Решения , Весь мир ,  
0 

Ответственное дело

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
За 20 лет, что существует социальное предпринимательство, для этого явления появились десятки определений. Правильного не существует. Но это важный сектор бизнеса, а его развитие — признак здорового общества.

Нынешним летом социальное предпринимательство (СП) получило важный импульс для дальнейшего развития: понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» были внесены в федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Круг задач, решаемый такими предприятиями, достаточно широк. Многие их основатели начинали с того, что, столкнувшись с той или иной социальной проблемой, не только сумели решить ее, но и сочли свой опыт достаточно успешным, чтобы поделиться им с другими.

Региональная поддержка

Социальный бизнес — особое направление предпринимательства. Это проекты, которые предоставляют жителям общественно значимые услуги. «Это реабилитация людей с ограниченными возможностями или, например, инновационные обучающие программы, помогающие детям раскрыть свой потенциал, услуги в сфере здравоохранения, культуры и спорта. Поддержка социального предпринимательства — один из приоритетов правительства Московской области», — говорит заместитель председателя правительства Московской области Вадим Хромов.

Принятые поправки в федеральный закон предусматривают возможность адресной финансовой, имущественной, информационной, консультационной господдержки для соцпредприятий, включенных в единый реестр ФНС. Этот ответ федеральной власти узаконил давно действующие в регионах инициативы. Они связаны с тем, что социальное предпринимательство — нужный обществу, но низкодоходный бизнес. По данным министерства инвестиций и инноваций Московской области, среднемесячный доход у 30% подобных предпринимателей не превышает 50 тыс. руб., а у 35% колеблется в пределах 50–100 тыс. руб., то есть фактически представляет собой самозанятость. Иными словами, большинству подобных полезных инициатив как воздух нужна помощь для дальнейшего развития. Только при наличии такой централизованной поддержки можно говорить о социальной эффективности этого явления и росте субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Лучший социальный проект
Привлечь внимание общества к теме социального предпринимательства призван ежегодный Всероссийский конкурс «Лучший социальный проект года». Организатором выступает ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» при поддержке Министерства экономического развития РФ и Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). В прошлом году на IV Всероссийском конкурсе в числе победителей, например, названы два проекта из Московской области. Первый — «Русская музейная чайная» Татьяны Фединой из Звенигорода, отмеченный в специальной номинации фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Второй — продукт «Ходунки, изготавливаемые по индивидуальному заказу, с дополнительными функциями» Марины Чулковой из Электростали. Данный проект был отмечен в специальной номинации «Лучший социальный проект, созданный женщиной» от Совета Федерации.
В рамках V Всероссийского конкурса в нынешнем году Министерство инвестиций и инноваций Московской области провело региональный отборочный этап, отобраны восемь победителей. Список всероссийских лауреатов будет утвержден на заседании экспертной комиссии конкурса в Минэкономразвития РФ. Торжественная церемония их награждения пройдет в феврале следующего года в Сочи в рамках Российского инвестиционного форума. 

Льготное кредитование

Сегодня льготы сопровождают «социального бизнесмена» с самого начала его деятельности. Для впервые зарегистрированных в этом сегменте индивидуальных предпринимателей с 2015 года введены налоговые каникулы сроком на два года по упрощенной (49 видов деятельности) и патентной (37 видов деятельности) системам налогообложения. В дальнейшем для работающих по упрощенной системе налогообложения установлена пониженная налоговая ставка в размере 10% (стандартная составляет 15%) от объекта налогообложения.

