивает налог на имущество, а в последующие пять лет его ставка снижена до 1,1%. Налог на прибыль в части уплаты в федеральный бюджет отменен на первые пять лет, в региональной части в первые пять лет он составит 5%, в последующие пять лет — 10%. На период десять лет отменен земельный налог, на этот же период для инвестора снижены взносы во внебюджетные фонды с 30 до 7,9%.

Сегодня резидентами ТОСЭР «Пикалево» являются два инвестора — кондитерская фабрика ООО «Ф. Скрупской» и копания «Питэк», которая реализует инвестиционный проект по производству термообработанной и пропитанной древесины по новейшей российской технологии. На рассмотрении находятся еще несколько заявок от потенциальных инвесторов «Пикалево». Кроме того, Ленинградская область направила заявку в Минэкономразвития России о внесении изменений в перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых на ТОСЭР действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.


Региональные льготы проверят на эффективность

Поправки в Налоговый кодекс РФ, принятые в декабре 2018 года, ввели понятие «налоговые расходы публично-правового образования». Речь идет о выпадающих расходах бюджетов разных уровней, связанных с предоставлением налоговых льгот и других видов преференций (по сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное соцстрахование) в рамках различных мер поддержки. Оценка налоговых расходов должна проводиться ежегодно региональным правительством и учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта. Общие правила такой оценки в июне 2019 года были утверждены правительством РФ. Так, начиная с 2020 года все налоговые льготы, которые предоставляют регионы и муниципалитеты, должны быть сведены в единые реестры (социальные, стимулирующие и технические меры поддержки) с указанием общего объема, принадлежности к госпрограммам и программам субъектов, нормативных документов, на основе которых они предоставляются. Эффективность льгот и их соответствие целевому назначению (то есть задачам государственных и муниципальных программ) будут оценивать кураторы — представители местных органов власти, ответственные за их предоставление (сведения предоставит ФНС). Неэффективные льготы, то есть такие, бюджетный эффект от которых окажется ниже расходов, предполагается отменять или заменять альтернативными мерами поддержки. Сверкой полученных сведений будет заниматься Минфин, он же будет оценивать соответствие льгот целям федеральных субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности, то есть в случае нерационального предоставления льгот дотационными регионами объем федеральных трансфертов может быть снижен.