При открытии дела и его расширении социальные предприниматели, как и в других сферах бизнеса, нередко сталкиваются с нехваткой средств. Однако коммерческие банки крайне неохотно выдают кредиты владельцам небольших предприятий, а если и выдают, то под неподъемные проценты. В Московской области выход найден: социальные предприниматели могут получить займы от Московского областного фонда микрофинансирования. Размер такого займа составляет до 5 млн руб. на срок до трех лет. Годовая процентная ставка составляет от 6,25 до 12,5%. В 2019 году будет выдано 150 микрозаймов на сумму 350 млн руб., в том числе 33 займа социальным предпринимателям на сумму 57 млн руб. «У областного фонда микрофинансирования достаточно недорогие кредиты, которые можно получить без залога, под поручительство физлиц», — говорит руководитель красногорского детского сада It’s Kids Екатерина Кузнецова. По ее словам, предлагаемый фондом процент гораздо гуманнее банковского; кроме того, большинство коммерческих банков социальный бизнес просто не кредитует. С фондом удобно сотрудничать: можно подавать заявку на разные суммы и открывать кредитные линии — взять один кредит и при условии успешной выплаты получить дополнительную сумму в пределах определенного лимита. «Можно договориться и об индивидуальном графике погашения в соответствии с сезонными особенностями бизнеса — например, для нас важна возможность летом выплачивать поменьше, а в течение года побольше. Сотрудничество с фондом микрокредитования для нас стало удобным способом развития», — делится опытом Екатерина Кузнецова.

Помимо кредитной поддержки «социальщикам» оказывают помощь с поиском помещения. Подмосковные власти ежегодно увеличивают количество объектов в перечнях областного и муниципального имущества, подлежащего сдаче в аренду субъектам МСП без проведения торгов. Сегодня число таких объектов приближается к 2 тыс., большая их часть принадлежит муниципальным образованиям. И с 2015 года предприятия, оказывающие социально значимые виды услуг, имеют возможность приобрести площади из этого перечня в аренду с 50-процентной скидкой. На начало октября нынешнего года число предприятий-льготников составило 465, а общая площадь арендуемых ими помещений — 44 216 кв. м. В лидерах предоставления льготной аренды — Люберцы, Дубна, Королев, Можайск, Подольск, Протвино, Домодедово.

Еще один путь для бизнесменов — пользоваться площадями и сопутствующими услугами коворкинг-центров (их количество в области на данный момент — около 30). С нынешнего года МСП могут сделать это на конкурсной основе. Первые десять претендентов, подавших заявки, уже получили в коворкингах бесплатные рабочие места и возможность бесплатно пользоваться всей инфраструктурой в течение полугода. Остальным участникам конкурса на данные виды услуг предоставлена скидка 50%. Уточнить информацию о предоставление льготных рабочих мест возможно в коворкинг-центрах.

Выборочное субсидирование

Наверное, самая важная для предпринимателей льгота — бюджетная субсидия (см. справку), выделяемая на конкурсной основе. Эти деньги должны компенсировать самые весомые для социальных предпринимателей затраты — аренду и ремонт помещения, коммунальные услуги, приобретение необходимого для деятельности инвентаря, а также обучение и повышение квалификации работников, медицинское обслуживание и специальное питание детей в яслях. Выделяемая субсидия рассчитана на компенсацию 85% вышеперечисленных произведенных затрат и составляет до 3 млн руб. при открытии ясельных групп и 2 млн руб. для СП в остальных видах деятельности. По данным министерства инвестиций Московской области, субсидия, выплачиваемая с 2014 по 2018 год, уже позволила социальным предприятиям сохранить 4920 рабочих мест и создать 1980 новых. За последние шесть лет субсидии на общую сумму около 530 млн руб. получило 531 малое предприятие.

Кому поможет бюджет
Бюджетное субсидирование на конкурсной основе осуществляется по следующим основным направлениям: социальное обслуживание; здравоохранение; физкультурно-оздоровительная деятельность; реабилитация инвалидов; создание и развитие детских центров; производство и реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий; культурно-просветительская деятельность (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские); предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющих к ним ограниченный доступ; ремесленничество.

«Я получаю господдержку в течение нескольких лет, — рассказывает руководитель детского клуба «Какаду» из Красногорска Марина Давыдова. — Она предоставляется на конкурсной основе компаниям, которые укрупняются, развиваются, добавляют к своей деятельности новые направления, реализуют смелые идеи». По словам Марины Давыдовой, претенденты на господдержку должны, в частности, продемонстрировать увеличение выручки, которое свидетельствует, во-первых, о росте налоговых отчислений в областной бюджет, во-вторых, о создании новых рабочих мест: «В нашем клубе каждый год увеличивается финансовый оборот, создается два-три новых рабочих места, растет число детей, которых мы обучаем».

Возвращение 85% средств по затратам через субсидию — значимая мера поддержки. «Благодаря ей мы получили возможность увеличить площадь для ведения занятий с 100 до 160 кв. м, закупить дополнительное оборудование для работы гончарной мастерской, конструкторы для открытия нового направления — робототехники, — рассказывает руководитель центра культуры и искусств «Деревянная лошадка» Ирина Николаенко. — В планах — закупить дополнительное число ноутбуков, увеличить мощности по оборудованию».

Субсидия позволяет компенсировать и уже понесенные затраты, например по арендным платежам. «В нынешнем году мы выиграли на конкурсе такую субсидию. Она позволила нам развить бизнес, открыть дополнительные центры, — говорит генеральный директор ООО «Красивая речь» Екатерина Секацкая. — Наш бизнес имеет сезонную направленность — летние месяцы почти полностью выпадают, а за аренду платить надо, и общий срез с точки зрения прибыльности остается низким». Если бы не данная поддержка, говорит предприниматель, ни о каких перспективах развития речи бы не шло: «Благодаря ей мы сейчас имеем возможность направить деньги на открытие новых центров. Важно также, что эта поддержка не авансовая, а целевая — это сильно снижает наши бизнес-риски. Я считаю, что это грандиозное дело, благодаря которому социальное предпринимательство в Подмосковье развивается».

Социальная проекция

Сегодня, как отмечают в министерстве инвестиций региона, благодаря 517 частным дошкольным учреждениям, которые посещают более 11 тыс. воспитанников, в Подмосковье, во-первых, практически ликвидированы очереди в детские сады, а во-вторых, все дети имеют возможность подготовиться к школе. Каждый седьмой молодой житель Московской области в возрасте от пяти до 18 лет получает дополнительное образование в частных учреждениях. 65 частных организаций в 29 муниципальных образованиях занимаются психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья (таких в области более 23 тыс.). Это результаты деятельности только нескольких направлений, в которых работают социальные предприниматели, в реальности их больше.

«Соцпредпринимательство важно для развития не только крупных, но и небольших муниципальных образований Подмосковья», — считает руководитель офиса «Мой бизнес» городского округа Истра, член Общественной палаты Московской области Ольга Попова. До малых городов иногда не доходят социальные программы, и там вопрос социального предпринимательства особо актуален, добавляет директор сети садовых центров «Мастер-Сад» Екатерина Косолапова: «Чем больше соцпредпринимателей действуют, тем больше вероятность удовлетворить нужды каждой семьи».

По словам Ольги Поповой, сегодня есть тенденция, что жители маленьких отдаленных округов стремятся на заработки в крупные города. Происходит отток кадров и талантов, не говоря уже о том, сколько времени человек фактически тратит впустую, добираясь до своей работы и обратно. Социальное предпринимательство тем и интересно, что можно организовать свое дело практически в шаговой доступности от дома и успешно развивать его при наличии господдержки, добавляет руководитель центра. «Сейчас для развития социального предпринимательства создается много условий, главное — не бояться сделать первый шаг», — подчеркивает Ольга Попова. $

Лучший социальный проект
Привлечь внимание общества к теме социального предпринимательства призван ежегодный Всероссийский конкурс «Лучший социальный проект года». Организатором выступает ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» при поддержке Министерства экономического развития РФ и Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

В прошлом году на IV Всероссийском конкурсе в числе победителей, например, названы два проекта из Московской области. Первый — «Русская музейная чайная» Татьяны Фединой из Звенигорода, отмеченный в специальной номинации фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Второй — продукт «Ходунки, изготавливаемые по индивидуальному заказу, с дополнительными функциями» Марины Чулковой из Электростали. Данный проект был отмечен в специальной номинации «Лучший социальный проект, созданный женщиной» от Совета Федерации.

В рамках V Всероссийского конкурса в нынешнем году Министерство инвестиций и инноваций Московской области провело региональный отборочный этап, отобраны восемь победителей. Список всероссийских лауреатов будет утвержден на заседании экспертной комиссии конкурса в Минэкономразвития РФ. Торжественная церемония их награждения пройдет в феврале следующего года в Сочи в рамках Российского инвестиционного форума. 

Решения На старт!
Скачать Содержание
Закрыть